Согласно данной точке зрения, сознание и мозг являются просто двумя подходами к одному и тому же явлению. Существует взгляд изнутри: это ситуация в том виде, как она предстает в головном мозге данного человека. И существует взгляд снаружи: ситуация в том виде, как она предстает перед ученым, который наблюдает мозг извне. Эти точки зрения несколько отличаются друг от друга. Например, "я", занимающее первую позицию, считает, что обладает свободой воли. Тогда как ученый, находящийся извне, говорит, что мозг является закрытой причинно-следственной системой и потому детерминирован, а свобода воли невозможна. И каким-то образом обе позиции оказываются правильными, хотя очень трудно объяснить, каким.
Например, облако изнутри выглядит существенно иначе, чем снаружи. Снаружи, по крайней мере, в летний день, кучевые облака похожи на великолепные горы, покрытые снегом, а изнутри они похожи на мрачный серый туман. И это действительно так. Но от этой аналогии нет никакой пользы при рассмотрении отношений между мозгом и сознанием. Как бы ни выглядели облака — как белоснежные вершины или как серый туман — это одно и то же вещество — капельки воды.
Независимо от того, как выглядит мозг/сознание — как белоснежные вершины или как серый туман, — согласно перспективизму, это одна и та же сущность. Тем не менее здесь остаются неразрешенными фундаментальные проблемы, которые стоят и перед другими рассмотренными выше теориями: каким образом мозг/сознание, представляя собой
физическое вещество, обладает подлинной свободой воли и моральным чувством?