Последующий анализ: несостоявшаяся драка

Когда новая группа начала рассаживаться, Варго присту­пила к анализу того, что только что произошло. Горячий обмен мнениями и его последующее утихание происходили на фоне того, что мальчики уже узнали о разрешении конфликтов. То, что обычно приводит к конфликту, начинается, как объясняет это Варго, с «неумения найти общий язык, выдвижения пред­положений и перескакивания к выводам, передачи «резкого» сообщения способами, мешающими людям услышать то, что вы говорите».

Изучающие «Науку о себе» узнают, что дело не в полном исключении конфликтов, а в разрешении разногласий и обид прежде, чем они перерастут в настоящую потасовку. Эти пер­вые уроки уже дали о себе знать тем, как Такер и Рахман вели свой спор. Оба, к примеру, приложили определенные усилия для того, чтобы выразить свою точку зрения, не ускорив при этом развитие конфликта. Эта уверенность в себе (в отличие от агрессивности или пассивности) преподается в «Новой школе» начиная с третьего класса. Особое значение придает­ся откровенному выражению чувств, но так, чтобы это не пе­реходило в агрессию. Хотя в начале пререканий мальчики не смотрели друг на друга, по мере продолжения спора они ста­ли обнаруживать признаки «активного слушания», поверну­лись лицом друг к другу, смотрели друг другу в глаза и подава­ли молчаливые сигналы, которые давали говорившему понять, что его слышат.

Благодаря приведению этих средств в действие и помощи в виде советов преподавателя уверенность в себе и активное слу­шание стали для этих мальчиков чем-то большим, чем пустые фразы во время контрольного опроса в классе, — они превра-


Эмоциональный интеллект



тились в способ реагирования, к которому мальчики могут при­бегать в те моменты, когда он им крайне необходим.

Совершенное владение эмоциональной сферой дается осо­бенно трудно, потому что необходимые для этого навыки при­ходится приобретать тогда, когда люди, как правило, менее все­го способны воспринимать новую информацию и усваивать но­вые привычки реагировать, то есть когда они расстроены. В та­кие моменты помогают занятия с преподавателем. «Любой человек, взрослый или пятиклассник, нуждается в некоторой помощи, чтобы наблюдать за самим собой, когда он так расстро­ен, — подчеркивает Варго. — Сердце колотится, ладони потеют, вас бьет нервная дрожь, а вы пытаетесь осознанно слушать, со­храняя при этом самоконтроль, чтобы выдержать это, не перей­дя на крик, не упрекая и не замолкая, уходя в оборону».

Для всякого, кто не раз наблюдал стычки пятиклассников, самое удивительное заключается в том, что и Такер, и Рахман старались доказать свою правоту без взаимных обвинений, ру­гани и криков. Никто из них не допустил, чтобы чувства пере­росли в оскорбительное: «А пошел ты!..» или в кулачную драку, и ни один не заткнул другого, выбежав из комнаты. И то, что вполне могло бы стать причиной полномасштабного сражения, в данном случае научило мальчиков еще лучше улавливать ма­лейшие нюансы настроений для разрешения конфликта. Но как же часто ситуация развивается совсем по другому сценарию. Каждый день у подростков дело доходит до драки — и что еще хуже — по пустякам и несколько раз в день.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: