Как использовать того, кто стоит ниже вас

«В любой иерархии сливки взбивают так долго, пока они сами не потекут за края тарелки», — сказал один из самых удачливых менеджеров в США. Вам все ясно, не правда ли?

Здесь речь пойдет прежде всего о руководящем со­ставе, о том, как выжить в мире конкуренции, которая наверху еще жестче и сильнее, чем внизу и в центре. Каждый начальник всегда имеет две стороны существова­ния: как он работает сам и как он заставляет работать тех, кто ему подчиняется. Находится ли он сам под сильным давлением на него сверху или давит на тех, кто внизу? Может ли он это сделать, хочет ли он это сделать, раз­решено ли ему это сделать?

«Жизнь начальника — это работа раба»,— неоднократ­но подчеркивают многие начальники. Это происходит по­тому, что они или вынуждены работать так же, как и их подчиненные, или потому, что работают много, а зарплату получают «рабскую». «Кто работает, на того тоже работа­ют» — гласит одна баварская пословица. Так что если шеф держит в ежовых рукавицах все отделение, то и его, видимо, тоже в них держат.

Раньше, в средние века, все было гораздо проще. Тот, кто стоял на вершине пирамиды, отдавал приказания, тот же, кто стоял внизу, должен был их выполнять. Однако времена все же изменились. Служащие на предприятиях «Круппа» как раньше, так и до сих пор сталкиваются с силь­ными проявлениями власти. Такие понятия, как «беспре­кословное подчинение приказам сверху», «внутреннее прав­ление», «наказание за ослушание», до сих пор являются сущностью этой фирмы.

Однако для многих фирм слепое подчинение все-таки уже перестало быть постоянной тенденцией, которую развивают и которую предпочитают многие начальники. Сегодня хорошее руководство прежде всего зависит не от того, насколько сильно запуганы ваши подчиненные и как быстро и без вопросов они выполняют ваши приказания, а от умения начальника вести себя психологически пра­вильно как по отношению к тем, кто находится в его подчинении, так и по отношению к вышестоящему руко­водству. На эту тему написано достаточное количество книг, но вывод из них один: научитесь не приказывать и тре­бовать только послушания, а мотивировать своих подчи­ненных и заставлять их думать.

Конечно, здесь речь пойдет не о том, как лучше всего научиться мотивировать своих подчиненных на вы­полнение ваших приказаний. Даже самый маленький на­чальник, если он хочет сделать карьеру, не должен нахо­диться в вечной спячке. Всегда улыбчивый, всегда дружелюбно настроенный шеф не должен вызывать и ма­лейшего желания подчиненных его покритиковать. И ни­каких личных или интимных отношений (о том, чем за­канчиваются такие отношения между начальником и его подчиненной, написано уже достаточно много книг).

Собственно говоря, если все это объединить, то можно сделать вывод, что в последние десятилетия сложились новые отношения между начальниками и подчиненными, кото­рые прежде всего основаны не на безоговорочном подчи­нении или интимных отношениях, а на понимании. Но при таком дружеском понимании не стоит забывать, что под­чиненных нужно держать на расстоянии! На все это уже обращалось внимание в предыдущих главах нашей книги:

вы уже должны знать, какие действия нужно для этого предпринимать, как держать в подчинении свою команду и как давить на нее в случае необходимости. При общении со своими подчиненными вы должны использовать как можно больше подобных трюков и уловок.

И не бойтесь, для этого вовсе не надо заканчивать курсы по психологии общения, на которых преподаются подобные дисциплины. Нет, здесь достаточно немного фантазии и опыта, который есть у каждого, кто когда-то занимал руководящий пост. Итак, посмотрим на тех, кто находится в вашем подчинении...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: