Лекция
Стратегии получения знаний.
1) Извлечение знаний – процедура взаимодействия эксперта с источником знаний, в результате которой становится явным процесс рассуждений специалистов при принятии решения и структура их представлений о ПО.
Процесс извлечения знаний при разработке ЭС является сложным этапом.
Существуют следующие реальные трудности извлечения знаний:
1. Организационные неувязки
2. неудачный метод извлечения, несовпадающий со структурой знаний в данной области
3. неадекватная модель (язык) представления знаний
4. неумение наладить контакт экспертом
5. терминологический разнобой
6. отсутствие целостной системы знаний в результате извлечения только фрагментов и т.д.
Процесс извлечения знаний – длительная и трудоемкая процедура, в которой инженеру по знаниям, владеющему когнитивной психологией, системным анализом, математической логикой и др., необходимо воссоздать модель ПО, которой пользуются эксперты для принятия решения.
2) Приобретение знаний – процесс наполнения БЗ экспертом с использованием специализированных программных средств.
|
|
Например, система TEIRESIAS (1982), ставшая прародительницей всех инструментариев для приобретения знаний ЭС MYCIN.
3) Формирование знаний (машинное обучение) – процесс анализа данных и выявление скрытых закономерностей с использованием специального математического аппарата и программных средств.
К задачам машинного обучения относятся:
· задачи прогнозирования;
· идентификации функций;
· расшифровка языков;
· индуктивный вывод.
Обучение по примерам. Источник знаний – множество примеров из ПО.
Без применения ЭВМ С применением ЭВМ
Извлечение знаний
Приобретение знаний Формирование знаний
(машинное обучение)
Извлечение знаний. Теоретический аспект.
Теоретический аспект знаний складывается:
· психологический;
· лингвистический;
· гносеологический.
Психологический аспект является ведущим, обеспечивает эффективность взаимодействия между экспертом и инженером по знаниям.
Рис. Потери информации при разговорном общении.
1) Необходима атмосфера сотрудничества.
2) Важны: пол, возраст, личность, темперамент, мотивация.
– пол: гетерогенные пары м/ж.
– Возраст: 20>(Вэ-ВА)>5.
– Рекомендуемые компоненты личных черт для аналитика: доброжелательность, аналитичность, хорошая память, внимание, наблюдательность, большая собранность, настойчивость, общительность, находчивость).
– Темперамент = {холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик}
Флегматики и меланхолики медленнее усваивают информацию, но легче усваивают новое. Тем беседы медленней, нельзя торопить с ответами.
|
|
- Мотивация: стремление к успеху (стимулы для эксперта).
3) Процесс проведения процедуры извлечения знаний:
· Место проведения сеансов: небольшой кабинет;
· Отсутствие телефона и других помех;
· Дистанция беседы 1,2-3 метра;
· Продолжительность беседы 1,5-2 часа;
· Паузы через 20-25 мин.
· Большая часть информации является зрительной. Используются слайды, чертежи, рисунки.
· Протоколировать результаты беседы можно:
- запись на бумагу (наиболее распространена);
- диктофон;
- память.
· Фразы длиной 7±2 слова (минимальная потеря информации);
· Учет невербальной информации от эксперта (в форме ремарок).