Коммерческая деятельность

13.1. Характеристика и технология торговой деятельности.

Технологический процесс включает в себя совокупность последовательно взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств товаров и ускорения доведения товаров до торговой сети и потребителей. Технологический процесс обеспечивает обработку потоков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Технологический процесс включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах магазинов и др.

13.2. Понятие и классификация рынков.

Рынок — совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

Типы рынков: р ынок продавца — это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными приходится быть покупателям; рынок покупателя — это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными должны быть продавцы.

Потребительский рынок — совокупность индивидов и семей, поку­пающихтовары и услуги для личного потребления. Рынки потребитель­ских товаровхарактеризуются массовым потребителем, множественной конкуренцией,децентрализованной структурой. Рынки организаций: 1) Рынок продукции производственно-технического назначения — сово­купность организаций и частных лиц, приобретающих товары и услуги, которыеиспользуются при производстве других продуктов. 2) Рынок перепродаж — совокупность организаций и индивидуальныхлиц, приобретающих товары с целью их перепродажи или сдачи в аренду. 3) Рынок государственных учреждений — государственные учреждениявсех уровней (с общегосударственного до местного), покупающие или арендующиетовары и услуги для выполнения своих функций.

13.3. Типы розничных предприятий.

В зависимости от вида ассортимента различают следующие виды магазинов:
— универсальные;
— специализированные;
— магазины с комбинированным ассортиментом;
— магазины со смешанным ассортиментом товаров.

Форма торгового обслуживания включает особенности торгово-технологического процесса:

индивидуальное обслуживание покупателей или продажа товаров через прилавок (традиционный метод продажи);
— открытая выкладка товаров;
— продажа товаров по образцам или каталогам;
— продажа товаров по предварительным заказам;
— продажа методом самообслуживания.

13.4. Формы взаимодействия продавца и покупателя на рынке.

Взаимодействие продавцов и покупателей в экономических системах, основанных на рыночных принципах, происходит на рынках факторов производства и на рынках товаров и услуг.

Интересы покупателей выражаются рыночным спросом, производителей — предложение м. Поэтому спрос и предложение называются основными элементами рынка.

Спрос — это потребность покупателей, выраженная в денежной форме, т. е. желание, стремление покупателей приобрести на рынке данный товар в соответствии со своими потребностями и денежными средствами. Объем спроса (величина спроса) — это количество товара, которое готов купить отдельный потребитель, группа людей или все население в целом в течение определенного времени по той или иной цене данного товара при прочих равных условиях.

Между ценой и объемом спроса существует обратно-пропорциональная зависимость, выражающаяся в том, что при прочих равных условиях при повышении цены единицы товара объем спроса понижается и наоборот. Природу закона спроса можно объяснить тремя способами.

1.Первый способ состоит в использовании при объяснении закона убывающей предельной полезности блага.
Полезность — это способность благ удовлетворять потребности, т. е. удовольствие, удовлетворение приносимое данным благом. Под предельной полезностью понимается добавочная полезность, которую получает потребитель от одной дополнительно потребляемой единицы блага. При увеличении количества потребляемых благ происходит насыщение потребности покупателя, в связи с чем предельная полезность блага убывает. Снижение предельной полезности каждой дополнительной единицы блага приводит к тому, что при увеличении объема покупок покупатель будет предлагать за нее меньшую цену.

2. Второй способ обоснования закона спроса основы вается на эффекте дохода. Эффект дохода состоит в том, что при неизменном уровне дохода при снижении цены единицы блага покупатель сможет приобрести его большее количество, не отказывая себе в приобретении других благ, поэтому при уменьшении цены объем спроса возрастает.

3. Третий способ объяснения опирается на эффект замещения, который выражается в том, что при снижении цены данного блага покупатель заменяет им другие, удовлетворяющие ту же потребность, если цены на эти блага не снизились. Обратные действия этого эффекта происходят при повышении цены блага.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: