Методы и проблемы извлечения знаний

Лекция

Стратегии получения знаний.

1) Извлечение знаний – процедура взаимодействия эксперта с источником знаний, в результате которой становится явным процесс рассуждений специалистов при принятии решения и структура их представлений о ПО.

Процесс извлечения знаний при разработке ЭС является сложным этапом.

Существуют следующие реальные трудности извлечения знаний:

1. Организационные неувязки

2. неудачный метод извлечения, несовпадающий со структурой знаний в данной области

3. неадекватная модель (язык) представления знаний

4. неумение наладить контакт экспертом

5. терминологический разнобой

6. отсутствие целостной системы знаний в результате извлечения только фрагментов и т.д.

Процесс извлечения знаний – длительная и трудоемкая процедура, в которой инженеру по знаниям, владеющему когнитивной психологией, системным анализом, математической логикой и др., необходимо воссоздать модель ПО, которой пользуются эксперты для принятия решения.

2) Приобретение знаний – процесс наполнения БЗ экспертом с использованием специализированных программных средств.

Например, система TEIRESIAS (1982), ставшая прародительницей всех инструментариев для приобретения знаний ЭС MYCIN.

3) Формирование знаний (машинное обучение) – процесс анализа данных и выявление скрытых закономерностей с использованием специального математического аппарата и программных средств.

К задачам машинного обучения относятся:

· задачи прогнозирования;

· идентификации функций;

· расшифровка языков;

· индуктивный вывод.

Обучение по примерам. Источник знаний – множество примеров из ПО.


Без применения ЭВМ С применением ЭВМ

Извлечение знаний

Приобретение знаний Формирование знаний

(машинное обучение)

Извлечение знаний. Теоретический аспект.

Теоретический аспект знаний складывается:

· психологический;

· лингвистический;

· гносеологический.

Психологический аспект является ведущим, обеспечивает эффективность взаимодействия между экспертом и инженером по знаниям.

 
 


Рис. Потери информации при разговорном общении.

1) Необходима атмосфера сотрудничества.

2) Важны: пол, возраст, личность, темперамент, мотивация.

– пол: гетерогенные пары м/ж.

– Возраст: 20>(ВэА)>5.

– Рекомендуемые компоненты личных черт для аналитика: доброжелательность, аналитичность, хорошая память, внимание, наблюдательность, большая собранность, настойчивость, общительность, находчивость).

– Темперамент = {холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик}

Флегматики и меланхолики медленнее усваивают информацию, но легче усваивают новое. Тем беседы медленней, нельзя торопить с ответами.

- Мотивация: стремление к успеху (стимулы для эксперта).

3) Процесс проведения процедуры извлечения знаний:

· Место проведения сеансов: небольшой кабинет;

· Отсутствие телефона и других помех;

· Дистанция беседы 1,2-3 метра;

· Продолжительность беседы 1,5-2 часа;

· Паузы через 20-25 мин.

· Большая часть информации является зрительной. Используются слайды, чертежи, рисунки.

· Протоколировать результаты беседы можно:

- запись на бумагу (наиболее распространена);

- диктофон;

- память.

· Фразы длиной 7±2 слова (минимальная потеря информации);

· Учет невербальной информации от эксперта (в форме ремарок).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: