Содержание и структура квалификационной (дипломной) работы

Структурными элементами выпускной квалификационной работы в целом являются: обложка, содержание, введение, основная часть, состоящая из 2 или 3 глав, заключение, список литературы, приложения.

Оформление квалификационной (дипломной) работы студента-выпускника начи­нается с титульного листа ( Приложение №).

Далее приводится автореферат, оглавление (содержание), которое включает перечисление частей работы, начиная с введения и заканчивая приложениями с указа­нием страниц.

Введение. В нем дается краткая аргументация выбора темы квалификационной (дипломной) работы, обосновывается актуальность проблемы исследования, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, методология и методы исследова­ния.

Кроме того, должна быть четко определена теоретическая база исследования, т. е. перечислены наиболее значимые теоретические труды и авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме; сформулировано и обос­новано отношение студента-выпускника к их научным позициям. Далее следует пока­зать научную новизну и практическую значимость работы. В конце Введения необходимо привести краткое содержание последующих глав квали­фикационной (дипломной) работы.

Актуальность. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность.

Обоснование актуальности темы исследования — одно из основ­ных требований, предъявляемых к квалификационной (дипломной) работе студента-выпускника.

Для студента-выпускника выбор темы исследования начинается, прежде всего, с выбора наиболее интересующего его предмета из ранее изученных, а также с учетом его интересов и возможности использования результатов квалификационной (дипломной) работы в дальнейшей профессиональной деятельности.

Студент-выпускник должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния общест­венных явлений, сферы образования, искусствоведения, народного художественного творчества, которые актуализируют выбор темы. Необходимо также обосновать недостаточность ее разработанности в научных исследованиях, необходимость изуче­ния проблемы в новых современных социально-общественных и иных условиях.

Выбор темы квалификационной (дипломной) работы и обоснование ее актуально­сти (значимости) представляет собой одну из важнейших и сложнейших задач квали­фикационной (дипломной) работы. Умение сформулировать тему исследования и впо­следствии доказать ее актуальность является первым шагом к успешной защите квали­фикационной (дипломной) работы.

Объект и предмет исследования.

Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет (аспект) исследования во всех его взаимосвязях. Проще говоря, это определенная область реальной действительности либо сфера общественной жизни (социально-экономической, образовательной, художественной и т.д.). Объект исследования то, что будет глубоко и всесторонне изучаться исследователем. Объект исследования всегда шире, чем его предмет.

Предмет исследования - это определенный элемент общественной жизни (реальности), который обладает очевидными границами, либо относительной автономностью существования.Предмет исследования – часть, отдельно взятая сторона объекта.

Нередко объект исследования определить дос­таточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах деятельности. Объект исследования может одновременно претендовать и на сферу об­щественной жизни, и на сферу конкретных наук. Определение же предмета исследования — это, прежде всего, в какой-то мере уточ­нение «места и времени» действия.

Цель исследования — это мысленное предвосхищение (прогнозирование) резуль­тата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки квалификационной (дипломной) работы студентом-выпускником.Цельисследования – обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска.

В выпускной квалификационной работе формулировка ее цели допускает как субъективно-познавательный, так и практический характер. Однако в самом содержании ис­следования и, прежде всего, в теоретической его части необходим проблемный подход, сопровождающийся сопоставлением различ­ных точек зрения, концепций, по отношению к которым автор работы высказывает свою позицию и обосновывает ее. Главное, чего следует избегать в реализации поставленной цели, — это реферативного изложения материала, при котором автор квали­фикационной работы ограничивается пересказом уже известных мыслей.

Задачи исследования в рамках квалификационной (дипломной) работы оп­ределяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.

Следует стремиться к тому, чтобы формулировка задач ис­следования раскрывала поставленную цель. При этом нет прин­ципиальных возражений против традиционной триады:

• изучить и проанализировать литературу по проблеме исследо­вания;

• обобщить практический опыт работы;

• организовать опытно-экспериментальную проверку выдвигаемых теоретико-методических положений.

Однако в выпускной квалификационной работе ее задачи мо­гут быть сформулированы более конкретно и целенаправленно.

Например:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: