ТЕМА: ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНСИЛИУМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМИССИИ И КОНСУЛЬТАЦИИ
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНСИЛИУМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПМПк.
С самого начала следует подчеркнуть, что в целом деятельность психолога, связанная с консилиумом, может проходить, по крайней мере, в двух режимах:
1) в рамках экспертной деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения;
2) в рамках специализированного сопровождения тех детей (групп), которые выделены по каким-либо параметрам и нуждаются в специализированной помощи.
Под КОНСИЛИУМОМ (тем более комплексным психолого-медико-педагогическим консилиумом), понимается не только обсуждения специалистами особенностей развития того или иного ребёнка или образовательной ситуации, в которой он находится, но постоянно действующий, скоординированный, объединённый общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребёнка.
|
|
Консилиум образовательного учреждения действует на основании соответствующего Положения Министерства образования (Приказ 27/901-6 от 27.03.2000). В данном нормативном документе определена деятельность консилиума и необходимая документация. ОСНОВНЫМ ТРЕБОВАНИЕМ к его деятельности является необходимость не только истинного понимания задач и стратегии развивающей и коррекционной работы, но и чёткой согласованности действий всех специалистов.
ПМПк создаются приказом руководителя образовательного учреждения при наличии необходимых специалистов. В СОСТАВ ПМПк входят:
― учителя и воспитатели школьного (или дошкольного) образовательного учреждения, имеющие большой опыт работы с детьми;
― учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов (групп);
― психолог;
― педагог-дефектолог;
― логопед;
― врач-педиатр;
― невропатолог (психиатр)
― медицинская сестра.
ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ПМПк является заместитель руководителя образова-тельного учреждения по учебно-воспитательной работе. ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.
Каждый специалист консилиума, решая в сфере своей компетенции вопросы квалификации состояния и развития ребёнка, прогноза его возможностей дальнейшего воспитания и обучения, вносит собственное понимание в целостную картину, по которой в дальнейшем будет составлен индивидуальный образовательный маршрут ребёнка. Координирующим специалистом является психолого консилиума. Именно в этом состоит одна из его наиважнейших задач.
|
|
ПМПк строит свою деятельность в соответствии с Уставом образовательного учреждения, договором с родителями, договором с ПМПК (консультацией-комиссией), куда в случае необходимости можно направлять ребёнка для уточнения диагноза и решения вопроса о типе образовательного учреждения, форме и программе его дальнейшего обучения и воспитания.
Основная ЦЕЛЬ ПМПк – обеспечение в образовательном учреждении диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровожде-ния детей с отклонениями в развитии, создание условий для их обучения и воспитания.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих ЗАДАЧ:
1) своевременное выявление и всестороннее комплексное обследование детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии;
2) установление характера и причин выявленных отклонений (девиантное поведение, конфликтные ситуации во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, снижение успеваемости и т.д.);
3) определение потенциальных возможностей ребёнка для оказания ему целенаправленной специальной (коррекционной) помощи в условиях данного образовательного учреждения либо направление его в психолого-медико-педагогическую консультацию на комиссию для решения вопроса о месте дальнейшего обучения и воспитания (определение типа учреждения, формы обучения, оптимальной для ребёнка, учебно-воспитательной программы);
4) разработка комплексных целевых программ индивидуального развития детей «группы риска»;
5) прослеживание динамики развития (наблюдение, диагностические «срезы» в начале и в конце учебного года для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив);
6) профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и «срывов» поведения;
7) консультативная работа с родителями.