Пути формирования мировоззрения

Мировоззрение человека может быть сформировано различными способами, и это обстоятельство во многом помогает понять тот факт, что оно может быть различным по степени своей развитости, по содержанию, по направленности этого содержания, по степени самостоятельности. Различия в мировоззренческих подходах к миру могут быть связаны с профессией человека. Понятны определенные различия между мировоззрением ученого, писателя, философа, инженера, садовода и т.д. Но вместе с тем мы знаем, что несмотря на все различия представителей самых разнообразных, существенно отличающихся друг от друга профессий и специальностей их может многое объединять, например, чувство долга, гуманизм, патриотизм и т.д. А люди одной профессии могут существенно различаться по своим мировоззренческим принципам.

Одна из существенных характеристик мировоззрения – это степень самостоятельности и прочности убеждений, характеризующих мировоззренческие устои человека. Мировоззрение может быть подражательным, сочетающим в себе различные, иногда случайные позиции, приспособленческим, и потому непрочным, шатким. Как правило, человеку бывает трудно жить с такими мировоззренческими принципами, поскольку ему сложно разобраться в самом себе. Разумеется, это не означает и обратного, то есть того, что человеку всегда легко следовать своим мировоззренческим принципам, так как они могут приходить в противоречие с самыми разными жизненными обстоятельствами. Проблема того, каким является мировоззрение человека не только действительно существует, характер мировоззрения играет существенную в жизни.

Вопрос о сущности мировоззрения, его содержания, неизбежно приводит к другому немаловажному вопросу о том, каким образом происходит формирование мировоззрения, в какой период жизни человека осуществляется это формирование, можно ли определить то время в человеческой жизни, когда человек представляет собой личность с окончательно определившимися мировоззренческими устоями? Иначе говоря, это вопрос о том, насколько может быть законченным процесс формирования мировоззрения.

В КАКОЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
ПРОИСХОДИТ СТАНОВЛЕНИЕ
ЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ?

Нет сомнения в том, что, поскольку можно говорить о характере мировоззрения отдельных людей, о своем собственном мировоззрении, постольку становление и развитие мировоззрения человека не представляет собой некую неопределенность, стихию, не поддающуюся достаточно четкой характеристике. Существуют определенные ступени развития человека, в частности, возрастные, связанные с получением им образования и пр., которые свидетельствуют о появлении у него вполне определенных мировоззренческих принципов.

С другой стороны, вряд ли можно делать вывод о том, что на каком-то этапе жизни человека настолько оформились его мировоззренческие взгляды, что ни о каком дальнейшем их развитии не может быть и речи. Два обстоятельства, в первую очередь, не позволяют сделать вывод о возможности достижения предела в формировании мировоззрения. Прежде всего, пока человек живет, он думает, он познает в какой-то форме мир, он принимает решения, требующие его постоянной ориентировки в окружающей действительности. Иначе говоря, жизнь человека – это развитие его сознания. Тем более что, с другой стороны, та среда, в которой проходит жизнь человека, постоянно меняется, развивается наука, происходят изменения в культуре, изменяются общественные ценности и принципы жизни, происходят изменения в том, в каких формах осуществляется противоборство добра и зла как основной жизненной альтернативы. Иначе говоря, мировоззрение существует как духовная характеристика человека и вместе с тем происходит развитие этого мировоззрения, что определяется целым рядом субъективных и объективных факторов.

Такие изменения в жизни каждого человека осуществляются по-разному, результаты этих изменений также различны, человек как социальное существо наиболее многообразен из всего известного нам в мире.

Признание существования мировоззрения человека с вполне определенными характеристиками этого мировоззрения, и факта развития, изменения мировоззренческих принципов человека обращает нас к вопросу о том, как же соотносятся между собой эти два, на первый взгляд, противоположных тезиса?

Прежде всего, признавая развитие мировоззрения человека, мы имеем в виду развитие каких-то мировоззренческих принципов, мировоззренческих характеристик, то есть развитие определенного явления – мировоззрения. Вместе с тем, наличие того иного мировоззрения не носит врожденного характера. Мировоззрение возникает и формируется в процессе различных форм социализации личности. Развитие мировоззренческих принципов происходит по-разному, но так или иначе на определенных этапах жизни человека эти принципы характеризуют человека. В этом смысле мы и говорим о мировоззрении данного человека, ни в какой мере не исключая, а напротив, предполагая реальные возможности его развития. Вопрос, следовательно, состоит в том, чего достиг человек в своем мировоззренческом развитии и в каком направлении осуществляется это развитие в дальнейшем.

В зависимости от личных качеств человека, от степени его образованности мировоззрение его формируется по-разному, и результаты этого процесса формирования мировоззрения проявляются также по-разному. Мы знаем людей, мировоззрение которых становится достаточно определенным по своим устоям в молодом, и даже очень молодом возрасте. В то же время существует немало людей с шаткими, неопределенными мировоззренческими принципами, несмотря на зрелый возраст этих людей. Это происходит, прежде всего, потому, что мировоззрение формируется как стихийно, так и осознанно. Во многом характер мировоззрения зависит от того, насколько самостоятелен человек в осмысливании своих жизненных позиций, насколько разумен он в выборе жизненных приоритетов, насколько ответственен он в своих решениях. В одной и той же социальной среде могут сосуществовать люди с различными и даже существенно различными мировоззренческими позициями. Социальная среда оказывает свое влияние на всех, без исключения, людей. Это влияние во многом стихийно. Вместе с тем, человек способен осознанно ориентироваться в условиях этого влияния, и у разных людей эта осознанность выражается в разной степени. Если отвлечься от многочисленных субъективных, сугубо личностных факторов, то оказывается, что уровень образованности человека, в значительной степени его гуманитарной образованности, играет важнейшую роль в формировании его мировоззренческих взглядов. Поэтому студенческие годы как время интенсивной учебной работы человека, время получения им высшего образования, в том числе гуманитарных знаний, играют особую роль в формировании мировоззрения.

С чем связана такая роль в становлении и развитии мировоззренческих устоев гуманитарного знания? Что, в первую очередь, характеризует гуманитарные науки как вид знания?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: