Индивидуальный образовательный маршрут

Решением актуальной задачи дифференциации и индивидуализации образования при обеспечении конкретных образовательных стандартов является создание индивидуальных образовательных маршрутов.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что нет единого мнения о понятии «индивидуальный образовательный маршрут», некоторые авторы отождествляют его с понятием «индивидуальная образовательная траектория». В любом случае здесь понимается структурированная программа действий обучаемого на некотором фиксированном этапе обучения. В соответствии с этим можно выделить временную, содержательную и, обязательно, контролирующую структуры индивидуального образовательного маршрута.

Временная структура индивидуального образовательного маршрутаопределяетотрезок учебного времени, покрываемый индивидуальным обучением, и фиксирует общий срок выполнения (предполагает, например, ускоренный или замедленный темп развития ребенка, учитывает внешние обстоятельства его жизни и т.д.). На основании временной структуры составляется график выполнения учебных задач с указанием контрольных точек – сроков промежуточной и итоговой аттестации.

Содержательная структура индивидуального образовательного маршрутаоснована на выборе учебных модулей, включаемых в образовательный маршрут.

В контролирующую структуру индивидуального образовательного маршрута входят текущий контроль, отчет о выполнении учебных модулей и итоговая аттестация достижений.

Создать индивидуальный маршрут для ребенка можно только при условии ведения мониторинга, отслеживании результатов, выявлении специфики одаренности или причин неуспешности (в этом случае образовательный маршрут станет условием осуществления психолого-педагогической коррекции каких-то качеств, способностей и т.д.).

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника (как документ) в детском объединении дополнительного образования может включать следующие составляющие:

• обобщенная характеристика воспитанника (результаты комплексной диагностики);

• перечень знаний и умений в рамках основной образовательной программы детского объединения;

• перечень знаний и умений для углубленного изучения в данной области;

• перечень творческих заданий по каждой учебной теме программы;

• перечень специальностей, которые существуют в данной области деятельности;

• перечень учреждений профессионального образования в конкретной сфере деятельности;

• результаты психолого-педагогического мониторинга;

• необходимые коррекционно-развивающие мероприятия.

Переход воспитанника на обучение по индивидуальному образовательному маршруту происходит по правилам, которые предусматривают:

· оценку педагогическим коллективом готовности ребенка к переходу и целесообразности такого перехода,

· желание самого ребенка перейти на индивидуальное обучение и осознание им ответственности принимаемого решения;

· согласие родителей.

Индивидуальная образовательная программа реализуется в ходе групповых и индивидуальных занятий, а так же в процессе самостоятельной работы в случае одаренности воспитанника.


Список использованной литературы

1. Вестник образования России. № 23. – 2007.

2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.:Школа-Пресс, 1995.

3. Матюшкин А.М. Психологические предпосылки творческого мышления. Мир психологии, 2001, №1(25).

4. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.:Педагогика,1975.

5. Особенности обучения и воспитания детей с опережающим развитием. /Библиотека педагога-практика. - М., 2008.

6. Профильное обучение: программы элективных курсов здоровьесберегающей направленности. / Под ред. Т.В. Черниковой. – М., 2006.

7. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. М., 2005.

8. Станченкова Н.П. Нормативное и информационное обеспечение образовательной деятельности учреждения дополнительного образования./ Дополнительное образование. -№ 11. - 2001.

9. Фомина А.Б. Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в УДОД. М., 1995.

10. Фомина А.Б. Управление социально-педагогической деятельностью УДОД. МГДДЮТ, 1994.


Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: