Мировоззрение и гуманитарное знание

Оглавление

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ.. 2

ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ И ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ.. 2

ЕДИНСТВО ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ.. 4

ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.. 4

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ПОСТУПКИ ЧЕЛОВЕКА.. 7

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.. 8

В КАКОЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ПРОИСХОДИТ СТАНОВЛЕНИЕ ЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ?.. 10

ПРЕДМЕТ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ.. 13

ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ... 15

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.. 17

ФИЛОСОФИЯ – ОСНОВА МИРОВОЗЗРЕНИЯ.. 18

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЖИЗНЕННЫЙ ИДЕАЛ.. 21

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.. 24

В.О.Ключевский о С.М.Соловьеве. 24

И.А.Ильин о патриотизме. 27

Академик Н.Н.Моисеев о мировоззрении. 33

Приложение 2.. 42


МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ

Традиция изучения гуманитарных дисциплин в техническом вузе составляет одну из важнейших особенностей нашего высшего образования. В чем смысл этой традиции? Что несет ее сохранение будущему специалисту в области естественных и технических наук? Зачем, при загруженности программ современного технического вуза, студенту читают лекции по целому циклу гуманитарных дисциплин? При этом возникает еще один вопрос: все эти дисциплины составляют некий набор независимых в сущности своей наук, или между ними существует некая связь, настолько принципиального характера, что ее следует осознать?

Конечно, если понятно, с какой целью приходится осваивать тот или иной предмет, насколько эта цель согласуется с собственными профессиональными и в целом жизненными устремлениями, то появляется особый познавательный интерес, порождающий немало вопросов, для ответа на которые требуются все более глубокие знания.

ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ
И ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Изучение гуманитарных дисциплин в вузе, то есть в достаточно зрелом возрасте, вводит студента в мир духовной культуры, позволяет ему не растеряться и не потеряться в этом мире, чувствовать себя более уверенно в жизни, постоянно требующей выбора культурной позиции, способности оценивать явления общественной жизни, не становиться частью толпы, управляемой произвольными инстинктами. Духовные ценности играют существенную роль в человеческой жизни, осознанное следование им определяет достоинство жизни человека, которое формируется на основе многих жизненных обстоятельств. Но при этом безусловно то, что степень духовной развитости, связанной с уровнем освоения достигнутого в гуманитарном знании, играет важнейшую роль. В гуманитарной культуре каждая из ее составляющих незаменима и достаточно самостоятельна. Поэтому и в обществе, и в человеческой жизни важны исторические, правовые, психологические, социологические, педагогические и, конечно, философские знания и др. Важно знание иностранных языков, способствующих взаимопониманию людей различных национальных культур.

Все эти перечисленные аргументы в пользу ценности для человека гуманитарной образованности требуют своего доказательства и возвращают нас к вопросу о том, насколько связаны своим смысловым содержанием между собой различные гуманитарные дисциплины, в какой мере они влияют друг на друга в своем развитии, и если существует между ними внутренняя связь, то в чем именно она прежде всего выражается.

Когда человек достигает определенного уровня гуманитарных знаний, он в той или иной форме подходит к поиску ответа на этот вопрос. Он невольно начинает соотносить различные сведения из гуманитарных наук, манипулировать ими, они становятся частью его собственного сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: