Активные групповые методы извлечения знаний

1) Круглый стол – обсуждение какой-либо проблемы из выбранной ПО, в котором принимают участие с равными правами несколько экспертов (3-7 человек).

Задача дискуссии: с разных точек зрения рассматриваются вопросы из ПО. Приглашаются эксперты разных научных направлений, разных возрастов.

Техника проведения:

Перед началом убедиться, что все правильно понимают задачу.

· Регламент

· Четко сформулировать тему.

· По ходу дискуссии следить и не допускать подмены темы.

! Для экспертов этот метод очень привлекателен и научно полезен.

2) Мозговой штурм – метод раскрепощения и активации творческого мышления. (А. Осборн, США,1939г.): «Способ получения новых идей в условиях запрещения критики». Участвуют 10 человек и высказывают любые идеи. Ведущий с помощью вопросов «подогревает» генерацию. Продолжительность – 40 мин.

3) Экспертные игры

· Деловые игры

· Диагностические игры

· Компьютерные игры в обучении.

Деловая игра – предлагается производственная ситуация. Участники должны принимать решения, которые анализируются и помогают вскрыть закономерность мышления экспертов.

Диагностическая игра – деловая игра, применяемая для медицинской диагностики.

Существуют:

· Индивидуальные игры с экспертом. Играет инженер по знаниям «Учитель – ученик»

Пример: Врач (эксперт) ® больной ® Консультант (эксперт)

ЭС (эксперт) ® Пользователь (инженер по знаниям)

· Ролевые игры в группе

- несколько экспертов

- заранее составляется сценарий

- распределяются роли, к каждой роли готовится портрет-описание (с девизом)

- разрабатывается система оценивания игроков.

Принимают участие 3-6- экспертов. Главное, чтобы эксперты «заиграли»

· Игры с тренажерами

· Компьютерные экспертные игры: «Зоосад» 1989год.

Текстологические методы извлечения знаний

Методы извлечения знаний, основанные на изучении специальных текстов учебников, монографий, статей, методик и других носителей профессиональных знаний. Это наименее разработанная группа методов извлечения знаний.

Алгоритмы извлечения знаний из текста

1) Составление «базового» списка литературы для ознакомления с ПО и чтения по списку.

2) Выбор текста для извлечения знаний.

3) Беглое чтение, консультации специалиста по терминологии.

4) Гипотеза о макроструктуре текста.

5) Компрессия текста (смысловые этапы).

6) Определение связи между понятиями (граф текста).

7) Формулировка понимания ПО на основе макроструктуры текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: