Теоретические основы изучения общественного мнения, его структура и функции

Феномен общественного мнения достаточно сложен, однако привлекал внимание мыслителей с давних времен. Н.Макиавелли в своем "Государе" особо указывал на исключительную важность этого феномена. В том виде, в каком данная категория употребляется нами, она встречается у английского государственного деятеля и писателя Джона Солсбери. Происхождение словосочетания - англосаксонское, появилось оно в Англии во второй половине XII века. Из Англии этот термин пришел в другие страны, а в XVIII веке стал общепринятым. Активное же рассмотрение его сущности и содержания в научной литературе начато только в последней четверти двадцатого века.

Среди зарубежных публикаций последнего времени, так или иначе затрагивающих проблему сущности, структуры и функционирования общественного мнения в разного типа социально-политических условиях, следует прежде всего назвать работы В.Л.Беннета, Дж.Брукса, Р.Эриксона, Дж.Стимсона, М.Макуена, Дж.Фишкина, Э.Ноэль-Нойман, Ю.Хабермаса и других авторов.

Так, Э.Ноэль-Нойман выделяет два основных источника, порождающих общественное мнение. Первый – непосредственное наблюдение человека за ситуацией, улавливание, одобряются ли окружающими те или иные действия, явления, заявления и т.п. Второй – СМИ и «дух времени», который они порождают[4].

Э. Ноэль-Нойман разработала оригинальную концепцию общественного мнения, положив в основу определения последнего способ его проявления. Автор считает, что «социальная природа человека, побуждающая его дорожить своим именем и бояться изоляции, подчиняет всех людей давлению конформизма, называемому общественным мнением».[5]

В связи с этим она вводит понятие «спираль молчания», суть которого состоит в том, что многие люди не высказывают своего мнения из-за боязни оказаться в изоляции. Такая ситуация приводит к тому, что озвученное, высказанное мнение может оказаться вовсе не мнением большинства, которое считая себя меньшинством, молчит. «Говорящие», даже если в действительности их меньшинство, получив поддержку, начинают еще активнее высказывать свое мнение. «Молчащие», даже если их большинство, еще упорнее молчат, что способствует раскручиванию спирали молчания. В связи с этим Ноэль-Нойман одну из важнейших характеристик общественного мнения, заключающуюся в том, что оно может быть без боязни высказано публично.

Ю. Хабермас говорит об общественном мнении, об информации от граждан как о потоке, для которого в институтах власти должны быть некие диффузные «поры», «канальцы», в которые проникает неинституциализированная, «нерасписанная», нефиксированная информация от общества.[6]

Основы социологического анализа общественного мнения были заложены американским исследователем У. Липпманом, актуализировавшим вопрос о социальной сущности и специфическом характере исследуемого феномена. У. Липпман за основание выделения общественного мнения взял способ его функционирования и формирования как кристаллизацию представлений, знаний и мнений, существующих в виде эмоционально окрашенных стереотипов, представляющих своего рода механизм «селективного восприятия».[7]

Среди советских и российских авторов, посвятивших публикации рассматриваемой теме, - Д.Гавра, М.Горшков, Б.Грушин, В.Житенев, О.Иванов, Ю.Левада, А.Назаретян, Р.Сафаров и другие.

Д.Гавра в своих работах использует комплексный подход, анализирует феномен общественного мнения, принимая во внимание режимы, и соответственно, различные формы взаимодействия общественного мнения и власти[8]. Б.Грушин выделяет принципы массового сознания, О.Иванов исследует взаимодействие общественного мнения и власти, Ю.Левада акцентирует внимание на изучении общественного мнения в условиях социальных трансформаций в российском обществе с учетом экономических, политических, правовых факторов, В.Житенев рассматривает особенности общественного мнения в социальном управлении. А.Симонов оценивает общественное мнение как социальный институт[9].

Общие вопросы взаимодействия общественного мнения и власти отражены также в работах Д.Гавры, Б.Капустина, И.Клямкина, В.Ильина, С.Кара-Мурзы, А.Ковлера и других авторов.

Идентификация общественного мнения – сложный процесс. Проникнуть во всю глубину социологических дискуссий о сущности и содержании этой категории десятилетиями пытались великие умы. Так, например, одна из крупнейших представительниц немецкой эмпирической социологии XX века Э.Ноэль-Нойман замечает, что «поколения философов, юристов, историков, политологов и теоретиков журналистики поседели в попытках вывести четкое определение общественного мнения»[10].

Обращение к теоретическим источникам приводит к выводу, что общественное мнение является сложным социальным феноменом, в изучении которого действенен только комплексный познавательный подход, объединяющий в себе гносеологический, социологический и онтологический аспекты анализа.

Для того чтобы с полным основанием работать с понятием «общественное мнение», недостаточно его определить. Необходимо ответить на вопросы о его природе, сущности, структуре и функциях объекте, субъекте, месте и роли в социальной реальности.

В социологии сложилось несколько концепций общественного мнения:

- монистическая (существует единое (общее) общественное мнение, которое является истинным ("народ ошибаться не может"));

- мажоритарная (существует мнение большинства, с которым необходимо считаться);

- плюралистическая (единого, достаточно стабильного общественного мнения не существует).

Современные исследователи попытались "примирить" эти взгляды. Они полагают, что общественное мнение имеет монистически-плюралистическую природу (то есть, вначале возникает несколько различных мнений относительно того или иного объекта, затем из их числа вычленяется одно господствующее, которое разделяет большинство.

В наиболее общем виде категория «общественное мнение» используется для обозначения совокупности взглядов индивидов на определенную проблему. Эдуард Бернайз называл общественное мнение «понятием, описывающим едва уловимую, подвижную и неустойчивую совокупность индивидуальных суждений».[11]

Д. Гавра определяет общественное мнение как «заинтересованно-ценностное оценочное отношение социального субъекта к затрагивающим его интересам, дискуссионным и информационно доступным объектам, функционирующее в духовной или духовно-практической форме (в форме суждения или поведенческой готовности)».[12]

Б. А. Грушин один из основоположников отечественной школы исследования общественного мнения, определяя общественное мнение как состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных людей, к событиям и фактам социальной действительности, отмечает, что общественное мнение «принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению».[13] Только в отечественной литературе можно встретить несколько десятков определений.

Стержнем одних является фиксация субъекта и объекта общественного мнения, других – его нацеленность на решение имеющихся в обществе проблем, третьих – родовой связи общественного мнения и общественного сознания, четвёртых – его качественно-количественных признаков – распространенности, интенсивности. На эмпирическом уровне предлагается определять общественное мнение через: отношение, оценочные суждения или практические действия социальных общностей, в которых выражается их ответная реакция на различные факты, события или явления общественной жизни.

Необходимо подчеркнуть, что сложность и неоднозначность трактовок понятия общественного мнения определяется еще и междисциплинарным характером интереса к нему, что, в свою очередь связано с многоаспектностью данного феномена.

Следует остановиться еще на некоторых определениях общественного мнения, встречающихся в различных источниках. Так, В. Н Лавриненко пишет, что «общественное мнение – это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в эмоциях и суждениях, а затем и в действиях».[14]

Из определения, которое приведено Э.А. Капитоновым, Г.П. Зинченко и А.Э Капитоновым следует, что «общественное мнение – это выявленные социальные настроения и действующее массовое сознание, выраженное в форме оценочных суждений больших общностей и групп по социально значимым вопросам, затрагивающим их интересы».[15]

В.Г. Королько считает, что лучшему пониманию концепта общественного мнения способствует его разложение на два очевидных компонента - общественность и мнение.[16] Из этого разделения следует, что общественное мнение является совокупностью мнений индивидов относительно общей проблемы, затрагивающей интересы какой-либо группы людей. Другими словами, общественное мнение – это своеобразный консенсус, зарождающийся между собой установок людей относительно проблемы.

Обобщенный подход к пониманию общественного мнения как «совпадения индивидуальных мнений определенного числа людей» оставляет в стороне самое важное качество этого понятия, связанное с тем, что оно является общественным.

Индивидуальное восприятие реальности может репрезентовать или не репрезентовать консенсус («общность мышления»), а сам он намного более полно представляет типы мнений, формирующихся в результате общения между собой людей, объединенных «чувством общности». В силу этого, общественное мнение - явление гораздо более объемное, чем просто сумма точек зрения, высказанных определенной совокупностью индивидов.[17]

Каждое из вышеприведенных определений обычно акцентирует внимание на той или иной стороне общественного мнения и связана с определенным подходом к ее анализу.

Исходя из этого можно выделить следующие важнейшие аспекты трактовки общественного мнения:[18]

1. психологические определения, которые рассматривают общественное мнение как массовое явление групповой психологии, психического состояния масс, как социально-психологическое коммуникативное явление. Рациональность такой трактовки состоит в том, что она указывает на основу общественного мнения — общественную психологию масс, их социальные чувства, переживания, настроения;

2. этические интерпретации общественного мнения, характеризующие его как проявление определенной морали и нравственности общества. нравственных отношений;

3. реляционистские (от французского слова “relation” - отношение) трактовки рассматривают общественное мнение как конкретное (оценочное) отношение индивидов, социальных групп, социальных общностей (объектов) к фактам, событиям, явлениям общественной жизни, а через них к их носителям (субъектам).

Попытаемся выделить некоторые существенные признаки феномена «общественное мнение»:[19]

- во-первых, общественное мнение включает не все точки зрения, имеющиеся у отдельных индивидов, а лишь связанные с вопросом или ситуацией, в отношении которой данная совокупность выступает как общность;

- во-вторых, общественное мнение всегда относится к конкретному вопросу, возникающему в конкретной ситуации;

- в-третьих, общественное мнение должно быть публично выражено, доведено до сведения общества или какой-либо общности людей, ибо в противном случае оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных лиц;

- в-четвёртых, общественное мнение дает о себе знать тогда, когда оно высказывается по проблемам, интересующих конкретное общество или конкретную общность людей;

- в-пятых общественное мнение складывается только при условии доступа общественности к информации, касающейся конкретного вопроса или группы вопросов. Необходимо при этом иметь ввиду, что общественное мнение может возникать на основе информации, как отражающей реальное положение вещей, так и искажающей действительность;

- в-шестых, общественное мнение не является чем-то неизменным, тем не менее, должно обладать достаточной интенсивностью, определенностью и сохраняться на протяжении определённого отрезка времени, что и дает возможность фиксировать его в качестве общественного феномена.

Выделяют следующие характеристики общественного мнения:[20]

- направленностьюмнения, отражающей общую качественную оценку проблемы, отношение к ней в виде суждений типа «положительно — отрицательно—безразлично», «за—против — не определился», «за—против — при условии». В наиболее упрощенной форме направленность мнения фиксируется ответом «да» или «нет» на вопрос анкеты. В целом именно уточнение направленности является основным и наиболее распространенным измерением общественного мнения, интересующим не только пиэрменов;

- интенсивностью мнения, являющейся показателем того, какую силу оно приобретает независимо от его направленности. Формой измерения интенсивности (и одновременно направленности) общественного мнения могут служить ответы респондентов на вопросы анкеты типа «полностью согласен — согласен — мне все равно — не согласен—абсолютно не согласен»;

- стабильностью мнения, означающей длительность времени, на протяжении которого значительная часть респондентов неизменно проявляет одну и ту же направленность и интенсивность чувств. Фиксация стабильности мнения требует сопоставления результатов не менее чем двух разведенных во времени исследований;

- информационной насыщенностью, указывающей, каким объемом знаний об объекте мнения владеют люди. Опыт подтверждает, что наиболее информированные о проблеме люди высказывают и более четкое мнение о ней; что же касается направленности мнения таких людей, то ее трудно предвидеть. Люди, больше знающие о проблеме и имеющие более четкое мнение о ней, поступают более предсказуемо;

- социальной поддержкой, являющейся свидетельством степени уверенности людей в том, что их мнение разделяют другие, принадлежащие к данной социальной среде. Степень социальной поддержки служит мерилом консенсуса людей по поводу проблемы.

Общественное мнение формируется двумя путями:[21]

1. стихийно, с использованием спонтанно-непосредственных механизмов в процессе повседневной жизнедеятельности людей;

2. направленно, с использованием целенаправленных организационно – информационных механизмов в процессе формирования мнений: пропаганда, реклама, PR.

Выделим следующие основные процесса формирования общественного мнения:

- восприятие реформации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей;

- выводы и оценки индивидуума - на основе имеющихся знаний, опыта, умения анализировать, уровня информированности;

- вбмен имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми;

- на этой основе, формирование определенного мнения небольшой группы людей;

- обмен между небольшими группами и формирование мнения социального слоя;

- возникновение общенародного мнения.

Можно выделить основные стадии формирования и функционирования общественного мнения:[22]

1. возникновение чувств, настроений и представлений;

2. столкновение различных мнений (обработка одних другими);

3. кристаллизация доминирующего мнения;

4. распространение «типизированного» мнения в определенном социальном пространстве;

5. воздействие общественного мнения на поведение людей, органы управления;

6. угасание.

Функции общественного мнения различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов или отдельных лиц в первую очередь от характера влияния, воздействия первого на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы. Функции общественного мнения весьма разнообразны. Традиционно выделяют следующие функции общественного мнения.[23]

Оценочная - самая распространенная функция общественного мнения. В ней выражается отношение масс к действиям властно-управленческих структур, политическим партиям, социальным институтам, их позициям по актуальным и социально – значимым проблемам.

Как правило, позитивная или негативная оценка также аккумулирует конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов и интеграции на их основе индивидов, социальных групп и социальных общностей.

Консультативная функция общественного мнения выражается в способности общественности видеть, понимать и давать «советы» относительно способов разрешения тех или иных проблем.

Директивная (предписывающая) функция общественного мнения проявляется в том, что общественность как «верховный суверен» выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющим императивный характер. Смысл консультативной функции вытекает уже из самого его названия и заключается в том, что в случае необходимости общественное мнение может дать консультацию, совет, предложение какому-либо социальному институту. В них может содержаться тот или иной способ разрешения назревших социально-политических, экономических, нравственных и других проблем.

Регулятивная функция общественного мнения заключается в том, что любое воздействие общественного мнения на властно-управленческие структуры прямо или косвенно включается в процесс регулирования, корректирования общественных отношений благодаря силе аргументов.

Защитная функция общественного мнения выражается в том, что социальные общности и группы могут отстаивать свою позицию и защищать свои права легитимными способами и средствами.

Контрольная функция общественного мнения заключается в его позиции по отношению к объекту, которая придает ему характер силы, способной «снизу» и с пристрастием следить за деятельностью властно-управленческих структур в конкретных ситуациях.

Наконец, все рассмотренные функции общественного мнения прямо или косвенно служат осуществлению ими мобилизационной функции. Она проявляется в побуждении людей к определенным социальным действиям или сознательному бездействию.

В качестве базовых категорий при использовании социологического подхода к определению общественного мнения следует применять категории деятельности и социального института.

Под институтом общественного мнения понимают устойчивую совокупность организационно объединенных ролей и статусов, предназначенных для решения задачи обеспечения включения массовых заинтересованных оценочно-ценностных суждений и обусловленных ими волевых проявлений в процессы социальной регуляции.[24].

С другой стороны, комплексная трактовка понятия социального института, принятая в рамках системно-структурной парадигмы социологии, представляет институт общественного мнения как особую форму социальной организации, основная цель которого заключается в обслуживании общественной потребности, связанной с включением общественного мнения в процессы социальной регуляции.

Анализ вышеобозначенных дефиниций, признаков, характеристик и функций общественного мнения позволяет заключить, что в обществе сложился стабильно функционирующий особый механизм реагирования на социально значимые проблемы через высказывание по ним суждений заинтересованными слоями населения. Функционирование общественного мнения как социального явления, означает, прежде всего, что оно действует в качестве «социальной власти», т. е. власти, которая наделена волей и способностью подчинить себе поведение субъектов социального взаимодействия. В данном контексте общественное мнение в структуре общественных отношений выступает в роли специфического социального института.

Анализируя феномен общественного мнения, выделил в нём целый ряд структурных элементов:[25]

- рациональный компонент (познавательный) включает в себя понятия, определенный объем знаний, ценностные ориентации, оценочные суждения, нормы и т.п. Рациональный уровень связан с массовым ценностно-оценочным отношением к объекту;

- эмоциональный компонент – это образно-чувственный аспект общественного мнения, включающий вкусы, пристрастные переживания, настроения, верования и т.п.;

- поведенческий компонент – это проявление занятой позиции, включающее волевые побуждения воздействия общественного мнения на социальные процессы для достижения целей его носителей, включающий механизм перехода от мира мысли к миру социальной действительности; т.е. поведенческий компонент - это, по сути своей, активное начало общественного мнения, проявление его позиции по отношению к объекту.

В структуру общественного мнения так же включают:[26]

- субъекты (субъекты-создатели – "творцы" мнений, субъекты-носители – "лидеры" мнений, "массовая" публика – 90 % всех людей, имеющих мнения). В целом, в качестве субъекта общественного мненияследует понимать все множество социальных групп и слоев (либо их массовидную совокупность), формирующих и выражающих свои оценочные суждения по поводу объектов, затрагивающих их интересы. Субъектом может быть территориальная или национальная общность, население территории или какая-либо его часть. Общественное мнение при этом будет выступать как совокупное мнение соответствующего субъекта, имеющее внутреннюю структуру;

- объекты (объекты-факты – тот или иной факт действительности, объекты-события – набор фактов, составляющих содержательную сторону события, объекты-явления – процессы).

Наиболее простой объект реакции общественного мнения – конкретный факт действительности. Значительной информативностью, набором определенных сведений (фактов) отличается более сложный объект общественного мнения – событие. И наконец, самым сложным объектом является процесс, для глубокого отражения которого в общественном мнении к субъекту предъявляются определенные требования: обладание определенным объемом знаний и умением теоретически мыслить.

Феномен общественного мнения достаточно сложен. Сущность общественного мнения заключена в возможности населения высказываться по различным вопросам социальной жизни, что делает общественное мнение специфическим социально-политическим институтом, посредством которого дается оценка социальной действительности. Социальная значимость общественного мнения определяется тем, что оно предопределяет социальное поведение людей, их отношение к властям, партиям, общественным движениям и т.д., а также их отношения между собой.

Потенциал общественного мнения как социально-политического института может использоваться в сфере регулирования общественных отношений, для социального одобрения, принятия и реализации важных политических и иных решений.

Таким образом, общественное мнение, относится к классу сложных социальных объектов, выступая одновременно социальным институтом и реализуя функцию социального контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: