Подробный пример: родословия Моисея

Родословие Моисея, Аарона и Мариам иллюстрирует все означенные выше пункты и помогает прийти к более ясному пониманию библейских родословий. Поскольку эти три персонажа имеют центральное значение, их родословие даётся в разных местах Писания. четыре раза (Исход 6:16-20; Числа 26:57-59 и 1 Паралипоменон 6:1-3; 23:6 и 12–13), и ещё можно набрать некоторую дополнительную информацию из других упоминаний в тексте.

В каждом из родословий Моисея перечисляются одни и те же четыре поколения (Левий, Кааф, Амрам и затем Моисей, Аарон, Мариам). Поставив перекрёстные ссылки между родословиями и другими стихами Писания, можно ясно установить, что они телескопированы. Мы знаем, что и Левий, и его сын Кааф пришли в Египет (Бытие 46:5-27; Исход 1:1-4), что было за 430 лет до Исхода (Исход 12:40-41; Деяния 7:6). Поскольку Моисею во время Исхода было 80 лет (Исход 7:7), жизнь Каафа, Амрама и Моисея охватывают не менее 350 лет! На типичное поколение приходится по 20-40 лет, так что можно было бы ожидать, что эти родословиях охватывают 10-20 поколений. В 1 Паралипоменон 7:20-27 мы находим, что родословие Ефрема доходило до Иисуса Навина и покрывало тот же период, что и родословия Моисея. Иосиф (брат Левия) и его сын Ефрем, когда израильтяне поселились в Египте, были ещё живы (Бытие 41:52; 46:27). От Иосифа до Иисуса Навина перечислены 12 поколений. Поскольку Иисус Навин жил во время Исхода и был современником Моисея, эти 12 поколений охватывают 430 лет пребывания в Египте. Это хорошо укладывалось бы в схему, где на поколение отводится около 40 лет. Таким образом, в этом родословии дано (не менее) 12 поколений за тот же срок, что и 4 поколения в родословиях Моисея. (См. таблицу 3, родословия Моисея и Иисуса Навина.) Ещё одно подтверждение телескопирования состоит в том, что потомков Каафа во времена Моисея насчитывалось 8600 человек (Числа 3:27-28), 2750 из которых были в возрасте от 30 до 50 лет (Числа 4:36). Такое количество потомков необъяснимо, если это родословие не телескопировано и Кааф был дедом Моисея. На основе этих доводов можно сделать вывод, что родословия Моисея полны всего на 20-40%. Был ли Амрам непосредственным отцом Моисея и Аарона или же он был их предком? Ряд фактов показывает, что Амрама и Моисея разделяло несколько поколений.[9]

1. Жизнь Каафа, Амрама и Моисея охватывает 350 лет (как сказано выше), а следовательно тут требуются неназванные промежуточные звенья.

2. Амрам и его жена Иохаведа упоминаются в Исх. 6 как родители Моисея. Но в рассказе Исх. 2 бросается в глаза то, что имена родителей Моисея отсутствуют. Они названы просто «некто из племени Левина» (ст. 2:1), «жена из того же племени» (ст. 2:1) и «мать младенца» (ст. 2:8). Это имеет мало смысла, если Амрам и Иохаведа были отцом и матерью Моисея.

3. В 1 Паралипоменон 24:20 перечислены потомки Амрама, но не упомянуты Аарон, Моисей и Мариам; а в повествовании Книги Исход не названы другие братья Моисея.

4. Иохаведа, жена Амрама, названа дочерью Левия (Числа 26:59) и сестрой брата Амрама – Каафа (Исход 6:20). Получается, что Иохаведа с её братом Каафом оказываются современниками переселения израильтян в Египет. Таким образом, если бы в родословиях Моисея не было пропусков, при рождении Моисея ей было бы не менее 350 лет!

Из этих данных мы видим, что Амрама и Иохаведу с одной стороны и их детей Аарона, Моисея и Мариам с другой разделяет много поколений. В Исх. 6:20 и Чис. 26:59 они названы «сынами» (бен). Таким образом, «сын» (бен) и «родить» (ялад) здесь употреблены синонимично для указания на отдалённых потомков в линии родства.

В итоге мы обнаруживаем, что родословия Моисея сильно телескопированы (полны, возможно, на 20-40%). Даны только критически важные имена – те, которые соответствуют его колену (Левий), поколению (Кааф) и роду (Амрам); остальные имена между Амрамом и Моисеем проигнорированы. И слово «сын» (бен), и слово «родить» (ялад) употреблены по отношению к родству Амрама и Моисея взаимозаменяюще, однако этих людей разделяет не менее 8 поколений (т.е. бен и ялад используются для указания на потомка и предка, а не на непосредственных сына и отца). Это родословие сильно телескопировано, но в самом этом родословии не указано, является ли оно полным и где в нём пропуски. Только с помощью сравнения с другими стихами Писания или историческими источниками мы смогли определить, было ли это родословие телескопировано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: