Моя книга намеренно фиксирует ваше внимание на невербальном аспекте коммуникации (он, как уже упоминалось, составляет 82 % коммуникации). Тем более сомнительно ожидать, что следующая часть книги будет концентрироваться на вербальной коммуникации.
“Сколько раз я должен тебе говорить...?” Иногда кажется, что мы получаем именно то, чего хотим избежать. Как-то получается?
Часть нашего мозга понимает СМЫСЛ произнесенного предложения, другая понимает БУКВАЛЬНО то, что сказано. Например, кто-то говорит: “Не думай о голубом.” О каком цвете вы думаете? Смысловая часть мозга думает о сером или зеленом, но другая часть обязательно думает о голубом. Сообщения с отрицанием (прекрати, перестань...) порождают в мозгу два намерения вместо одного.
Для осознания существования таких двойных сообщений-указаний понаблюдайте за собой в течение недели. Запищите эти указания и найдите их БУКВАЛЬНОЕ значение. Например:
“Не разговаривай” - “Разговаривай”
Еще неделя вам потребуется, чтобы улавливать начало использования отрицаний и научиться их исправлять. Остановитесь в самом начале фразы. Используйте невербальные ключи для поддержки своей дальнейшей коммуникации (сойдите с места, вздохните, измените голос), мягко скажите: “Я хотел сказать...” и закончите предложение правильно -“Помолчите,... спокойнее...”
|
|
ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Через две недели упражнений по выявлению “двойных сообщений” встает вопрос, когда нам можно использовать негатив? (в нашем тексте “негатив” означает поведение, нежелательное для других, а “позитив” - желательное поведение.) Ниже приводятся возможные варианты предложений с комментариями.
1. ТОЛЬКО НЕГАТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Очень много разговоров в классе.
Комментарий: Если вы произнесли негативное предложение, ваш энергетический уровень ниже, чем при позитивном. При таком сообщении затрачивается много энергии и учителя и учеников, и они запоминают этот день, как неприятный. Избегайте таких предложений.
2. ПОЗИТИВ ИДЕТ ПЕРЕД НЕГАТИВОМ. Например: Я хочу, чтобы вы слушали. Слишком много разговоров в классе.
Комментарий: Класс запомнит последнее предложение. Не зря в армии принято говорить: начинайте выполнять с последней команды - в памяти последнее впечатление гораздо более живо, чем предшествующее.
3. ПОЗИТИВ СЛЕДУЕТ ПОСЛЕ НЕГАТИВА. Например: Как много разговоров. Класс, я хочу, чтобы вы слушали.
Комментарий: Такая фраза может быть применена, если класс не осознает своего неуместного поведения (не специально шумит). Говорить нужно спокойно, в нейтральном голосовом паттерне. Это действенно и ведет к желаемому результату.
|
|
4. ТОЛЬКО ПОЗИТИВ. Например: Тишина! (Мне нужна тишина). Комментарий: Если отношения учителя с классом таковы, что у детей развито чувство ответственности, то они охотно слушаются таких указаний.
5. ОТ ПОЗИТИВА К ЕЩЕ БОЛЬШЕМУ ПОЗИТИВУ. Например: Мы проигрываем ноты (на уроке музыки) хорошо, давайте сделаем это еще лучше, сядем прямее и немного потише.
Комментарий: Этот прием называется “присоединение” (к тому, что они делают) и “ведение” (к тому, что вы хотите, чтобы они делали). Такие предложения уместны, когда вы хотите поощрить класс за хорошую работу и их старание для последующей работы.
6. ПОЗИТИВ - НЕГАТИВ - ПОЗИТИВ. Например: Мне нужна тишина в классе. Очень много разговоров. Поднимите глаза и слушайте.
Комментарий: Преимущество этой фразы в противопоставлении негатив - позитив. Это позволяет нам начать все-таки с описания желаемого поведения и немного повысить энергетический уровень.
Данная концепция очень важна, потому что какая-то часть мозга, как мы уже говорили, понимает все буквально. Если вы говорите кому-то “не сердись”, то чтобы понять сообщение, человек должен сначала подумать о “сердись”. Поэтому описание неуместного поведения должно делаться только по необходимости.
В течение следующей недели найдите в своей практике по три примера из каждой категории предложений.