Ххххххххххххххххххххх

Ауробиндо, известное во Франции благодаря его ученику — Ж. Герберу, открывает западному уму доступ к индийской рефлексии и индийскому мистицизму.

АФАЗИЯ: потеря или нарушение речи, связанное с пора­жением головного мозга. Затрагивает не только использо­вание языка, но и его понимание. Может возникать у лиц с нормальным умственным развитием и никак не влияет ни на эмоциональность (т.е. способность испытывать чувства), ни, на способности ощущать и действовать. Различают сенсор­ную афазию, развитие которой не затрагивает органы речи, и афазию Брока, предполагающую неспособность к арти-

куляции звуков. Неспособность читать, писать, называть :— различные виды афазии. Вообще она связана с поражением левого полушария мозга (у правшей), часто сопровождаю­щегося параличом правой стороны. Только реабилитацион­ное лечение способно улучшить состояние страдающих афа­зией.

«АХИЛЛ И ЧЕРЕПАХА»: аргумент Зенона Элейского о не-. возможности движения. Зенон утверждает, что Ахилл ни­когда не догонит черепаху, вышедшую раньше: ведь чтобы ее догнать, он должен сначала достичь той точки, где уже была черепаха в тот момент, когда сам он только начал бег; затем следующей точки, куда уже успела переместиться черепаха за прошедший промежуток времени, и так до бесконечнос­ти. На этот аргумент известно возражение Аристотеля, что само движение неделимо и не мыслится в пространственных терминах; точнее, оно состоит в преодолении простран­ственных границ: иначе говоря, движение — «качественная реальность», ощущаемая и реализуемая, но неуловимая для рациональной мысли.

Б

БААДЕР (Франц Ксаверий фон): немецкий философ и теолог (Мюнхен, 1756-1841). Преподаватель Мюнхенского универ­ситета, утверждал согласие веры и разума в перспективе тео­рии познания, где субъект и объект взаимно влияют друг на друга. Вместе с Шеллингом — один из крупнейших филосо­фов, создавших философию природы в русле немецкого ро­мантизма. Его произведения: «Вклад в элементарную филосо­фию» (1797), «О пифагорейском квадрате в природе» (1798).

БАБЁФ (Франсуа Ноэль, по прозвищу Гракх): французский теоретик и революционер (Сен-Кантен, 1760 — Вандом, 1797), основатель бабувизма. Был помощником землемера в Нуайоне, затем служил в поземельном архиве города Руа. В 1787 г. приезжает в Париж с намерением предоставить пра­вительству обширный план налоговой реформы. В 1796 г. избран в Учредительное собрание. В начале 1796 г. Бабёф и его друзья Дарте и Буонаротти создают секретную организа­цию с целью свержения Директории и установления нового, коммунистического режима; это так называемый «заговор равных». Выданные Гризелем Карно, заговорщики были арестованы и год спустя казнены в Вандоме (26 мая 1797 г.). Историческая важность доктрины Бабёфа в том, что впер­вые коммунизм был принят не как философские мечтания, но как политическая программа. Она предлагает раздать все всем поровну (а не по заслугам), для того чтобы создать «рес­публику Равных». Она имеет довольно абстрактный ха­рактер и далека от современных коммунистических теорий, поскольку у Бабёфа коммунизм — это не способ производ­ства и организации труда, но просто метод распределения богатств.

БАДЕНСКАЯ (школа), или аксиологическая школа: фило­софский кружок, созданный Виндельбандтом (1848-1915), позднее возглавляемый Генрихом Риккертом (1863-1936). Представляет одно из ответвлений неокантианства, чья

Ххххххххххх

мысль, продолжающая трансцендентальный метод Канта, направлена на анализ ценностей.

БАЗОВАЯ (личность): идеальный тип, воплощающий в се­бе фундаментальные составляющие какой-то культу­ры, общества. Понятие «базовой личности» принадлежит американскому социологу Кардинеру. Он констатировал, что объективные институты часто дают ложное представле­ние о социальной реальности, и противопоставил им челове­ческий опыт социальной жизни: например, с объективной точки зрения, мы имеем одинаковое процентное соотноше­ние католиков во Франции и в Бразилии; но ведь в Бразилии религия переживается иначе, гораздо глубже, и, с этой точки зрения, личность бразильца в корне отличается от личности француза. Таким образом, базовая личность — вовсе не отго­лосок социальных институтов, но отражение реального опы­та культуры. Это общее выражение всех реакций, комплекса.привычек, характеризующих определенный тип культуры или социальной жизни.

