Информация, посланная отправителем без использования слов как системыкодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальнойкоммуникации. В последнее время эта сфера межличностной коммуникации всебольше привлекает внимание ученых и специалистов. Дело в том, что эффектбольшинства посланий создается невербальной информацией: 37% — тональностьюголоса и 55% — выражением лица. Особенно это проявляется в тех случаях,когда словесная часть послания отправителя противоречива. Б такой ситуацииполучатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значениепослания. Основные типы невербальной коммуникации приводятся в табл. 1. Таблица 1.
Невербальная коммуникация Основные типы невербальной коммуникации
| Примеры
|
Движения тела
| Жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы
|
Личные физические качества
| Строение тела, вес, рост, цвет волос и кожи, запах тела, мускулатура
|
Речь
| Качества голоса, грамотность, частота речи, засоренность речи, смех, зевание и т.п.
|
Использование среды
| Способ использования и ощущения внешнего окружения, манеры помещения себя в среде, дистанционная близость в общении, чувство «своей» и «чужой» территории
|
Физическая среда
| Дизайн помещения, мебели и других объектов, декорации, чистота и опрятость, освещенность, шум
|
Время
| Опоздания, ранний приход, склонность заставлять ждать себя, культура времени, соотношение времени и статуса
|
Антропологам и лингвистам уже длительное время известны такие невербальныесигналы, как позы, жесты, выражение лица и т.п. Многие из них являютсяобразцами культуры, в которой «рос» человек. В той степени, в которой онииспользуются как образцы поведения и имеют при этом символическое значение,они могут быть поняты так же ясно, как вербальная коммуникация, выражаемаяизвестной двум участвующим сторонам системой словесных кодов. Определенныежесты отражают этику поведения. В каждой культуре существует тип «идеальнойсферы» вокруг отдельного человека. Эта сфера является как бы «территорией»или областью вокруг индивида, которая не может быть нарушена, если другойучастник коммуникационного процесса не находится с индивидом в отношенияхинтимного характера. Замечено, что у европейцев эта «дистанция» больше, чему людей, выросших в азиатской культуре. Относительно позы как способаневербального сигнала известно, что при входе руководителя в конторуподчиненные стараются немедленно принять более «рабочую» осанку. Важны такжепозы, которые используют участники заседания. Они могут свидетельствовать овнимании или безразличии к обсуждаемому вопросу.Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательнуюоснову, так как свидетельствуют о действительных эмоциях участникакоммуникационного процесса и являются надежным индикатором проявляемыхчувств. Невербальной информацией трудно манипулировать и ее трудно скрыватьв любой межличностной коммуникации. Этим во многом определяется то, какслова будут интерпретированы.