Оценка уровня телескопирования

На основе сказанного выше и библейских примеров мы можем увидеть, что телескопирование родословий в древности было довольно распространённой практикой. Такое телескопирование абсолютно приемлемо и имеет буквальный смысл (основанный на употреблении древнееврейских слов) – даже если это может и не устраивать современных читателей. Мы также видим, что по самому родословию обычно невозможно сказать, полно оно или нет. В нескольких родословиях можно установить конкретные имена, которые были пропущены, и то место, где они должны быть в списке. Однако в общем родословие ставит лишь минимальный лимит на количество охваченных им поколений. Для оценки степени применяемого телескопирования нам нужно посмотреть на другие части Писания или историю. Хотя уровень телескопирования в конкретном родословии может быть неопределённым, он никак не является произвольным или неограниченным. Верхние пределы того, насколько далеко можно отодвинуть родословие, можно разумно оценить, посмотрев на те библейские примеры, для которых мы можем установить реальные охваченные периоды.

  1. Руфь 4:18-22; 1 Паралипоменон 2:5-15; Матфей 1:3–6; и Лука 3:31-33

В книгах Руфь и 1 Паралипоменон в родословии Давида от Фареса до Давида указано по 10 имён. В остальных родословиях повторяются эти 10 имён, но для достижения числа 14 туда включены также в качестве предков Фареса ещё и Авраам, Исаак, Иаков и Иуда. Период от Авраама до Давида охватывает больше 1000 лет. Такой период слишком длителен для того, чтобы это родословие было полным. Степень её полноты можно оценить в 20-50%.

  1. Еман, Асаф и Ефан – 1 Паралипоменон 6:33–47

В эпоху Давида было три руководителя храмовых музыкантов, по одному из трёх поколений левитов. Это Еман из поколения Каафа (стихи 33-38), Асаф из поколения Гирсона (стихи 39-42), и Ефан из поколения Мерари (стихи 44-47). В каждом случае родословия начинаются с Левия, который был отцом Каафа, Гирсона и Мерари и предком этих трёх человек. Поэтому у нас есть три параллельных родословия от Левия до эпохи царя Давида, но в родословиях содержится соответственно 21, 15 и 14 имён за совершенно одинаковый срок. Это указывает на то, что как минимум два последних родословия сильно телескопированы (см. таблицу 5, руководители храмовых музыкантов).

  1. Иерия – 1 Паралипоменон 23:6, 12, 19; 26:31

Иерия возглавлял левитский род Хеврона и был поставлен царём Давидом начальствовать над другими людьми. Его родословие телескопировано до упоминания только его колена (Левия), поколения (Каафа) и рода (Хеврона). Это родословие из четырёх имён охватывает приблизительно тот же 900-летний периол, что и родословие Емана, Асафа и Ефана (см. предыдущий пункт и таблицу 5, руководители храмовых музыкантов). Поскольку в трёх этих родословиях содержится от 14 до 21 имени за тот же самый срок, мы можем заключить, что это родословие полно не более, чем на 15%.

  1. Шевуил – 1 Паралипоменон 23:15-16; 26:24

Шевуил был при царе Давиде назначен ответственным за сокровищницу. В обоих этих родословиях упомянут Шевуил, сын Гирсона, сын Моисея. Но Моисей и Гирсон жили во время Исхода, а Шевуил жил в эпоху царя Давида, лет на 400-500 позже. Это родословие сильно телескопировано и предназначалось только для указания происхождения Шевуила от Моисея и Гирсона.

  1. Ездра 8:1–2

В этом стихе Ездра перечисляет по происхождению ряд современных ему начальников. Гирсон был сыном Финеаса (который был внуком Аарона); Даниил был сыном Ифамара (который был сыном Аарона), а Хаттуш был сыном Давида. Первые два случая охватывают приблизительно 1000 лет, а третий – около 500 лет. Ясно, что эти родословия сильно телескопированы!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: