Дэниел Гоулллан


Главное — правильно выбрать время

Когда специалистам по психологии развития удалось со­ставить карту развития эмоций, они получили возможность более точно определять, какие уроки следует преподавать де­тям в каждый период раскрытия эмоционального интеллекта; какие устойчивые дефициты вероятнее всего обнаружатся у тех, кто не сумеет овладеть нужными компетенциями в надлежащие моменты, и какая исправительная подготовка могла бы воспол­нить то, что было упущено.

В «Нью-Хейвенской программе», к примеру, детям млад­ших классов преподают основополагающие знания по самопо­знанию, взаимоотношениям и принятию решений. В первом классе ученики сидят кружком и перекатывают «куб с чувства­ми», на каждой стороне которого написаны слова «печальный» или «возбужденный». Каждый из ребят, когда подходит его оче­редь, рассказывает случай, когда он или она испытывали это чувство. Таким образом они выполняют упражнение, помога­ющее им более осознанно связывать чувства со словами и учить­ся эмпатии, слушая других и понимая, что те испытывают та­кие же чувства, что и они сами.

В четвертом и пятом классе, когда отношения между сверст­никами начинают играть в их жизни огромную роль, для них устраивают уроки, содействующие укреплению их дружеских отношений: их учат эмпатии, контролю побуждений и спосо­бам справляться с гневом. Одно занятие в школе Трауп по кур­су «Умение жить», на котором пятиклассники учатся распо­знавать эмоции по выражению лица, в основном посвящено сопереживанию. Так, для обучения контролю побуждений было устроено специальное табло в виде светофора, на котором от­четливо воспроизводятся шесть пунктов с указанием конкрет­ных шагов.

Красный свет 1. Остановись, успокойся и подумай, преж­де чем действовать.

Желтый свет 2. Расскажи о своих трудностях и о том, ка­кие чувства ты при этом испытываешь. 3. Поставь себе позитивную цель.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: