Вопрос 1. Сущность и элементы маркетинговых коммуникаций

Тема 3.4 КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

План лекции

1. Сущность и элементы маркетинговых коммуникаций.

2. Особенности рекламы в сфере туризма.

3. Стимулирование сбыта. Личная продажа и прямой маркетинг.

4. Фирменный стиль туристского предприятия.

5. Разработка и реализация рекламной (коммуникационной) кампании.

Коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового обще­ния по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств.

Рассмотрим структуру общей коммуникационной модели (рис.).

Коммуникатор (источник) – это источник сообщений.

Рисунок – Общая коммуникационная модель

Обращение (сообщение) – это информация, идея (совокупность слов, изображений или символов), ради которых и осуществляется коммуникация. Как правило, составлением обращений занимаются специалисты. Этот процесс, называемый кодированием, предшествует обращению.

Носитель обращения – средство коммуникации. Наиболее эффективной является личная коммуникация, за ней следует визуальная (например, телевидение), звуковая (радио) и письменная, которая считается наименее убедительной. Обращение, передаваемое приемнику носителем, не всегда воспринимается однозначно вследствие существующих помех, шумов.

Приёмник (получатель) – это субъект, которому передаётся сообщение.

Результатом коммуникаций будут изменения, которые вызывают у приёмника (получателя) принятые обращения (сообщения). Они могут быть следующими: увеличение знаний приёмника, изменение его установок; изменение его явного поведения.

Обратная связь – реакция приёмника (получателя) на обращения коммуникатора, а также оценка воздействия коммуникации на приёмник.[10]

Маркетинговая коммуникация – процесс обмена информацией между фирмой, производящей товары или оказывающей услуги, и различными субъектами рынка. Маркетинговые коммуникации являются одним из четырех элементов маркетинга-микс (4Р).

Комплекс маркетинговых коммуникаций в туризме – это система мероприятий, направленных на установление и поддержание определенных взаимоотношений туристского предприятия с адресатами коммуникаций. Среди важнейших адресатов выделяются (рис.):

    1. Сотрудники самой фирмы;
    2. Действительные и потенциальные потребители (целевой рынок);
    3. Маркетинговые посредники;
    4. Контактные аудитории;
    5. Производители туристских услуг;
    6. Органы государственной власти и управления.

Рисунок – Основные адресаты маркетинговых коммуникаций туристского предприятия [11]

Типичные цели маркетинговых коммуникаций - это:

• Создание осведомленности

• Предоставление необходимой информации

• Создание положительного имиджа

• Формирование благожелательного отношения

• Подтверждение имиджа

• Побуждение к приобретению товара

• Увеличение объема продаж

• Изменение поведения целевой аудитории

Основными элементами (средствами) комплекса маркетинговых коммуникаций являются реклама; стимулирование сбыта; связи с общественностью (PR); прямой маркетинг; личные продажи.

Таблица – Основные э лементы комплекса маркетинговых коммуникаций [12]

Реклама Стимулирование сбыта PR Личная продажа Прямой маркетинг
Реклама в СМИ На упаковке Рекламные ролики Брошюры и буклеты Наружная реклама Демонстрация новинок Аудио-визуальные материалы Символы и логотипы На видеокассетах Конкурсы, игры, розыгрыши, лотереи Раздача образцов Промышленные выставки и ярмарки Демонстрации Купоны на товар Скидки Развлечения Продажа в нагрузку Подготовка информации для прессы Выступления Семинары Ежегодные отчёты Пожертвования Спонсорство Публикации Поддержание отношений с контактной аудиторией Лоббирование Выявление средств связи Каталог компании Торговые презентации Торговые встречи Поощрительные программы Раздача образцов Промышленные выставки и ярмарки Сетевой маркетинг Каталоги Почтовые рассылки (директ-мейл) Теле-маркетинг Электронные покупки Телемагазины Факсимильные сообщения (пресс-релизы) Электронная почта

Коммуникационная политика в системе маркетинга – это перспективный курс действий предприятия, направленный на планирование и осуществление взаимодействия фирмы со всеми субъектами маркетинговой системы на основе обоснованной стратегии использования комплекса коммуникативных средств, обеспечивающих стабильное и эффективное формирование спроса и продвижения предложения (товаров и услуг) на рынки с целью удовлетворения потребностей покупателей и получения прибыли.[13]

Коммуникационная политика включает как стратегические, так и тактические решения. К стратегическим решениям можно отнести следующие.

  1. Определение для данного вида бизнеса (типа продуктов и конкретного рыночного сегмента) рационального сочетания отдельных элементов комплекса маркетинга в налаживании эффективных маркетинговых коммуникаций.
  2. Определение при выборе коммуникационных стратегий эффективных пропорций использования отдельных инструментов комплекса продвижения продуктов.
  3. Определение на стратегическом интервале времени эффективности маркетинговых коммуникаций.

К числу тактических коммуникационных решений, принимаемых часто или регулярно в зависимости от изменения внешних и внутренних условий, можно отнести следующее:

  1. Выбор в рамках текущих условий внешней среды и возможностей организации конкретных методов продвижения продуктов.
  2. Планирование осуществления и проведение коммуникационных кампаний.
  3. Разработка бюджета коммуникационной деятельности.
  4. Мониторинг эффективности текущих затрат на коммуникационную деятельность.
  5. Организационно-кадровые вопросы коммуникационной деятельности.

Современные бизнес-организации используют сложные коммуникационные системы (интегрированные) для поддержания контактов с посредниками, клиентами, с различными общественными организациями и слоями. Это повышает эффективность маркетинговых коммуникаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: