В любом государстве существует две группы государственных органов, занимающихся внешней политикой на постоянной основе: центральные и зарубежные органы внешних сношений государства.
Центральные органы внешних сношений можно разделить по характеру исполняемых функций и правовой природе на органы общего политического руководства и органы специальных (экономических, отраслевых, ведомственных) связей государства с другими странами.
К центральным политическим органам и должностным лицам внешних сношений относятся:
♦ высшие законодательные органы власти, избираемые обычно населением страны;
♦ глава государства - единоличный или коллегиальный;
♦ правительство, в первую очередь глава правительства;
♦ министр иностранных дел и центральный аппарат министерства иностранных дел.
В государствах с республиканской формой правления высшим органом в области как внутренней, так и внешней политики и внешних сношений являются высшие законодательные органы власти. Это довольно древняя традиция. Например, в Древнем Риме решение о войне и мире входило в компетенцию сената.
В средневековых государствах, имеющих начальную республиканскую форму правления, основные вопросы ипешних сношений также входили в компетенцию представителей законодательных органов. Государствами с Республиканской формой правления были города северной Италии - Генуя, Венеция, Верона и другие, ведущие оживленную внешнюю деятельность. Один из первых известных профессиональных дипломатов и теоретиков дипломатии, упоминавшийся ранее Макиавелли, был выходцем именно из такого города-республики.
Однако в средние века более типичным явлением были монархии. Коллегиальные и совещательные органы, например кортесы в Испании или генеральные штаты во Франции, действовали при монархах и играли весьма ограниченную роль.
Сегодня в странах развитой демократии роль парламента как органа государственного управления внешней политикой возрастает, а с другой стороны, в оперативном, повседневном управлении его роль снижается. «Мы живем, - отмечала западногерманская газета «Нюрнберг нах-рихтен» еще в начале 60-х гг. XX в., - не в демократии старого стиля, а при своего рода режиме директории, где парламент лишь время от времени играет роль хора в античной трагедии, отменяя ход действий то громким, то тихим рокотанием».
Различные комиссии или комитеты по иностранным делам, которые являются органами парламентов, в реальной действительности очень часто скорее принимают предложения исполнительной власти, чем контролируют правительственные органы.
Тем не менее парламенты во всех странах западной демократии с республиканской формой правления конституционно являются высшими органами внешних сношений, в функции которых входит решение кардинальных вопросов - войны и мира, а в ряде стран, например в США, -утверждение послов, направляемых в иностранные государства.
В монархиях высшим органом внешних сношений формально является монарх.
Второй центральный орган внешних сношений - глава государства - единоличный или коллегиальный. Обычно это президент. С точки зрения осуществления внешних сношений и руководства ими, повседневного представительства государства в международных отношениях, глава государства является высшим органом внешних сношений.
Глава правительства также выполняет важную функцию в рамках своей компетенции. Он может, например, без каких-либо особых полномочий принимать участие в заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН, других международных организаций.
Встречаются и другие центральные органы, которые выполняют не политические, а специальные функции, например органы технических и культурных связей с различными странами, действующие на основе межправительственных соглашений.
Зарубежные органы внешних сношений легко разделить на две категории: постоянные и временные. Постоянные - это посольства и миссии, временные - делегации, отдельные представители, наблюдатели.
В правительстве каждой страны есть лицо, которое несет ответственность за отношения с другими государствами и международными организациями. Как правило, это активная политическая фигура, т.е. данное лицо получает свой пост на политической основе. Объем его полномочий и степень личной ответственности зависят от традиций и юридических рамок каждого конкретного государства, равно как и его официальный титул: министр иностранных дел, государственный секретарь (США), государственный секретарь по иностранным делам и делам Содружества (Великобритания) и т.п. В должностные обязанности министра входит реализация внешней политики государства, управление его международными отношениями при помощи аппарата министерства, миссий за рубежом, а также посредством работы с иностранными миссиями, аккредитованными в его государстве.
Таким образом, оперативное управление внешней политикой возлагается на министерство иностранных дел.
Встречаются и другие названия этого ведомства: государственный департамент в США, Форин оффис в Великобритании.Разумеется, в каждом государстве органы внешних сношений имеют свою специфику, вытекающую из типа политического устройства и исторических традиций.
Остановимся кратко на практике государств, входящих в так называемую «Большую восьмерку».