double arrow

Парадигма предложения

Современный идеал синтаксической характери­стики того или иного отвлеченного образца предло­жения предполагает не только его описание приня­тым в науке способом, но и выяснение того, как этот образец соотносится с другими, какое место он за­нимает в системе языка. В этом требовании реализу­ется принцип системности синтаксического описания.

В соответствии с принципом системности струк­турная схема предложения понимается не как неиз­менная данность. Она допускает определенное ва­рьирование, которое сопровождается некоторыми изменениями смысла предложения или экспрессив­но-стилистической окраски; ср.: Ты помолчал (объективная констатация). - Помолчал бы ты (выражение желания говорящего); Сказано лишнее слово (утверждение). - Не сказано лишнего слова (отрицание); Помолчи! (экспрессивно нейтральное побуждение) - Помолчи ты! (побуждение с экс­прессией неодобрения, раздражения) - Ты помолчи (побуждение с экспрессией доброжелательного сове­та).

Синтаксический анализ, направленный на выяс­нение системных видоизменений и соотношений формальных классов предложений, связан с одной из фундаментальнейших идей лингвистики XX в. - о необходимости анализа единиц языка в парадиг­матическом аспекте. В синтаксисе эта идея нашла свое выражение в учении о парадигме предло­жения. Понятие парадигмы предложения разрабо­тано в конце 60-х годов. При его обсуждении выяви­лись два толкования парадигмы предложения. Пер­вое ориентировано на расширительное понимание парадигмы как любого ассоциативного ряда, исполь­зуемое в современной лингвистике применительно к фонетике, словообразованию и лексике, а второе - на более узкое понимание, непосредственно связан­ное с морфологией, где понятие парадигмы опреде­лено более строго; в этом, узком толковании пара­дигма предложения - это система его форм, подоб­ная системе форм слова.

Парадигма предложения в широком понимании включает в себя весьма большой круг явлений, объ­ем и группировка которых устанавливаются учеными по-разному. Если, не касаясь различий, попы­таться представить опыт такого толкования пара­дигмы предложения в общем виде, то можно выде­лить в парадигме предложения три разнородные со­ставляющие: 1) любые системные видоизменения предложения внутрисхемного характера (т.е. не ме­няющие отличительных признаков его структурной схемы); 2) любые значимые системные противопоставления предложений одной структурной схемы предложениям, построенным по другим структурным схемам, проявляющиеся в возможности или невозможности преобразования предложений данной структурной схемы в предложения с другими структурными схемами и в соотношениях между ними; 3) любые значимые противопоставления предложе­ний определенного формального класса другим син­таксическим единицам или их частям (словосочета­нию и сложному предложению либо его части, на­пример придаточной), проявляющиеся в возможности или невозможности преобразования предложения в другие синтаксические единицы и в соотношениях между преобразуемым предложением и возникаю­щими в результате преобразований конструкциями.

Чтобы конкретизировать представление о состав­ляющих парадигмы предложения в широком ее по­нимании, приведем системно значимые внутрисхем­ные видоизменения конкретного предложения (1), межсхемные (2) и межуровневые (3) соотношения, в которые вступает предложение:

1. а) Я открою дверь. - Я открыл дверь; Я открыл бы дверь; б) Открою дверь; в) Я могу открыть дверь; я начал открывать дверь;

2. Я открыл дверь. - Дверь открыта мной;

3. Я открыл дверь. - Открывание мною двери; открытая мною дверь; Дверь, которую я открыл; Я, открывший дверь.

Таким образом, парадигма предложения включа­ет и собственно видоизменения структурной схемы предложения, и ее возможные преобразования в другие схемы и в схемы других синтаксических единиц при тождестве лексической базы, а в некото­рых вариантах учения о парадигме - только на смысловой основе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: