Современный идеал синтаксической характеристики того или иного отвлеченного образца предложения предполагает не только его описание принятым в науке способом, но и выяснение того, как этот образец соотносится с другими, какое место он занимает в системе языка. В этом требовании реализуется принцип системности синтаксического описания.
В соответствии с принципом системности структурная схема предложения понимается не как неизменная данность. Она допускает определенное варьирование, которое сопровождается некоторыми изменениями смысла предложения или экспрессивно-стилистической окраски; ср.: Ты помолчал (объективная констатация). - Помолчал бы ты (выражение желания говорящего); Сказано лишнее слово (утверждение). - Не сказано лишнего слова (отрицание); Помолчи! (экспрессивно нейтральное побуждение) - Помолчи ты! (побуждение с экспрессией неодобрения, раздражения) - Ты помолчи (побуждение с экспрессией доброжелательного совета).
Синтаксический анализ, направленный на выяснение системных видоизменений и соотношений формальных классов предложений, связан с одной из фундаментальнейших идей лингвистики XX в. - о необходимости анализа единиц языка в парадигматическом аспекте. В синтаксисе эта идея нашла свое выражение в учении о парадигме предложения. Понятие парадигмы предложения разработано в конце 60-х годов. При его обсуждении выявились два толкования парадигмы предложения. Первое ориентировано на расширительное понимание парадигмы как любого ассоциативного ряда, используемое в современной лингвистике применительно к фонетике, словообразованию и лексике, а второе - на более узкое понимание, непосредственно связанное с морфологией, где понятие парадигмы определено более строго; в этом, узком толковании парадигма предложения - это система его форм, подобная системе форм слова.
|
|
Парадигма предложения в широком понимании включает в себя весьма большой круг явлений, объем и группировка которых устанавливаются учеными по-разному. Если, не касаясь различий, попытаться представить опыт такого толкования парадигмы предложения в общем виде, то можно выделить в парадигме предложения три разнородные составляющие: 1) любые системные видоизменения предложения внутрисхемного характера (т.е. не меняющие отличительных признаков его структурной схемы); 2) любые значимые системные противопоставления предложений одной структурной схемы предложениям, построенным по другим структурным схемам, проявляющиеся в возможности или невозможности преобразования предложений данной структурной схемы в предложения с другими структурными схемами и в соотношениях между ними; 3) любые значимые противопоставления предложений определенного формального класса другим синтаксическим единицам или их частям (словосочетанию и сложному предложению либо его части, например придаточной), проявляющиеся в возможности или невозможности преобразования предложения в другие синтаксические единицы и в соотношениях между преобразуемым предложением и возникающими в результате преобразований конструкциями.
|
|
Чтобы конкретизировать представление о составляющих парадигмы предложения в широком ее понимании, приведем системно значимые внутрисхемные видоизменения конкретного предложения (1), межсхемные (2) и межуровневые (3) соотношения, в которые вступает предложение:
1. а) Я открою дверь. - Я открыл дверь; Я открыл бы дверь; б) Открою дверь; в) Я могу открыть дверь; я начал открывать дверь;
2. Я открыл дверь. - Дверь открыта мной;
3. Я открыл дверь. - Открывание мною двери; открытая мною дверь; Дверь, которую я открыл; Я, открывший дверь.
Таким образом, парадигма предложения включает и собственно видоизменения структурной схемы предложения, и ее возможные преобразования в другие схемы и в схемы других синтаксических единиц при тождестве лексической базы, а в некоторых вариантах учения о парадигме - только на смысловой основе.