БАКУНИН (Михаил Александрович): русский анархист (Пря-мувкино, Тверская губерния, 1814 — Берн, 1876). Артилле­рийский офицер благородного происхождения. Был вынуж­ден уехать в изгнание за свои революционные идеи. В Па­риже знакомится с Марксом и Прудоном.В 1857 г. сослан в Сибирь, откуда сбегает в 1861 г. и скитается по Европе. В Неаполе в 1867 г. основывает первую секцию итальянского Интернационала. Будучи решительным врагом всех форм государственности, на конгрессе в Гааге (1872) он порывает с Марксом. Его идеи находят окончательное выражение в работе «Государство и анархия» (1873), где он показывает, что всякая власть, даже революционная, предает народ, по­скольку хочет быть вечной. Бакунин хотел сразу достичь последней стадии коммунизма, предполагающей последо­вательное исчезновение государства в пользу народных ас­самблей.

БАРТ (Ролан): французский критик (Шербург, 1915 — Париж, 1980). Последователь лингвистики Соссюра, структурной ант­ропологии, позднее — психоанализа Лакана. Посвятил свое творчество изучению отношений между литературой и влас­тью («О нулевой степени письма», 1953). Идея нейтрального языка, оторванного от фальсификаций социального окруже­ния, направляет как его семиологические исследования, так и его анализ особенностей и мифов современного общества («Мифологии», 1967; «Система моды», 1967). Его работы, по­священные условиям литературоведения («О Расине», 1963; «Критика и истина», 1966), поэтике свободного знака («Им­перия знаков», 1970), внесли большой вклад в размышления О естественном языке, предшествующем языку структури­рованному, и о науке о знаках, предшествующей всякой лингвистике. Его творчество представляет собой размыш­ление о сущности коммуникации. Его произведения: «Фраг­менты влюбленного дискурса» (1977), «Светлая комната» (1980).

ЬДУМГАРТЕН (Александр Готтлиб): немецкий философ (Берлин, 1714 — Франкфурт-на-Одере, 1762). Принадлежит к философской школе Лейбница и Вольфа. Известен тем, что первым отделил под именем эстетики науку о красоте от прочих разделов философии («Aecthetica acromatica», 1750-1758).

АУЭР (Бруно): библейский критик, немецкий философ-ге­гельянец (Айзенберг, 1809 — Риксдорф, близ Берлина, 1882). В «Обзоре спекулятивной теологии» он пытается примирить философию и теологию (1836-1838). Его «Критика истории Откровения» (1838) имеет своей целью доказать, что Ветхий и Новый Заветы выражают два различных момента божест­венного Откровения, мгновенные формы универсального соз­нания. Его произведения: «Критика евангелической теории Святого Иоанна» (1840), «Критика синоптической еванге­лической теории» (1842). Критиковался Марксом и Энгель­сом в «Святом семействе».

ЛШЛЯР (Гастон): французский философ (Бар-сюр-Об, 1884:— Париж, 1962). Простой почтовый служащий, он сна-

чала изучает точные науки и лишь позднее начинает прояв­лять интерес к философии. Является одновременно и теоре­тиком современной науки («Новый научный дух», 1934; «Прикладной рационализм», 1949, где проявляется его стрем

ххххххххххххххххххх

стрем­ление к систематизации, свойственное всякой рациональ­ной мысли, и подрыву всякой системы перед богатством опыта, перед обнаружением новых «фактов»), и философом поэтики, стремящимся высвободить из-под произвольного воображения индивидов глубинное воображение, связанное с самой природой психики и являющееся источником ис­тинной поэзии («Психоанализ огня», 1938; «Вода и грезы», 1942; «Воздух и сны», 1943; «Земля и мечты сознания», 1948; «Поэтика пространства», 1957 и др.).

БЕГСТВО: уклонение от давления обстоятельств, в частности от давления повседневной жизни. Вовсе не осуждаемое современной психологией, бегство от чего-либо рассматривается как здоровая реакция человеческого духа: временное отвлекающее средство, оно проявляется во сне в момент пробуждения или в мечтаниях, игре или фантазии, например, сна; оно противоположно установке на постоян­ный и определенный отказ от ответственности или даже от реальности: в этом случае бегство принимает форму перма­нентного «избежания» реальности, что может привести к па­тологии (шизофрения). Си. Досуг.

БЕЗУМИЕ: глубокое умственное расстройство. Термин «безумие», под который в прошлом веке подводили все ум­ственные расстройства, является слишком общим и сейчас редко используется в психиатрии, разве что в составе неко­торых специальных выражений. В прошлом безумные счи­тались какими-то особенными существами. Затем было за­мечено, что в действительности каждый индивид несет в себе свою «теневую» сторону — импульсы и желания, вытеснен­ные, укрощенные или направленные общественной жизнью в нужное русло. Человек в гневе на несколько мгновений превращается в безумного. Безумие возникает скорее в ре­зультате неуравновешенности между различными состав­ляющими личности, между различными аспектами жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: