Эмоциональный интеллект



4. Продумай варианты решений.

5. Заранее подумай о последствиях.
Зеленый свет 6. Приступай к действиям и следуй наилуч­
шему плану.

К этому остроумному приспособлению в виде «светофора» регулярно прибегают, когда ребенок, к примеру, готов прийти в ярость, разобидеться при проявлении неуважения или разра­зиться слезами, когда его поддразнивают; при этом предлага­ется набор конкретных шагов, помогающих справиться с эти­ми напряженными моментами более взвешенными способами. Помимо обуздывания чувств, указывается более эффективный способ действовать. А став привычным способом справляться с бурным эмоциональным порывом, то есть думать, прежде чем действовать под влиянием чувств, он может стать и главной стратегией, помогающей справляться с опасностями подрост­кового возраста и последующей жизни.

В шестом классе эти уроки имеют более непосредственное отношение к искушениям и всяческим влияниям, толкающим детей к сексу, наркотикам и выпивке, начинающим проникать в их жизнь. К девятому классу, когда подростки лицом к лицу сталкиваются с более расплывчатой социальной реальностью, особое значение приобретает способность смотреть на дело с разных точек зрения — своей и других причастных к этому лю­дей. «Если парень приходит в ярость, увидев, что его подружка разговаривает с другим мальчиком, — говорит один из нью-хей-венских учителей, — ему стоит порекомендовать подумать о том, что могло бы произойти дальше и с их точки зрения тоже, а не просто бросаться очертя голову в конфронтацию».

Эмоциональная грамотность как предупредительная мера

Некоторые наиболее эффективные программы повышения эмоциональной грамотности разрабатывались в качестве вспо­могательного средства для решения какой-либо конкретной проблемы, в особенности проблемы насилия. Одним из самых



Дэниел Гоулллан


быстро распространяющихся курсов обучения эмоциональной грамотности, вызванных к жизни стремлением принять пре­дупредительные меры, является «Программа творческого раз­решения конфликтов», принятая в нескольких сотнях бесплат­ных средних школ города Нью-Йорка и школах по всей стране. Курс разрешения конфликтов сфокусирован на том, как ула­живать споры на школьном дворе, которые могут перерасти в инциденты вроде того случая, когда Йен Мур и Тайрон Синк­лер были застрелены их одноклассником в коридоре средней школы Джефферсона.

Линда Лантьери, составитель «Программы творческого раз­решения конфликтов» и директор расположенного в Манхэт-тене Национального центра по разработке методов ее реализа­ции, считает, что цель программы выходит далеко за рамки простого предотвращения ссор и стычек. По ее мнению, «про­грамма наглядно демонстрирует ученикам, что у них имеется широкий выбор способов улаживания конфликта, помимо пас­сивности или агрессии. Мы объясняем им всю бесполезность насилия и предлагаем в качестве замены приобрести конкрет­ные навыки. Дети учатся отстаивать свои права, не прибегая к насилию. Эти навыки пригодятся им в течение всей жизни, причем не только тем, кто более других склонен к насилию».

Так, одно упражнение построено на том, что ученики вы­бирают простой реалистический способ, который помог бы им уладить какой-то возникший у них конфликт. В другом упраж­нении ученики разыгрывают сцену, в которой старшей сестре, занятой приготовлением домашнего задания, до смерти надое­дает оглушительный рэп, развлекающий ее младшую сестру. В полном расстройстве она выключает проигрыватель, несмотря на протесты сестры. Класс сообща придумывает способы ре­шения этой проблемы, приемлемые для обеих сестер.

Для успешной реализации этой программы необходимо вывести ее за пределы классной комнаты и внедрять на игро­вых площадках и в кафетериях, где существует наибольшая ве­роятность взрыва эмоций. С этой целью некоторых учеников обучают искусству выступать в роли посредника, которое мо­жет им пригодиться в старших классах начальной школы. И если в какой-то ситуации напряжение кончается взрывом, уче-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: