Межкультурная коммуникация осуществляется на разных уровнях:
1. общение между различными этническими группами;
2. общение между социальными группами того или иного общества: различия между людьми могут возникать в результате их происхождения, образования, профессии, социального статуса и т.д.;
3. общение между представителями различных религиозных конфессий;
4. общение между людьми разного возраста и пола;
5. общение между жителями разных местностей;
6. общение в деловой сфере.
Общей характерной чертой всех уровней и видов межкультурной коммуникации является неосознанность культурных различий ее участников. Большинство людей в своем восприятии мира придерживаются наивного реализма. Им кажется, что их стиль и образ жизни является единственно возможным и правильным, что ценности, на которые они ориентируются, одинаково понятны и доступны всем людям. А привычные модели поведения являются универсальными.
Виды коммуникативной деятельности
Коммуникация предусматривает различные виды коммуникативной деятельности: говорение, аудирование, письмо и так далее. Общение представляет собой двусторонний процесс, действия со стороны отправителя и получателя информации синхронизируются, являясь своего рода зеркальным отражением друг друга. Говорение всегда идет в паре со слушанием, а жесты и мимика – в паре со зрительным восприятием. Эти закономерности универсальны как для коммуникации внутри одной культуры, так и для межкультурной коммуникации.
|
|
Формы межкультурной коммуникации
По форме коммуникация может быть прямой или косвенной и опосредованной или неопосредованной.
При прямой коммуникации информация адресована отправителем получателю. Она может осуществляться в устной или письменной форме. Устная речь сочетает вербальные и невербальные средства.
В косвенной коммуникации информационным источником являются произведения искусства, телевидение, пресса, Интернет и так далее. Косвенные коммуникации включают также чтение иностранных журналов, книг, просмотр фильмов и международной рекламы, дистанционное обучение и так далее.
Неопосредованная и опосредованная формы общения различаются с точки зрения наличия или отсутствия в коммуникативной цепочке промежуточного звена, выступающего в роли посредника. Функции посредника может выполнять человек или технические средства (телефон, компьютер и т.д.).
Параметры содержания информации
Тематика общения может разделяться на «опасную» и «безопасную». Безопасными при общении с малознакомыми людьми считаются погода, дети, род занятий, домашние животные. «Опасными» темами считаются религиозные верования, политические убеждения, сексуальные, этнические, расовые проблемы. Общение может отличаться по стилистической тональности и жанру.