Хочу начать с того, что всем известны выражения: "холодная вежливость", "ледяная вежливость",
"презрительная вежливость", в которых эпитеты, прибавленные к этому
прекрасному человеческому качеству, не только убивают его сущность, но
превращают ее в свою противоположность.
Эмерсон определяет вежливость как "сумму маленьких жертв", приносимых нами
окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные
отношения.
К сожалению, совершенно затерто прекрасное высказывание Сервантеса: "Ничего
не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость." Истинная
вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она - одно из проявлений
искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям,
с которыми человеку приходится встречаться на работе, в доме, где живет, в
общественных местах. С товарищами по работе, со многими знакомыми в быту
вежливость может перейти в дружбу, но органическая благожелательность к людям
|
|
вообще - обязательная база вежливости. Подлинная культура поведения - там,
где поступки человека во всех ситуациях, их содержание и внешнее проявление
вытекают из нравственных принципов морали и соответствуют им.
Одним из главных элементов вежливости считают умение запоминать имена. Вот
как об этом говорит Д.Карнега. "Большинство людей не запоминают имен по той
причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться,
затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для
себя оправданий в том, что слишком заняты. Однако они вряд ли больше заняты,
чем Франклин Рузвельт, а он находил время для того, чтобы запомнить и при
случае воскресить в памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилось
соприкасаться...Ф.Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых
и самых действенных способов завоевать расположение окружающих - это
запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности".