О Захир Шахе

ГОРБАЧЕВ. Все товарищи ознакомились с запиской т.т. Чебрикова В. М., Шеварднадзе Э. А., Соколова С. Л. и Добрынина А. Ф.?

ЧЛЕНЫ ПОЛИТБЮРО. Да, ознакомились.

ГОРБАЧЕВ. Тогда давайте обменяемся мнениями. У меня такая интуиция, что мы не должны терять времени. Наджиб нуждается в нашей поддержке. Он объективно оценивает ситуацию, понимает сложность стоящих проблем. Он считает неотложной задачей активизацию действий, направленных на национальное примирение, укрепление союза с крестьянством и консолидацию политического руководства партии и страны…

Кармаль выделывает кренделя.

В Афганистане мы воюем уже шесть лет. Если не менять подходов, то будем воевать еще 20–30 лет. Это бросало бы тень на наши способности воздействовать на развитие событий. Надо сказать и нашим военным, что они плохо учатся на этой войне. Что, может, нет простора для того, чтобы развернуться нашему Генштабу? В общем, мы не подобрали ключей к решению этой проблемы. Мы что, будем бесконечно воевать, расписываясь в том, что наши войска не смогут справиться с ситуацией? Нам нужно завершение этого процесса в ближайшее время.

ГРОМЫКО. Надо поставить стратегическую цель. Не так давно мы говорили о том, что надо перекрыть границу Афганистана с Пакистаном и Ираном. Опыт показал, что это нам не удалось сделать в полном объеме ввиду сложного рельефа местности, существования сотен проходов в горах. Сегодня надо четко сказать, что стратегическая задача заключается в том, чтобы вести дело к окончанию войны.

ГОРБАЧЕВ. Нужно в постановлении сказать о необходимости ее завершения в течение одного года — максимум двух лет.

ГРОМЫКО. Завершить так, чтобы Афганистан был нейтральным государством. Видимо, с нашей стороны был недоучет трудностей, когда мы дали афганскому руководству согласие на нашу военную поддержку. Социальные условия в Афганистане сделали невозможным решение проблемы в короткое время. Мы не получили там внутренней поддержки. В афганскую армию сколько набирается призывников, столько их и дезертирует.

С точки зрения оценки внутренней обстановки в Афганистане можно подписаться почти подо всем, что предлагает Наджиб. Но Кармаля не следует отрубать резко, поскольку он служит своего рода символом. Требуется разговор наших представителей с ним. Необходимо добиваться того, чтобы он был в общей колее; отсечь его — это не лучший вариант. Целесообразнее сохранить его с нами.

Наджиб предлагает довольно широкий спектр шагов. Они заслуживают внимания. Одна линия — это вовлечение крестьянских масс на путь поддержки государственной власти; другая — переговоры с исламскими партиями и организациями внутри Афганистана и за его пределами, которые готовы к компромиссу; третья линия — отношения с бывшим королем. Думаю, что их отвергать не надо. Это следует осуществить, может быть, в иной, нежели предлагает Наджиб, комбинации. Сейчас нужна более конкретная ступень обсуждения с ним этих вопросов. Необходим определенный план действий. Здесь, видимо, требуется и участие наше, в частности путем контактов с Пакистаном.

Что касается американцев, то они не заинтересованы в урегулировании обстановки в Афганистане. Наоборот, им выгодно, чтобы война затянулась.

ГОРБАЧЕВ. Правильно.

ГРОМЫКО. Следует подумать о том, как к делу урегулирования подключить Индию. Затяжка решения этих вопросов не увеличивает наших возможностей по урегулированию. Сейчас ситуация хуже, чем полгода тому назад. Одним словом, за политическое урегулирование нужно взяться активнее. Наш народ вздохнет, если мы воспримем шаги в этом направлении…

СОЛОМЕНЦЕВ. Хорошо бы закончить политическое урегулирование к 70-летию Октября.

ГРОМЫКО. О таком сроке говорить трудно.

ЧЕБРИКОВ. По этому вопросу принято много решений. Вложено много сил. Но, к сожалению, обстановка и внутри Афганистана и вокруг него продолжает оставаться сложной. Поддерживаю предложения Михаила Сергеевича о том, что надо активизироваться и доводить дело до логического конца. Действительно, мы ставили вопрос о перекрытии границы. Андрей Андреевич отчасти прав, говоря о трудностях такого перекрытия, связанных с географическими и иными условиями. Но отчасти неудача в перекрытии границы также связана и с тем, что не было сделано все, что можно сделать. Сейчас противник меняет тактику. Он уходит в подполье. Нужно искать средства политического решения проблемы. Военный путь за истекшие шесть лет решения не дал.

Что нужно было бы сделать? Во-первых, нужно было бы принять Наджиба в Москве. Он у нас ни разу не был. Возможно, и поведение Кармаля в какой-то мере объясняется тем, что мы до сих пор не приглашали Наджиба к себе. С ним были разговоры по телефону через посредников, но это не то. Нужен прямой разговор. Он может многое прояснить. Важно такой разговор не откладывать; следует найти для этого один-два дня.

Другой важный вопрос — кадровый.

ГОРБАЧЕВ. А кто ему мешает решать кадровые вопросы?

ЧЕБРИКОВ. Да все мы понемножку. Это было по Досту, по министру обороны, по пополнению состава — Политбюро ЦК НДПА.

ГОРБАЧЕВ. Я считал, что мы дали Досту согласие на решение этих вопросов.

ЧЕБРИКОВ. Но почему тогда ничего не решается? Мы больше говорим не об Афганистане, а о том, где будет работать Дост, куда будет направлен министр обороны. Тогда нужно дать указание т. Крючкову, который сейчас находится в Кабуле, о том, чтобы он в беседе с Наджибом не уходил от этих вопросов, а прямо сказал ему о том, что он должен их решать так, как находит нужным…

ДОБРЫНИН. Надо дать свободу Наджибу. Здесь возникают два вопроса. Первый — концепция национального примирения и второй — политическое урегулирование положения вокруг Афганистана.

Кармаля надо убирать. Но надо помнить, что по национальному примирению Наджиба не поддерживает ни один член Политбюро ЦК НДПА. Нет концепции такого примирения.

ГОРБАЧЕВ. Концепция урегулирования есть, мы ее утвердили, но на практике дело не решается. Сергей Федорович, может быть, ты решишь?

АХРОМЕЕВ (заместитель министра обороны СССР). Нет, не удастся это решить.

ДОБРЫНИН. Вопрос о концепции не стал главным для афганского руководства. Я выступаю за прием Наджиба в Москве. Сейчас можно было бы дать поручение т. Крючкову о беседе с Наджибом. Пусть он скажет Наджибу, чтобы он сам решал вопрос о Досте, о Кармале, но важно это сделать без разжигания фракционности.

АХРОМЕЕВ. Военным действиям в Афганистане скоро семь лет. В этой стране нет ни одного кусочка земли, который бы не занимал советский солдат. Тем не менее большая часть территории находится в руках у мятежников. Правительство Афганистана располагает значительной военной силой: 160 тысяч человек в армии, 115 тысяч — в Царандое и 20 тысяч — в органах госбезопасности. Нет ни одной военной задачи, которая ставилась бы, но не решалась, а результата нет. Все дело в том, что военные результаты не закрепляются политическими. В центре власть есть, а в провинциях ее нет. Мы контролируем Кабул и провинциальные центры, но на захваченной территории не можем установить власть. Мы проиграли борьбу за афганский народ. Правительство поддерживает меньшинство народа. Наша армия воевала пять лет. Она и сейчас в состоянии удерживать обстановку на том уровне, который существует. Но в этих условиях война будет продолжаться долго.

50 тысяч советских солдат стоят на перекрытии границы, но они не в состоянии перекрыть все каналы, по которым перебрасываются грузы через границу. Повторяю, что на нынешнем уровне обстановку мы можем поддерживать, но нужно искать выход и решать вопрос так, как об этом сказал Андрей Андреевич. Надо выходить на Пакистан…

ВОРОНЦОВ (первый зам. министра иностранных дел СССР). Несколько слов в продолжение мысли, только что высказанной т. Ахромеевым С. Ф. Афганистан — страна крестьянская (80 процентов населения составляют крестьяне). Но именно им революция дала меньше всего. За восемь лет революции производство сельхозпродуктов возросло лишь на 7 процентов, жизненный уровень крестьян остается на дореволюционном уровне.

По признанию и т. Наджиба, и члена Политбюро т. Зерая в беседе со мной, партия «еще не дошла до крестьянства», земельно-водная реформа оказалась неудачной и не воплощена в жизнь (сейчас т. Наджиб уже взялся за пересмотр и в более «жизнестойкую» сторону), крестьянин не получил существенной материальной выгоды от революции. Да и в настоящее время, когда под контролем государства, по словам т. Зерая, находится из 18 млн. населения лишь 5 млн. человек (причем 3 млн. из них живут в городах и только 2 млн. — в деревне — это не более 300–400 тысяч семей), партия и государство не получили в наследство от прежнего руководства четких планов, как существенным образом и быстро поднять материальное положение этих 600–400 тысяч крестьянских дворов, находящихся в сфере действий правительства.

По заявлению члена Политбюро, отвечающего за экономику и сельское хозяйство, т. Зерая, «по разным причинам положение крестьян в правительственной зоне в некоторых отношениях хуже, чем в районах, в которых действует контрреволюция». На вопрос, как это объяснить, т. Зерай сказал мне, что «районы под контролем контрреволюции лучше снабжаются товарами первой необходимости (туда эти товары поступают контрабандным путем из Пакистана). Подобным образом дело обстоит в Хосте, Урузгане и других приграничных районах. Создается иногда и парадоксальная ситуация, когда крестьяне в контролируемых нами районах, сказал т. Зерай, получают товары не от нас, а из зоны бандформирований». Необходимы срочные меры в этом важнейшем вопросе — по улучшению положения крестьян в правительственной зоне.

Многие члены руководства НДПА безынициативны, привыкли ждать рекомендаций от наших советников и стали какими-то безрукими. Видимо, наши советники вначале часто «ударяли им по рукам».

Не таков т. Наджиб. Он производит впечатление талантливого и решительного человека. Ему надо дать возможность решать самому, только следя за тем, чтобы он по молодости лет не увлекался крайностями. И он должен иметь возможность сам создать свою «команду».

ГОРБАЧЕВ. В октябре прошлого года мы на заседании Политбюро определили линию по урегулированию афганского вопроса. Цель, которую мы поставили, заключалась в том, чтобы ускорить вывод наших войск из Афганистана и в то же время обеспечить дружественный нам Афганистан. Осуществить это намечалось путем сочетания военных и политических мер. Но ни на одном из этих направлений продвижения нет. Усиления военных позиций афганского правительства не произошло.

Не обеспечена национальная консолидация главным образом потому, что т. Кармаль и в дальнейшем надеялся сидеть в Кабуле при нашей помощи.

Сказалось и то, что мы сковывали действия афганского руководства.

В целом пока намеченная концепция реализовалась плохо. Но дело не в самой концепции, а в ее реализации. Надо действовать активнее, при этом четко определиться по двум вопросам. Во-первых, в течение двух лет осуществить вывод наших войск из Афганистана. В 1987 году вывести 50 процентов войск, а в следующем — еще 50 процентов. Во-вторых, надо пойти на расширение социальной базы режима с учетом реальной расстановки политических сил. В связи с этим нужно встретиться с т. Наджибом, а возможно, и с другими членами Политбюро ЦК НДПЛ.

Надо начать переговоры с Пакистаном. Главное, чтобы в Афганистан не влезли американцы. Но я думаю, что в военном плане США в Афганистан не пойдут.

АХРОМЕЕВ. Вооруженными силами они не будут влезать в Афганистан.

ДОБРЫНИН. Об этом с США можно договориться».

13 ноября 1986 года.

Наджиб

Начиная с 1985 года мне пришлось напрямую встречаться и непосредственно работать с высшими руководителями правительства, армии, Царандоя и службы безопасности Афганистана. В том числе появилась возможность узнать лично и только что избранного Генерального секретаря ЦК НДПА Наджибуллу. До этого избрания он возглавлял службу безопасности (Службу государственной информации).

Первые же рабочие встречи с Наджибом укрепили мое мнение о том, что этот человек обладает живым умом. Он хорошо ориентировался в ситуации как в Афганистане, так и в соседних странах — Пакистане, Иране и Китае.

Властолюбивый и не терпящий каких-либо возражений принципиального характера от своих подчиненных, он знал, на что идет.

Наджиб имел достаточно ясное представление об афганской армии. Думаю, он не обманывался относительно потенциальных возможностей своих военных. Сочетание авторитета среди афганцев, эрудиции, силы воли, настойчивости и хитрости выгодно отличало его от предшественников. Последний президент ДРА не терял присутствия духа и оптимизма даже в самых критических ситуациях.

Вместе с тем нужно сказать и о том, что как глава государства Наджиб постоянно имел мощную поддержку советских специалистов. В его окружении работали настоящие профессионалы.

Вопросы военной политики с Наджибом решал в основном главный военный советник. Периодически с ним встречались представители Оперативной группы Министерства обороны СССР и командования 40-й армии.

С партийными советниками я практически не встречался, за исключением последнего — Виктора Петровича Поляничко. Но и по тому объему вопросов, в решении которых Поляничко принимал непосредственное участие, можно сделать вывод, что на плечах командированных в Афганистан партийных работников лежал немалый груз. Разработка основных направлений государственной политики, отношения с пуштунскими племенами, прикрытие афгано-пакистанской границы, бесперебойное снабжение провинций продовольствием и товарами первой необходимости, призыв на службу и комплектование вооруженных сил Афганистана, политика национального примирения — ни один вопрос не решался и не мог быть решен без участия советских.

Координировал деятельность всех ведомств, которые имели своих представителей в Афганистане, советский посол. Как руководитель дипломатического представительства он был главным проводником политики СССР в Афганистане. Остальные ведомства выполняли свои частные задачи.

Я встречался с Наджибом только для решения конкретных военных проблем. Поскольку его настойчивые просьбы о проведении боевых действий, как правило, находили отклик и в МИДе, и в КГБ, и на Старой площади, то мне приходилось согласовывать лишь техническую сторону предстоящих операций. В частности, мы определяли количество афганских войск, которые будут принимать участие в боевых действиях, их задачи и уточняли район проведения той или иной операции.

Встречи проходили в здании ЦК НДПА, расположенном в самом центре Кабула. Резиденцию постоянно охранял батальон советских десантников. Достаточно жесткий режим обеспечения безопасности был установлен офицерами КГБ и в самом здании. Прибывавшие к Наджибу люди предварительно тщательно проверялись, у них изымалось оружие. Несмотря на обаяние Наджиба, разговаривать с ним было непросто. Он немного косил. Это создавало определенный дискомфорт. Я никогда не был уверен в том, что Наджиб вникает в предмет разговора, а не смотрит в сторону и не думает о чем-то другом. Однако как только он улавливал это напряжение, то очень умело снимал его двумя-тремя фразами.

Любопытная деталь. Наджиб всегда начинал беседу с того, на чем она завершилась в прошлый раз. Может быть, у него была специальная картотека или ему об этом напоминали помощники. Так или иначе, но разговор получал свое логическое продолжение.

Встречаясь с руководителями Афганистана и наблюдая за их работой со стороны, меня не покидало чувство, что это все люди временные. Сегодня один, завтра — другой. По всему было видно, что ненадолго это все. Мы хотели навязать Афганистану свой образ мыслей, свой образ действий, свой образ жизни. По горизонтали и по вертикали. Начиная с главы государства и заканчивая последним дехканином в самой дальней провинции страны. У меня и моих помощников то и дело возникали мысли — зачем вообще мы поставляем в Афганистан такое огромное количество техники, вооружений, материальных средств? Зачем это все, для чего? Ведь отчетливо было видно, что афганский народ не воспринимает это все, «новая жизнь» простым афганцам была не нужна. Руководство Афганистана было нам, конечно, благодарно за интернациональную помощь. Но у этой благодарности была своя подоплека: они прекрасно понимали, что находятся у власти только благодаря нам, благодаря нашей помощи. Поэтому они буквально смотрели нам в рот, четко выполняя то, что мы им советовали и предлагали.

Руководство Афганистана отдавало себе отчет в том, что главные лица в стране те, кто имеет силу. Они четко проводили границу между огромным количеством наших представителей в Кабуле по очень простому принципу: у кого сила, тот и важнее. На первом месте, безусловно, находился командующий 40-й армией, хотя по рангу он не был самым старшим среди наших военных в Афганистане. Однако командующий обладал огромной реальной военной силой. На второй ступеньке находились представители КГБ, потому что у них также были свои возможности повлиять на обстановку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: