Процесс коммуникации

Углубленное изучение межличностной коммуникации предпола­гает рассмотрение еекак процесса, состоящего из этапов и стадий (рис. 1). Знание роли исодержания каждого из этапов позволяет более эффективно управлять процессом вцелом.
 
 
Рис. 1. Модель коммуникационного процесса Этап отправления включает в себя следующее шаги.Тот, кто передает информацию, называется отправителем. Это ключеваяроль, заключающаяся в проектировании и кодировании информации, предназначеннойдля передачи другим участникам процесса. Выполнение данной роли начинается сидентификации индивидом себя (кто я такой) в рамках коммуникационного процессаи формулирования значения или смысла того, почему и что он хочетпередать другому участнику. За этим следует кодирование идеи.Кодирование — это трансформирование предназначенного для передачи значения впослание или сигнал, который может быть передан. Кодирование в коммуникационномпроцессе начинается с выбора системы кодовых знаков — носителей информации.Носителями могут быть звук, свет, температура, запах, вкус, атмосферноедавление и физические действия. Далее носители организуются в определенную форму, которой могут быть речь, текст, рисунок, поступок и т.д. Умениеговорить, писать, жестикулировать, позировать играют важную роль в способностиотправителя кодировать передаваемо значение.В результате проведенных исследований формируется послание, содержащееданные с определенным значением. Смысл или значение послания представляютсобой принадлежащие отправителю идеи, факты, ценности, отношения и чувства. Приэтом отправитель считывает, что послание воспринято адекватно заложенному внего значению.Чем больше различие между тем, что было передано и что было получено, тем беднеемежличностная коммуникация. Так, например, профессионалы обычно имеют трудностив коммуникации с публикой в силу того, что они кодируют значение в формы,понятные только людям их крута (аббревиатура инженеров и чиновников,юридические термины, тексты контрактов и анкет и т.п.). Полное разли­чие впереданном и полученном значениях означает отсутствие у участников процессачего-то общего, так как сами собой вербальные и невербальные носителизначения не имеют.Послание посредством передатчика поступает в передающий канал, доводящий его до заданного адресата. Передатчиком может быть как сам человек(его тело и голос), так и техническое средство (телефон, радио, телекс,телефакс, телевизор, компьютер, робот и т.п.), а также химическое илифизическое состояние среды (жидкость, газ, твердые вещества, радиация, свет ит.н.). В качестве каналов используется сама среда (воздух, вода и свет) иразличные технические устройства и приспособления (линии, волны и т.п.). Так,напри­мер, разговор двух лиц может осуществляться непосредственно по телефонуили по радио. Как только передача послания или сигнала началась,коммуникационный процесс выходит из под контроля средства или человека, егопославшего. Отправленное послание обратно вернуть уже нельзя. В этот моментзаканчивается этап отправления начинается этап получения передаваемойинформации и понимания ее значения.Канал выводит послание на приемник, который фиксирует получение данногопослания по другую сторону канала. Если в ходе движения по каналу в посланиименяются его носители (кодовые знаки) или формы, то прием считается несостоявшимся.Тот, кого достигло и кому было адресовано послание, называется получателем.Это еще одна ключевая роль, выполняемая участником межличностнойкоммуникации, которая заключается не только в фиксации получения послания, нов значительной степени в раскодировании этого послания в понятное иприемлемое для получателя значение.Раскодирование включает восприятие (что получил) послания получателем, егоинтерпретацию (как понял) и оценку (что и как принял). Получить — еще неозначает понять, а понять — это еще не значит принять. Эффективнаякоммуникация устраняет причины для непринятия послания.Возможное искажение в значении послания связано с наличием в процессекоммуникации шума. Шум — это любое вмешательство в процесс коммуникации налюбом из его участков, искажающее смысл послания. Источниками шума, вносящегоопределенные изме­нения в значение передаваемого сигнала, могут быть каксредства коммуникационного процесса, так и организационные составляю­щие(многоуровневость, масштаб управляемости, централизация, дифференциация ит.д.), затрудняющие точную передачу сигнала. Шум присутствует всегда. Поэтомунеобходимо иметь в виду, что на всех этапах процесса коммуникации происходитнекоторое искаже­ние значения передаваемого послания. Эффективныйруководитель всегда попытается максимально преодолеть имеющийся шум илиснизить его уровень и передать смысл своего послания как можно точнее.Примерами наличия шума может быть следующее: звуковые ошибки в произношении;наличие более сильного параллельного сигнала; языковые ошибки; искажения влиниях связи; добавления к посланию на различных уровнях и т.д.Последним важным элементом коммуникационного процесса яв­ляется обратнаясвязь, появляющаяся в результате обмена участни­ков процесса ролями.Получатель становится отправителем, и наобо­рот, отправитель — получателем.Таким образом, весь цикл повторяется вновь, но уже в другом направлении.Обратная связь - это ответполучателя на послание. Она дает возможность отправителю узнать,дошло ли послание до адресата и в каком значении.Коммуникация с помощью обратной связи превращается в дорогу с двустороннимдвижением, а сам процесс приобретает динамику. При этом обратная связь можетбыть выражена не обязательно в той же кодовой системе, что и полученноепослание. Главное, чтобы кодовая система была известна новому получателю.Так, очень часто на какую-то фразу мы отвечаем кивком головы. Дляруководителя, как и для другого лица, обратная связь может выступать какпрямая (непосредственно наблюдаемое изменение поведения) и косвенная(снижение производительности, текучка, прогулы, конфликты и т.п.). И то, идругое могут свидетельствовать как об успехе коммуни­кации, так и о еенеудачах.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: