Структурными элементами выпускной квалификационной работы в целом являются: обложка, содержание, введение, основная часть, состоящая из 2 или 3 глав, заключение, список литературы, приложения.
Оформление квалификационной (дипломной) работы студента-выпускника начинается с титульного листа ( Приложение №).
Далее приводится автореферат, оглавление (содержание), которое включает перечисление частей работы, начиная с введения и заканчивая приложениями с указанием страниц.
Введение. В нем дается краткая аргументация выбора темы квалификационной (дипломной) работы, обосновывается актуальность проблемы исследования, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, методология и методы исследования.
Кроме того, должна быть четко определена теоретическая база исследования, т. е. перечислены наиболее значимые теоретические труды и авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме; сформулировано и обосновано отношение студента-выпускника к их научным позициям. Далее следует показать научную новизну и практическую значимость работы. В конце Введения необходимо привести краткое содержание последующих глав квалификационной (дипломной) работы.
|
|
Актуальность. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность.
Обоснование актуальности темы исследования — одно из основных требований, предъявляемых к квалификационной (дипломной) работе студента-выпускника.
Для студента-выпускника выбор темы исследования начинается, прежде всего, с выбора наиболее интересующего его предмета из ранее изученных, а также с учетом его интересов и возможности использования результатов квалификационной (дипломной) работы в дальнейшей профессиональной деятельности.
Студент-выпускник должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния общественных явлений, сферы образования, искусствоведения, народного художественного творчества, которые актуализируют выбор темы. Необходимо также обосновать недостаточность ее разработанности в научных исследованиях, необходимость изучения проблемы в новых современных социально-общественных и иных условиях.
Выбор темы квалификационной (дипломной) работы и обоснование ее актуальности (значимости) представляет собой одну из важнейших и сложнейших задач квалификационной (дипломной) работы. Умение сформулировать тему исследования и впоследствии доказать ее актуальность является первым шагом к успешной защите квалификационной (дипломной) работы.
|
|
Объект и предмет исследования.
Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет (аспект) исследования во всех его взаимосвязях. Проще говоря, это определенная область реальной действительности либо сфера общественной жизни (социально-экономической, образовательной, художественной и т.д.). Объект исследования – то, что будет глубоко и всесторонне изучаться исследователем. Объект исследования всегда шире, чем его предмет.
Предмет исследования - это определенный элемент общественной жизни (реальности), который обладает очевидными границами, либо относительной автономностью существования.Предмет исследования – часть, отдельно взятая сторона объекта.
Нередко объект исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах деятельности. Объект исследования может одновременно претендовать и на сферу общественной жизни, и на сферу конкретных наук. Определение же предмета исследования — это, прежде всего, в какой-то мере уточнение «места и времени» действия.
Цель исследования — это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки квалификационной (дипломной) работы студентом-выпускником.Цельисследования – обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска.
В выпускной квалификационной работе формулировка ее цели допускает как субъективно-познавательный, так и практический характер. Однако в самом содержании исследования и, прежде всего, в теоретической его части необходим проблемный подход, сопровождающийся сопоставлением различных точек зрения, концепций, по отношению к которым автор работы высказывает свою позицию и обосновывает ее. Главное, чего следует избегать в реализации поставленной цели, — это реферативного изложения материала, при котором автор квалификационной работы ограничивается пересказом уже известных мыслей.
Задачи исследования в рамках квалификационной (дипломной) работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.
Следует стремиться к тому, чтобы формулировка задач исследования раскрывала поставленную цель. При этом нет принципиальных возражений против традиционной триады:
• изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;
• обобщить практический опыт работы;
• организовать опытно-экспериментальную проверку выдвигаемых теоретико-методических положений.
Однако в выпускной квалификационной работе ее задачи могут быть сформулированы более конкретно и целенаправленно.
Например: