Дипломатическая миссия

Постоянный поверенный в делах - поверенный в делах.

Хотя в рамках Венской конвенции в большинстве стран используются универсальные подходы, в некоторых странах есть свои особенности.

Дипломатические отношения между странами - членами Британского Содружества наций осуществляются особым корпусом дипломатов, именуемых верховными комиссарами. Первоначально этот титул присваивался представителям, которыми обменивались правительства Лондона и британских доминионов. С 1948 г. Сент-Джейм-ский двор (исторически сложившееся название английского королевского двора) включает верховных комиссаров в список дипломатического корпуса в порядке вручения ими полномочий. Верховные комиссары и их семьи пользуются теми же иммунитетами, что и послы. Однако эти иммунитеты не вытекают из международного права, а устанавливаются специальным законодательством, принимаемым соответствующими парламентами стран -членов Содружества.

Высшие представители, которыми обмениваются Французская Республика и государства - члены Франкофонного сообщества, имеют статус, подобный верховному комиссару Британского Содружества.

Исторически сложились особенности дипломатии Ватикана, который имеет три категории представительств:

1) чрезвычайные дипломатические представительства;

2) постоянные дипломатические представительства,

подчиненные Совету по гражданским делам или ответственные перед ним (Совет возглавляется государственным министром);

3) представительства, подчиненные конгрегациям по

делам пропаганды веры и восточной церкви.

Чрезвычайные представительства могут быть поручены «а 1е1еге» легатам или аблегатам. Легат-кардинал выполняет специальную миссию религиозного или политического характера, выступая в качестве личного представителя папы. В стране, куда он направляется, легату оказывают высшие почести. Другие категории легатов дипломатического статуса не имеют.

Дипломатические отношения Ватикана с иностранными государствами, касающиеся статуса Католической церкви или договоров, которые имеют к ней отношение и традиционно именуются конкордатами, находятся в ведении государственного министра, возглавляющего Совет по гражданским делам. Они осуществляются через постоянные представительства, главы которых выполняют как дипломатические функции, так и функции апостольского делегата. Папская грамота, которой они назначаются, может предоставить им определенные полномочия, касающиеся религиозных вопросов.

Церковный канон предписывает нунциям и интернунциям развивать добрые отношения между Ватиканом и правительством, при котором они аккредитованы, и наблюдать за состоянием церковных дел. По старшинству они стоят выше всех епархиальных епископов, за исключением кардиналов. Нунции и интернунции в сане епископа могут проводить все религиозные церемонии без особого согласия на то архиепископа. Им оказываются религиозные почести в церкви. Нунций имеет ранг посла.

Чтобы отличить главу дипломатического представительства на уровне посла от временного поверенного в делах, при адресовании документов (и вообще в документах) постоянному поверенному в делах принято употреблять его французское наименование.

В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях по обоюдному согласию заинтересованных правительств руководители миссии могут принадлежать к одному из трех классов.

1. Послы, папские нунции и другие руководители миссии подобного ранга (например, верховные комиссары, которыми обмениваются страны Британского содружества), аккредитованные вести переговоры с главами государства.

2. Посланники, священники и папские интернунции, которые уполномочены вести переговоры с главами государства. Этот класс сейчас практически не существует.

3. Поверенные в делах, которые аккредитованы вести переговоры с мини страми иностранных дел. Этот класс встречается редко. Между главами миссии не допускается дифференциация, за исключением вопросов первенства по правилам дипломатического протокола.

Если глава миссии отсутствует или по иным причинам не имеет возможности исполнять возложенные на него обязанности (например, из-за болезни) или его пост остается вакантным, то член дипломатической миссии (обычно следующий по рангу) исполняет обязанности временного поверенного в делах (от латинского временно, временный). В подобных случаях глава миссии или его МИД уведомляет соответствующие должностные лица страны пребывания о произошедших изменениях, а также сообщает о сроках возвращения главы миссии к исполнению обязанностей. Если никто из членов дипломатического персонала не в состоянии взять на себя функции главы миссии, один из членов административного или технического персонала может, с согласия представителей страны пребывания, быть уполномочен своим правительством взять на себя организацию выполнения текущих административных дел миссии. Если поверенный в делах не в состоянии продолжить исполнение взятых на себя обязанностей, он не назначает на свое место нового временного поверенного - это делает его министерство иностранных дел.

Дипломатических представителей третьего класса в международной практике очень мало. Ими обмениваются страны со взаимно ограниченными политическими и экономическими интересами. Временным поверенным в делах является лицо, замещающее отсутствующего в стране посла, посланника или постоянного поверенного в делах. Временный поверенный в делах является главой дипломатического представительства, но не временным поверенным в делах посольства (или миссии), как его иногда ошибочно называют. Он обладает всеми правами и привилегиями главы дипломатического представительства, за исключением протокольных почестей, которые оказываются ему в несколько меньшем объеме, нежели послу или посланнику.

В дипломатической практике бывают очень редкие случаи, когда посольство или миссию из-за отсутствия дипломатических работников временно возглавляет в качестве администратора лицо из служебного (технического) персонала. Правами и привилегиями главы дипломатического представителя он не обладает, и его функции сводятся к техническим: поддержанию в порядке помещений, выплаты заработной платы и т.п. Он не посещает учреждения страны.пребывания по вопросам двусторонних отношений, иными словами - не может поддерживать дипломатические отношения.

Если дипломатические отношения устанавливаются впервые, в страну до приезда посла обычно направляется группа дипломатических и административно-технических работников с целью подготовки учреждения посольства. Старший по рангу дипломат привозит с собой письмо министра иностранных дел своей страны на имя министра иностранных дел страны пребывания с просьбой принять указанного дипломата в качестве временного поверенного в делах. До приезда посла он исполняет обязанности главы дипломатического представительства.

По согласованию со страной пребывания при открытии посольства могут быть проведены некоторые протокольные мероприятия: торжественный подъем флага, исполнение гимна страны посольства и страны пребывания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: