Прежде всего, мы должны признать, что каждый человек, независимо от его собственной культурной, образовательной развитости, обладает мировоззрением. Мировоззрение – это характеристика человека, поскольку он человек. Мировоззрение может быть достаточно близким по своему содержанию у группы людей, тогда это мировоззрение какой-то категории людей, общественного слоя. Понятие мировоззрения употребляют по отношению к обществу в целом, и даже говорят о мировоззрении человечества на определенном этапе его развития. Все эти тезисы требуют своего уточнения, конкретизации, пояснения смысла и границ их употребления. Существует близкое к понятию мировоззрения по своим смысловым оттенкам понятие – миропонимание. В определенном отношении понятие миропонимание расшифровывает понятие мировоззрение, делает его более доступным для осознания. Каждый человек имеет какие –то взгляды на мир, в котором он живет, для каждого характерны такие суждения об этом мире, в которых выражается отношение к этому миру, жизненная позиция. А жизненная позиция соответственно выражается в оценках самой реальной жизни, окружающей людей, происходящих событий, в выработке программы своей жизни, то есть того, к чему человек стремится, как оценивает свои собственные способности и возможности, непременно сравнивая себя с другими людьми. Жизненная позиция, жизненные принципы в конечном счете определяют поступки человека, в них выражается оценка человеком мира на основе его представлений о том, каким должен быть этот мир. Мировоззрение включает в себя понятия о справедливом и несправедливом, о прекрасном и безобразном, о добре и зле и целый ряд других понятий, в которых выражается оценочное отношение к миру.
|
|
Когда мы говорим о мировоззрении как о таком понимании мира, которое определяет нашу жизненную позицию, мы должны иметь в виду, что подобное понимание мировоззрения достаточно абстрактно, оно требует дальнейшей конкретизации, расшифровки, раскрытия своего содержания, своей структуры.
Мировоззрение человека представляет собой особую содержательную часть его сознания. Оно включает в себя как рациональную, так и эмоциональную составляющую. Взгляды на мир, на жизненные события выражаются в рациональных и эмоциональных формах человеческого сознания. Вместе с тем, разум и чувства неразрывным образом связаны, переплетаются в человеческом сознании, не существуют одно без другого. Человеческие реакции и осознанны, и неосознанны в той или иной степени, бывают логически стройными и эмоционально непосредственными. В различных случаях они проявляются по разному.
|
|
Кроме того, никогда невозможно настолько четко структурировать содержание сознания человека, чтобы можно было бы очертить границы того, что мы называем мировоззрением. Мировоззрение пронизывает собой все содержание сознания, влияет на подсознательное и бессознательное в человеческой психике. И в свою очередь, всем своим содержанием человеческое сознание, его психика формируют мировоззренческие устои человека. Все сказанное нужно иметь в виду, чтобы исключить какую-либо примитивность в рассуждениях о мировоззрении.
Поскольку мировоззрением обладает любой человек, то проблема, следовательно, состоит в том, чтобы понять, в чем состоят различия между мировоззренческими взглядами людей, и от чего зависят эти различия.
Различия между мировоззренческими позициями людей – несомненный факт. Они существуют даже в тех случаях, когда людей объединяет общее в их мировоззрениях. Не существует абсолютно одинаковых людей. Люди, даже тогда, когда они придерживаются очень близких позиций, тем не менее различны в этих своих позициях. В чем состоят эти различия?
Эти различия многообразны и основаны на особенностях человеческой психики, личностных характеристик, жизненного опыта, интересов, степени и характера его образованности человека, в особенности гуманитарной образованности. В конечном итоге, многие эти факторы в совокупности – и природный ум, склад ума, жизненный опыт человека, место в жизни, образованность и многое другое, в том числе и случайные стечения обстоятельств – все вместе в совокупности влияют на формирование мировоззрения человека. При этом для нас важно постараться понять то, в какой мере и каким образом каждый из них влияет на формирование мировоззренческих устоев человека. В данном учебном курсе нашей задачей является понять роль гуманитарной образованности в формировании мировоззрения человека.
Но прежде чем непосредственно перейти к этому вопросу, постараемся осознать проблему соотношения мировоззренческих принципов человека и его поступков.