Сущность библейских родословий

Введение

В 1650 г. Джеймс Ашшер, архиепископ ирландский, предложил подробный график всех библейских событий, вплоть до сотворения человека и Вселенной. По хронологии Ашшера, Адам и Ева были сотворены в 4004 г. до н.э. Чтобы датировать события вглубь истории, от Авраама до Адама и Евы, Ашшер воспользовался родословиями, данными в Бытие 5 и 11. Критически важным допущением в него трактовке хронологии было то, что эти два родословия были полными (то есть, что в них не было пропусков или отсутствующих имён).[1] Действительно ли эти родословия полны, как полагал Ашшер?

Библейские родословия многочисленны, и всё же это, вероятно, наименее изученные части Библии. Большинство людей считают родословия неинтересными и трудными для применения в нынешних обстоятельствах. Сущность и функция библейских родословий тоже очень отличаются от современных родословий, что может вести к путанице и недопониманию. Например, в библейских родословиях обычным делом является телескопирование (опущение некоторых имён ради краткости), что в современных родословиях встречается редко. Точно так же и ключевые генеалогические термины (такие как сын и отец) на иврите имеют более широкое значение, чем соответствующие им английские слова. Точно понять библейские родословия трудно, но важно ради понимания Писания.[2] Должное понимание библейских родословий является условием, при котором мы сможем попытаться разобраться в родословиях Книги Бытие.

Сущность библейских родословий

В современном мире родословия служат для сообщения подробной информации об истории и семейном родстве. Наше нынешнее понятие о родословиях очень отличается от того, как родословия использовались и понимались в библейские времена. Для правильного понимания и толкования родословий полезно иметь некоторую фоновую информацию о них.

По своему предназначению библейские родословия распадаются на три основные категории: семейные, юридическо-политические и религиозные.[3] Семейные (или домашние) родословия прежде всего касались наследования и привилегий первенцев. Юридическо-политические родословия прежде всего сконцентрированы вокруг притязаний на наследственную должность, но в других примерах устанавливается также линия происхождения для организации землевладения, территориальных группировок и воинской службы. Религиозные родословия использовались прежде всего для установления членства в священнических родах Аарона и Левия.

Функция родословия во многом определяет его структуру и организацию. В каждом из этих случаев мало смысла или необходимости давать полный список имён, ведь важно происхождение от определённого предка, а не реальное количество поколений.

Очень краткие родословия обычно предназначены для определения принадлежности человека к определённой племенной и генеалогической группировкам. Самый яркий пример этого – разделение Израиля на 12 колен, на основе того, от какого из 12 патриархов они происходили. Это племенное разделение было важно для организации передвижения (Числа 2; 10) и распределения земли (Иисус Навин 13-21). Каждое колено делились на поколения, а поколения – на роды, в зависимости от того, от кого из сыновей и внуков патриархов они происходили. Например, левитам были даны различные поручения в зависимости от того, к какому из левитских поколений они принадлежали. Поэтому для определения места человека в обществе достаточно было только указать его колено, поколение и род. Этот интерес к генеалогической идентификации виден и во времена царя Давида, и в эпоху возвращения из изгнания. В эти более поздние времена родословия приводились с указанием других ключевых исторических фигур (Аарона, Моисея, Давида и т.д.), а не с перечислением в обратном порядке всех вплоть до патриархов. Например, Матфей начинает своё Евангелие с «Иисуса, сына Давида, сына Авраама» (Матфей 1:1). Это очень сжатое родословие является у Матфея прелюдией к более длинному родословию (Матфей 1:3-17). Ещё несколько примеров:

1. Моисей и Аарон – Исход 6:16-20, Числа 26:57-59 и 1 Паралипоменон 6:1-3; 23:6, 12-13

Поскольку Моисей и Аарон играют в Книге Исход центральную роль, неудивительно, что их родословные данные повторяются в Ветхом Завете четыре раза. Это родословие служит поразительным примером телескопирования родословия с включением только колена, поколения и рода. Родословия, определяющие подразделения и роды левитов даны в Книге Числа 3:17-37; 26:57-59; и 1 Паралипоменон 6:1-3; 23:6-23. Из этих мест Библии мы видим, что Моисей и Аарон принадлежали к колену Левиину (левитам), поколению Каафа и роду Амрама. По Писанию и другим историческим источникам мы можем логически заключить, что остальные имена (вероятно, не менее 6) между Амрамом и Моисеем были намеренно опущены. Позже даётся более подробное исследование этих родословий (См. Таблицу 3, родословия Моисея и Иисуса Навина.)

2. Корей – Числа 16:1

Во второй переписи во время скитаний Израиля по пустыне в родословие каждого колена были вписано несколько видных личностей. Корей, сын Ицгара, сын Кафов, сын Левиин возглавил бунт против Моисея во время странствий по пустыне и был поглощён землёй вместе со своими последователями. В этом родословии указано его колено (Ицгар), поколение (Кааф) и род (Левий), но пропущены все остальные поколения между Кореем и Ицгаром.

3. Дафан и Авирон – Числа 16:1; 26:5-9

Вместе с Кореем участвовали в бунте против Моисея и погибли Дафан и Авирон. Из-за своей дурной славы Дафан и Авирон при второй переписи Израиля внесены в список колена Рувимова. В этом родословии нам дан только их род (Елиав), поколение (Фаллу) и род (Рувим).

4. Дочери Салпаада – Числа 26:28–32; 27:1

Салпаад и его дочери внесены в список при второй переписи Израиля как видные личности среди колена Манассиина. Поскольку у него было пять дочерей, но не было сыновей, они пришли к Моисею по вопросу наследства. В результате стало законом то, что, если не было сыновей, наследство получают дочери (Числа 27). Это родословие (Салпаад, сын Хефера, сын Галаада, сын Махира, сын Манассии, сын Левия) аналогично предыдущим примерам за исключением того, что сюда включено на одно имя больше, помимо колена (Манассия), поколения (Махир) и рода (Галаад).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: