Регулирование водопользования

Нормирование загрязнения водной среды осуществляется в рамках принципов гигиенического нормирования, но в то же время имеет ряд особенностей. Нормативы качества воды устанавливаются по-разному, в зависимости от характера использования водоемов: для хозяйственно-питьевого водоснабжения и культурно-бытового водопользования, рекреационных или рыбохозяйственных целей. Соответственно различают предельно допустимые концентрации для разных категорий водоемов:

1) ПДКв — предельно допустимая концентрация, которая не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в течение всей жизни и на здоровье последующих поколений, не должна ухудшать гигиенические условия водопользования;

2) ПДКвр — предельно допустимая концентрация вещества в воде водоема, используемого для рыбохозяйственных целей.

Нормативы допустимых сбросов (НДС, ранее - ПДС) предприятий, канализационных систем городов и т.п. должны обеспечивать соблюдение ПДК в расчетных створах (как правило, 500 или 1000 м ниже сбросов). НДС рассчитываются с учетом фонового уровня загрязнения и ряда гидрологических параметров: расхода воды 95% обеспеченности, средней скорости течения, глубины, коэффициента шероховатости дна потока.

Поскольку использование водоемов, как правило, является многоцелевым, природоохранные органы обычно руководствуются более жесткими ПДК. При этом возникают некоторые коллизии, связанные с недостаточным учетом в экологическом нормировании разнообразия форм нахождения веществ. Например, ПДК тяжелых металлов установлены для валовых содержаний, тогда как токсичными являются лишь свободные ионы. В результате по ряду веществ ПДК фактически установлены на уровне природного фона или даже ниже его. Вследствие этого природоохранные органы на местах довольно часто фиксируют многократные превышения ПДК, в частности по железу и меди, в водах рек, в бассейнах которых отсутствуют промышленные источники загрязнения. Это подрывает доверие к принципу экологического нормирования. Использование столь жестких (ниже природного фона) ПДК при расчетах ПДС и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах предприятий приводит к абсурдной ситуации, когда требования к сточной воде предприятий оказываются более строгими, чем к воде водоемов и даже питьевой: от предприятий требуется сбрасывать воду, более (до 2-3 порядков) чистую, чем потребляемая ими, что явно нереально.

Контроль источников загрязнения поверхностных вод: предприятия представляют данные о водопотреблении и водоотведении для определения платежей (форма 2-ТП водхоз), природоохранные органы периодически проверяют их достоверность (контроль количества потребляемой воды, количества сточных вод и степени их загрязнения). Показатели содержания загрязняющих веществ в сточных водах определяются аналитическим или расчетным путем.

Мониторинг загрязнения поверхностных вод ведется с помощью стационарных постов. Периодичность отбора проб, в зависимости от категории пункта, составляет от ежедневного или ежедекадного отбора до одного раза в несколько месяцев (в основные фазы водного режима). Число контролируемых ингредиентов составляет от единиц до нескольких десятков. Стационарные посты государственной сети наблюдений дополняются ведомственными, функционирующими с различной периодичностью. Водоемы, служащие источниками питьевого водоснабжения, а также рекреационные, контролируются санитарно-эпидемиологической службой. Постепенно внедряются системы автоматизированного контроля, основанные на использовании датчиков и компьютерных сетей.

Экономический механизм охраны водных объектов. Объемы загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами, в тоннах за год, определяются на основе использования расчетных и инструментально-лабораторных методов. Плата взимается в однократном размере за сбросы в пределах НДС и в пятикратном — за сбросы сверх НДС или при отсутствии установленных НДС. При аварийных сбросах, вызвавших экстремально высокое загрязнение, вследствие чего был нанесен ущерб здоровью населения, флоре, фауне и экономике, виновные выплачивают штрафы и компенсации в административном или судебном порядке.




double arrow
Сейчас читают про: