Формы (ТИПЫ) мировоззрения

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ

Мировоззрение – это система взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей

Мировоззрение:

v носителями мировоззрения может выступать отдельный индивид, социальная группа, эпоха

v целостная система взглядов (взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а на мир в целом)

v отражает отношение (оценку) человека к окружающему миру, обществу и самому себе

v исторический характер (каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, ценностные ориентиры и т.д.)

v включает знания, ценности, убеждения, установки, принципы, идеалы, чувства, цели

Структура мировоззрения

МИРОПОНИМАНИЕ – интеллектуальное, рационально-теоретическое отношение к миру МИРООЩУЩЕНИЕ – чувственное восприятие мира посредством эмоций, чувств и т.д. МИРОВОСПРИЯТИЕ – наглядное представление мира в образах МИРООТНОШЕНИЕ – совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам

ФОРМЫ (ТИПЫ) МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Форма (тип) мировоззрения Характеристика
Обыденное (житейское) Ø формируется непосредственно под влиянием личного, жизненного опыта Ø формируется стихийно, т.е. само по себе у каждого человека в процессе его жизнедеятельности Ø ориентировано на здравый смысл Ø не представляет собой систему (отдельные принципы и поступки несовместимы друг с другом) Ø никогдаполностьюне формулируется в явных утверждениях Ø существует в виде полуосознаваемых, неясных, смутных идей, образов, чувств Ø мало использует опыт других людей, опыт религиозного сознания, философии, науки и мировой культуры человечества в целом
Мифологическое Ø дает целостное и последовательное представление о мире и о месте человека в нем Ø форма аккумуляции и ретрансляции социально-исторического опыта предшествующих поколений Ø продукт коллективного сознания, отсутствие авторства Ø преобладают ассоциативно-образные связи (отсутствие реальных причинно-следственных связей между предметами и явлениями) Ø синкретизм (смешивается естественное и сверхъестественное, объективное и субъективное, фантастическое с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным и т.д.) Ø человек не выделился из природы, отсутствие границ между природным и социальным Ø мысли выражаются в поэтической и эмоционально-образной форме Ø антропоморфизм (уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ и т.д.)
Религиозное Ø дает целостное и последовательное представление о мире и о месте человека в нем Ø основано на верев сверхъестественное (Бога, богов и т.д.) Ø наличие авторитетов (священные тексты, основатели вероучений и т.д.) Ø догматичность (отсутствие сомнений в религиозных базовых положениях, нетерпимость к критике) Ø наличие культа, т.е. системы обрядовых действий и процедур, обуславливающих отношение со сверхъестественным миром Ø содержит духовно-практическую направленность (главной целью любого вероучения является поиск правильного жизненного пути, основанного на высших ценностях, присущих запредельному, потустороннему миру) Ø ценностные ориентиры и нравственные принципы
Научное Ø объективность Ø системность Ø проверяемость (опытная проверка или теоретическое доказательство) Ø универсальность Ø критичность Ø установка на поиск истины
Философское (гуманистическое) Ø рационально-понятийная (теоретическая) форма осмысления мира Ø аргументированность Ø критичность, антидогматизм, антистереотипность, свободомыслие Ø установка на целостное миропостижение Ø выявление предельных и всеобщих принципов бытия Ø аккумуляция всего накопленного духовного опыта человечества Ø толерантность(терпимость ко всему «иному», «чужому»)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: