Общие основы и особенности банковского кредитования хозяйствующих субъектов

Процесс предоставления банковского кредита хозяйствующим субъектам можно разделить на несколько этапов:

1) заявка на кредит и предварительные переговоры;

2) истребование необходимых документов;

3) оценка кредитоспособности заемщика;

4) принятие решения о предоставлении (непредоставлении) кредита:

5) заключение кредитного договора.

В соответствии с разработанными и принятыми у каждого банка направлениями отбора сотрудники кредитного подразделения (кредитные инспекторы) осуществляют прием заявок на получение кредита.

В заявке на кредит должны содержаться исходные сведения о требуемом кредитном продукте, а именно:

- цель кредитного продукта;

- размер кредитного продукта;

- вид и срок;

- предполагаемое обеспечение;

- планируемые источники погашения задолженности;

- краткая информация о фирме, ее основной деятельности, основных партнерах и перспективах развития.

Заявка оформляется на фирменном бланке организации и подписывается надлежащим должностным лицом (руководителем) организации, уполномоченным на совершение названных кредитных сделок.

Как правило, при первичном обращении клиента за получением кредита невозможно заранее определить вид и конкретные условия кредитного продукта. В этой связи кредитный работник в ходе предварительных переговоров с заемщиком должен обеспечить получение комплексной информации о будущем заемщике. Переговоры с будущим заемщиком относительно будущего кредита проводятся кредитным инспектором. В ходе переговоров кредитный инспектор разъясняет клиенту основные требования и стандарты кредитования, уточняет сведения о будущем заемщике и его бизнесе, об основных характеристиках испрашиваемого кредита, механизме и источниках его погашения, предлагаемом обеспечении, об имеющихся кредитах других банков, а также устанавливает наличие необходимых предпосылок и условий для данной кредитной сделки.

В ходе переговоров кредитному инспектору следует выяснить наиболее ключевые, базовые вопросы, представляющие наибольший интерес для банка как кредитора. При этом следует распределить вопросы по следующим группам.

1. Сведения о заемщике:

- полное юридическое наименование клиента, включая указание на его организационно-правовую форму;

- как давно учреждена (функционирует) фирма;

- кто основные акционеры (участники) фирмы;

- какую основную продукцию выпускает фирма, какие виды услуг она оказывает;

- каковы основные финансовые характеристики фирмы (валюта баланса, объемы (продаж, объем поступлений на счета в банке, какова средняя зарплата на предприятии);

- кто основные поставщики и покупатели;

- на каких условиях продается продукция (оказываются услуги).

2. Вопросы по поводу заявки о кредите:

- каково назначение кредита;

- на каких условиях клиент желает получить кредит: сумма, срок, доля собственного финансового участия в проекте, проценты (комиссия);

- кредит какого вида намеревается получить клиент.

3. Вопросы, связанные с погашением кредита:

- источники погашения кредита;

- имеется ли у клиента положительный опыт работы с кредитными ресурсами.

4. Вопросы по поводу обеспечения кредита:

- какое обеспечение предлагается клиентом;

- насколько оно ликвидно, находится ли под контролем клиента и может ли быть продано;

- является ли клиент собственником закладываемого имущества, либо оно является собственностью третьего лица;

- требуется ли разрешение какого-либо органа на стадии юридического оформления обеспечения;

- каким образом была произведена оценка имущества, предлагаемого в качестве обеспечения;

- подвержено ли обеспечение порче, каковы издержки по хранению обеспечения.

5. Вопросы о взаимоотношениях клиента с другими банками:

- клиентом каких банков является будущий заемщик;

- обращался ли он к другим банкам за кредитом, какова его кредитная история;

- почему клиент обратился за кредитом именно в этот банк;

- имеются ли непогашенные кредиты и каков их характер.

Для определения целесообразности предоставления кредита кредитный инспектор истребует от заемщика следующие документы:

1. Заполненную и подписанную клиентом анкету. Анкета обычно содержит сведения о клиенте и его руководящих лицах.

2. Юридические документы:

а) учредительные и регистрационные документы; в зависимости от вида юридического лица- устав либо учредительный договор и устав, Свидетельство (решение) о государственной регистрации;

б) карточка образцов подписей и печати (форма 0401026), заверенная нотариально;

в) документ, подтверждающий полномочия лица, имеющего право выступать от имени организации при ведении переговоров и подписывать кредитные договоры.

3. Финансовая отчетность:

а) баланс (форма № 1), отчет о финансовых результатах (форма № 2) не менее чем за 3 последние отчетные даты, отчет о движении денежных средств (форма № 4) и приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) за последний год, заверенные налоговым органом по месту регистрации;

б) расшифровка структуры дебиторской и кредиторской задолженностей (перечет основных дебиторов и кредиторов заемщика, сумма долга по ним);

в) справки:

- о полученных кредитах и займах;

- о выданных поручительствах;

г) копии выписок из расчетных и текущих валютных счетов заемщика, заверенные обслуживающим банком (банками).

4. Технико-экономическое обоснование (ТЭО, бизнес-план) использования кредита, отражающее экономическую эффективность и окупаемость затрат в течение периода, на который испрашивается кредит.

В ТЭО должны быть отражены:

а) основные виды деятельности предприятия и размер уплачиваемых налогов;

б) цель, на которую испрашивается кредит, с указанием конкретных направлений использования заемных средств;

в) предполагаемые сроки и сумма выпуска или приобретения продукции или оказываемых услуг с указанием расценок за единицу продукции или услуги;

г) планируемый рынок сбыта;

д) сумма ожидаемой прибыли от реализации (после уплаты платежей в бюджет).

ТЭО обязательно должно быть проанализировано кредитным инспектором банка и подписано с пометкой «Расчет проверен» и собственноручной подписью кредитного инспектора.

5. Договор (контракт), в связи с которым истребуется кредит.

6. В случае принятия в залог имущества от залогодателя затребуются соответствующие документы по залоговому имуществу.

9.2.4. Заключение кредитного договора с корпоративными клиентами

В случае принятия на заседании соответствующего кредитного комитета банка положительного решения о предоставлении конкретному клиенту кредита и его условиях, принятые условия сообщаются клиенту.

После достижения соглашения с заемщиком по всем существенным и необходимым условиям договора, установленным соответствующим решением кредитного комитета банка, ему предлагается подписать в 3 экземплярах кредитный договор установленного образца.

Одновременно от заемщика требуется представить письмо-распоряжение о бесспорном списании денежных средств с его счета для погашения задолженности по кредиту и процентам за пользование предоставленным кредитом.

Основные условия кредита - сумма, срок, обеспечение - устанавливаются кредитным комитетом банка. Указанные основные условия соответственно фиксируются в кредитных договорах.

Остальные условия договора устанавливаются следующим образом:

- срок уплаты процентов за кредит, как правило, ежемесячно (в исключительных случая ежеквартально);

- ставка процентов устанавливается в договоре, как правило, не более чем на 60 календарных дней от даты заключения кредитного договора, после чего новая процентная ставка фиксируется в дополнительном соглашении к кредитному договору.

Перечисление средств в соответствии с условиями кредитного договора. Кредитным инспектором выписывается распоряжение установленного образца в 2 экземплярах. Распоряжение подписывается кредитным инспектором, а также уполномоченным должностным лицом и передается сотруднику бухгалтерии. Один экземпляр распоряжения используется сотрудником бухгалтерии для совершения проводки, а 2 экземпляр распоряжения возвращается с отметкой «Принято к исполнению» и с указанным номером открытого ссудного счета. Этот экземпляр приобщается к кредитному делу.

Перечисление средств в счет кредита имеет следующие особенности. Средства, получаемые предприятиями со ссудных счетов в виде банковских ссуд в рублях, могут направляться в соответствии с кредитными договорами или на расчетные (текущие) счета заемщика, или непосредственно на оплату кредитуемых материальных ценностей и затрат, включая выдачу средств на заработную плату с одновременным перечислением соответствующих налогов и других обязательных платежей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: