Предмет гуманитарного знания

Гуманитарное образование вводит человека не просто в мир иных, по сравнению с естествознанием, явлений, интересных самих по себе. Нет особой необходимости доказывать, насколько привлекательны для человека искусство, история, психология, философия и т.д. своим содержанием, теоретическими сюжетами, неожиданными поворотами мысли, своими отличиями от естественных и технических наук. Мир гуманитарного знания – это мир непосредственной человеческой жизни, как прошлой, так и настоящей, а в некоторых отношениях и будущей. Гуманитарная культура имеет своим предметом человека, человека в его человеческом обществе с проблемами человека и общества, в котором он живет. И эти проблемы могут носить как преходящий характер, так и вечный, разрешение которых происходит на протяжении жизни всех поколений, всех народов.

Гуманитарное знание так же, как и естественно-научное знание, стремится к достижению истины, то есть к тому, чтобы не просто накапливались сведения об общественных явлениях, не просто суммировались различные идеи и взгляды на природу человека и общества, чтобы эти идеи не были ошибочными, не были заблуждениями. Для человечества всегда важно было понять самого себя, понять человека, его поступки и мысли, характер его жизни и тех изменений, которые в ней происходят. Такому пониманию может способствовать только истинное знание, то есть такое знание, которое адекватно в соответствующих пределах и ракурсах отражает реальные процессы. Человеческая культура развивалась сложными путями, осмысливая общественную жизнь и человека, преодолевая различные, в том числе и великие, заблуждения, выдвигая массу разнообразных по своей значимости гипотез, соотнося результаты своих исследований с реальностью, осмысливая свой собственный опыт.

Гуманитарная культура многообразна в своих формах. Каждая из гуманитарных наук имеет своим предметом собственные, особые аспекты человеческой жизни. В своей совокупности гуманитарные науки представляют собой сферу самопознания человечества, познания человеком самого себя в своем жизненном существовании. Поэтому, подчеркнем еще раз, проблема истины в гуманитарном знании имеет принципиальное значение. Однако специфика гуманитарного знания определяет специфику проблемы истины в нем. В отличие от естественных наук, существуют особенности в процессе познания в гуманитарных науках, в достижении истины в гуманитарном знании, в отношении к этой истине, в ее использования, в способах ее развития.

В процесс познания любых явлений, связанных с человеком, неизбежно включается особая человеческая заинтересованность в результатах познания, поскольку познающий субъект имеет предметом познания в той или иной степени самого себя.

Для того, чтобы проверить результаты познания в гуманитарной сфере не существует эксперимента, как это имеет место в естествознании. Определяющим критерием истины здесь выступает социальная деятельность людей, в конечном итоге социальная деятельность людей в их исторической всеобщности.

Понятно, что достижение истины в гуманитарных науках осуществляется во многом специфическими, по-особому сложными путями. Соотношение истины и заблуждений происходит в непростых для человека условиях выбора его жизненной позиции. Но поиски истины в сфере человеческого самопознания сосредоточены прежде всего в гуманитарном знании. И потому на формирование мировоззренческих устоев, степени адекватности их реальности уровень гуманитарной образованности человека оказывает существенное влияние.

ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ
И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Все гуманитарное знание пронизано мировоззренческими идеями. Знание об обществе – история, правоведение, социальная психология, социология и т.д. – представляет собой не просто совокупность добытых сведений о развитии общественных структур, народов, общественных идей, а одновременно их осмысление с тех или иных позиций. То же самое полностью относится к наукам о человеке, например, психологии, педагогике. К каким бы далеким временам не обращался, например, историк, результатом его исследований являются выводы о существовавших в те времена ценностях, принципах жизни, о тех идеях, которые вдохновляли человека и которые он защищал. Конкретные исторические факты служат самым убедительным обоснованием исторических заключений. Именно они свидетельствуют о том, каким образом формировались мировоззренческие принципы в человеческой жизни и какую роль они играли в истории человечества. В каждый исторический период человечество, осознает оно это или не осознает, в какой-то степени исходит из уже имеющегося в истории. Это имеет место даже тогда, когда люди решительно стремятся к новым общественным формам жизни, отрицая старое.

В истории одно поколение людей не просто сменяет другое. Между ними существует неразрывная связь, поскольку несколько поколений людей одновременно сосуществуют друг с другом. Это сосуществование и в то же время смена поколений выражается в разнообразных исторических процессах, в том числе противоречивых ситуациях в соотношении различных, иногда доходящих до столкновения противоположных мировоззренческих идей. Науки об обществе показывают нам, каким образом происходили эти процессы в прошлом и происходят в современной жизни. Они показывают единство человеческой истории и способы развития человечества. К примеру, каким бы далеким от нас не был Древний Рим, изучение Римского права как по особому знаменательного этапа в развитии правового общественного сознания, имеет непреходящее значение в выработке современных правовых норм и правовых мировоззренческих принципов.

В обществе перед человеком всегда существует проблема собственного мировоззренческого выбора, и тогда гуманитарная его образованность, уровень этой образованности создают предпосылки для того, чтобы этот выбор был сделан в наиболее цивилизованной форме, поскольку гуманитарная образованность позволяет человеку не начинать с чистого листа в определении принципиальных жизненных устоев, а использовать осознанный общечеловеческий опыт.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
И ОБЩЕСТВЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Понятие мировоззрения, как уже отмечалось, относится к характеристике не только отдельного человека. Существуют мировоззренческие устои общества, которые не являются элементарной суммой мировоззрений отдельных людей. Между мировоззрением конкретных людей и мировоззрением, господствующим в обществе, существует достаточно сложное диалектическое взаимодействие и взаимосвязь. Можно также говорить о мировоззрении государственных, властных структур общества. В любом случае встает вопрос о соотношении общественных и личностных мировоззренческих принципов, о степени их совпадения или несовпадения, о взаимном влиянии друг на друга. Чем более социально благополучным является общество, тем в большей мере проявляется тенденция к совпадению личностных и общественных интересов и соответственно мировоззренческих принципов общества и личности.

Различные гуманитарные науки по-разному и в разной степени влияют на формирование мировоззрения человека и общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: