1) Круглый стол – обсуждение какой-либо проблемы из выбранной ПО, в котором принимают участие с равными правами несколько экспертов (3-7 человек).
Задача дискуссии: с разных точек зрения рассматриваются вопросы из ПО. Приглашаются эксперты разных научных направлений, разных возрастов.
Техника проведения:
Перед началом убедиться, что все правильно понимают задачу.
· Регламент
· Четко сформулировать тему.
· По ходу дискуссии следить и не допускать подмены темы.
! Для экспертов этот метод очень привлекателен и научно полезен.
2) Мозговой штурм – метод раскрепощения и активации творческого мышления. (А. Осборн, США,1939г.): «Способ получения новых идей в условиях запрещения критики». Участвуют 10 человек и высказывают любые идеи. Ведущий с помощью вопросов «подогревает» генерацию. Продолжительность – 40 мин.
3) Экспертные игры
· Деловые игры
· Диагностические игры
· Компьютерные игры в обучении.
Деловая игра – предлагается производственная ситуация. Участники должны принимать решения, которые анализируются и помогают вскрыть закономерность мышления экспертов.
|
|
Диагностическая игра – деловая игра, применяемая для медицинской диагностики.
Существуют:
· Индивидуальные игры с экспертом. Играет инженер по знаниям «Учитель – ученик»
Пример: Врач (эксперт) ® больной ® Консультант (эксперт)
ЭС (эксперт) ® Пользователь (инженер по знаниям)
· Ролевые игры в группе
- несколько экспертов
- заранее составляется сценарий
- распределяются роли, к каждой роли готовится портрет-описание (с девизом)
- разрабатывается система оценивания игроков.
Принимают участие 3-6- экспертов. Главное, чтобы эксперты «заиграли»
· Игры с тренажерами
· Компьютерные экспертные игры: «Зоосад» 1989год.
Текстологические методы извлечения знаний
Методы извлечения знаний, основанные на изучении специальных текстов учебников, монографий, статей, методик и других носителей профессиональных знаний. Это наименее разработанная группа методов извлечения знаний.
Алгоритмы извлечения знаний из текста
1) Составление «базового» списка литературы для ознакомления с ПО и чтения по списку.
2) Выбор текста для извлечения знаний.
3) Беглое чтение, консультации специалиста по терминологии.
4) Гипотеза о макроструктуре текста.
5) Компрессия текста (смысловые этапы).
6) Определение связи между понятиями (граф текста).
7) Формулировка понимания ПО на основе макроструктуры текста.