Введение

Научные достижения не могут не вызывать восхищения. Разве можно читать о том, как Крик и Уотсон открыли двой­ную спираль ДНК, не испытывая хотя бы малой доли той радости, которую испытали сами ученые-открыватели? Кто может без чувства удивления перед человеческой изобрета­тельностью и способностью к творчеству наблюдать, как с помощью лазерного луча хирург проводит тончайшие опе­рации по восстановлению зрения? Кто мог, не испытывая при этом чувства, близкого к благоговению, следить по те­левизору за плавающими в невесомости космонавтами в ка­бине космической станции Мир или за их действиями, ког­да они занимались ремонтом телескопа Хаббла в открытом космосе, на фоне почти осязаемой темноты космического пространства? Наука заслуживает уважения и поощрения со стороны общества к дальнейшим изысканиям. Привлече­ние молодежи в науку и предоставление ей возможности и средств для развития своего интеллектуального потенциа­ла является приоритетом любой страны. Если стремление к научному познанию гасится какими-то философскими, эко­номическими или политическими соображениями, это на­носит неисчислимые потери государству.

Но поскольку наука является одним из наиболее мощ­ных и влиятельных голосов, к которым мы прислушиваем­ся, то, независимо от того, являемся ли мы учеными или нет, для нас чрезвычайно важно иметь представление о том, что такое наука и научный метод, прежде чем мы предпримем попытку оценить, что говорит наука по конкретным интере­сующим нас вопросам. Таким образом, наша цель заключа­ется в том, чтобы вспомнить уже известные нам фундамен-


тальные принципы научного мышления. Затем мы обратим­ся к анализу природы научного объяснения и рассмотрим некоторые допущения, лежащие в основании научной дея­тельности — фундаментальные предпосылки, без которых нельзя заниматься наукой.

Итак, что же такое наука? Видимо, она относится к тому классу предметов, которые понятны до тех пор, пока мы не предпринимаем попытки их определить. Тогда мы обнару­живаем, что точное определение как будто ускользает. Преж­де всего это связано с тем, что мы придаем самому слову "на­ука" разные смыслы. Во-первых, слово "наука" использует­ся для краткого обозначения многих феноменов, связанных с процессом научного познания. Это:

а) разные научные дисциплины — физика, химия, биология и проч.;

б) ученые — люди, которые работают в данных областях
знания;

в) научный метод — способ, которым ученые пользуют­ся для получения результатов.

Однако часто слово "наука" используется в выражениях типа "Согласно науке...", "Наука гласит..." и т. п., как если бы наука была сознательным существом, обладающим автори­тетом и знаниями. Разумеется, подобное словоупотребление может вводить в заблуждение, поскольку, строго говоря, в этом смысле такой вещи как наука не существует. Наука не говорит, не доказывает и не открывает — говорят, доказыва­ют и открывают ученые. Но все больше и больше люди, ин­тересующиеся научным знанием, приходят к мысли, что на­ука, будучи сферой человеческой деятельности, имеет гораз­до более сложную природу, чем принято считать. В связи с этим развернулась большая дискуссия о том, что такое на­учный метод.

В ходе этой дискуссии большинство философов науки пришло к выводу, что не существует единого "научного ме­тода" и поэтому гораздо легче говорить о том, что делают ученые, чем стараться дать точное определение науки. Разу-


меется, наблюдение и эксперимент играют главную роль в научном познании, как, впрочем, и процесс рационального мышления, результатом которого являются выводы научно­го исследования. Однако достаточно обратиться к истории науки, чтобы убедиться в том, что наука значительно шире, чем упомянутые составляющие процесса научного познания. Мы обнаружим, что значительную роль в науке сыграли необъяснимые прозрения и догадки и даже сны. Так, хими­ку Кекуле, который изучал структуру бензола, приснилась змея, ухватившая свой собственный хвост и потому свернув­шаяся в форме кольца. Когда он проснулся, у него возникла мысль, что структура бензола похожа на эту змею. Он обра­тился к своим данным и обнаружил, что бензол действитель­но представляет собой замкнутое кольцо из шести атомов углерода. Занятия наукой не подчиняются заранее извест­ным, удобным правилам. Она представляет собой столь же сложный феномен, сколь и люди, которые ею занимаются.

Давайте же рассмотрим, что такое научный метод.

Принято считать, что революция в науке произошла в XVI— XVIIвв. До этого времени главным методом рассуж­дения о природе мира было обращение к авторитетам. На­пример, в IVв. до н. э. Аристотель, исходя из определенных философских принципов, утверждал, что единственный со­вершенный тип движения — это круговое движение. Отсю­да делался вывод, что поскольку планеты находятся в совер­шенной области, расположенной за пределами орбиты Луны, они должны двигаться по окружности. Ученые, подобные Галилею, отказались от этого подхода и предложили вместо умозрения прибегнуть к наблюдениям через телескоп. Гали­лей увидел через телескоп то, что, согласно Аристотелевой системе, не существовало вообще, — спутники Юпитера. Поэтому Галилей для многих людей воплощает подлинный дух научного исследования, который понимается как свобо­да максимально использовать наблюдение и эксперимент, даже если это означает серьезное преобразование или даже отбрасывание построенных ранее теорий. Эту свободу сле­дует ревностно хранить и оберегать всем нам.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: