Лингвистический аспект касается исследований языковых проблем общения

Язык эксперта и аналитика состоит из компонентов:

а) общенаучные термины;

б) специальные термины из литературы;

в) специальная терминология эксперта;

г) бытовой язык.

1) Создается общий язык (код). Аналитик выписывает все термины, употребляемые экспертом, и уточняет их смысл. Составляется словарь ПО.

2) Затем производится группирование терминов и выбор синонимов. Освоение аналитиком языка ПО – является первым условием к созданию адекватной БЗ.

3) Построение иерархической сети понятий ПО.

Гносеологический аспект извлечения знаний.

Объединяет методологические проблемы получения нового научного знания, поскольку при создании БЗ эксперт часто впервые формулирует некоторые закономерности, составлявшие его личный опыт.

Гносеологическая цепочка:

факт®обобщенный факт®эмпирический закон®теоретический закон

Извлечение знаний. Практические методы.

Классификация методов извлечения знаний.

Коммуникативные методы извлечения знаний охватывают методы и процедуры контактов инженеров по знаниям с непосредственным источником знаний – экспертом, а текстологические методы включают извлечение знаний из документов и специальной литературы.

Инженер познаниям комбинирует различные методы.

Коммуникативные методы.

Пассивные коммуникативные методы извлечения знаний включают такие методы, где ведущая роль в процедуре извлечения фактически передается эксперту, а инженер по знаниям только фиксирует рассуждения эксперта во время работы по принятию решений.

1) Наблюдения.

В процессе наблюдения инженер по знаниям находится рядом с экспертом во время его профессиональной деятельности. При подготовке к сеансу надо объяснить эксперту цель наблюдения и попросить максимально комментировать свои действия.

Сеанс может быть записан на видео.

Главное условие метода – невмешательство аналитика в работу эксперта.

Разновидности наблюдений:

1. наблюдение за нормальным процессом;

2. наблюдение за имитацией процесса.

Сначала полезно наблюдать за реальным процессом, чтобы глубже понять ПО, особенности принятия решений. (Для проектирования интерфейса пользователя).

Наблюдение имитации – процесс деятельности предст спец для аналитика. Иногда это единственный способ наблюдений. (Например, работа врача-психиатра).

Протоколы работы после расшифровываются и обсуждаются с экспертом.

 
 


2) Анализ протоколов «мысли вслух».

Эксперта просят не просто комментировать свои действия, но и объяснять как это решение было найдено, т.е. продемонстрировать цепочку своих рассуждений.

«Поток сознательного» ® «вербальные отчеты»

Сложность: М. Минский: «Только как исключение, а не как правило, человек может объяснить, что он знает». (1982)

Удачно проведенное протоколирование «мыслей вслух» является одним из наиболее эффективных методов, т.к. эксперт может проявить себя максимально ярко, ничто ему не мешает, он «парит в потоке собственных умозаключений и рассуждений». Это самый лестный для него способ.

Обычно метод анализа «мыслей вслух» дополняется одним из активных методов для реализации обратной связи между интерпретацией инженера по знаниям и представлениями эксперта.

3) Лекции

Если эксперт имеет опыт преподавания, то можно воспользоваться этим методом.

Для инженера по знаниям главное – умение конспектировать, а в конце задать необходимые вопросы.

Конспекты лекций одного и того же лектора у разных студентов различные. Списать конспект просят у 1-2 студентов из группы. Люди, умело ведущие конспект – сильные студенты.

Искусство ведения конспекта – в «помехоустойчивости» (записать главное, выделять фрагменты знаний (параграфы, под-параграфы), записать осмысленные фразы, уметь обобщить).

Продолжительность лекции 40-50 мин + 5-10 мин перерыв + 40-50 мин. Курс 2-5 лекций.

Активные коммуникационные методы (индивидуальные)

Это наиболее распространенные методы:

1) анкетирование;

2) интервью;

3) свободный диалог;

4) игры с экспертом.

1) Анкетирование – инженер по знаниям составляет вопросник или анкету.

Наибольший опыт анкетирования накоплен в социологии и психологии и имеются следующие рекомендации:

· Анкета не должна быть скучной, монотонной;

· Анкета должна быть приспособлена к языку эксперта;

· Последовательность вопросов должна быть продумана;

· Анкета должна быть оптимально избыточна (т.е. число контрольных вопросов должно быть минимально).

2) Интервью – инженер по знаниям задает эксперту заранее подготовленную серию вопросов. Его коллега – аналитик может по ходу беседы опускать ряд вопросов и вставлять другие, менять темп общения, личное эмоциональное воздействие на эксперта (невербалика).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: