Неотомизм. См. Фома Аквинский (святой)

НЕПОЛНОЦЕННОСТИ (комплекс): чувство своей непол­ноценности в сравнении с другими индивидами. Комп­лекс неполноценности ведет субъекта к недооценке и при-

нижению себя, что влечет за собой неудачи в социальном, семейном и сексуальном планах; на них субъект нередко реагирует чрезмерной агрессивностью. Корни комплекса не­полноценности скрыты обычно в слишком строгом воспи­тании, возводящем социальные или религиозные принципы в абсолют, и при котором личность отца (для мальчика) или матери (для девочки) подавляла личность ребенка и тор­мозила ее развитие; это может быть также связано с недо­статочным воспитанием. Но определяющими для этого комплекса будут первые поражения: вот почему поражения подросткового возраста (когда складывается личность и ха­рактер индивида) в плане учебы (начало высшего образова­ния) и чувств могут определить собой действительное нали­чие комплекса; эти поражения могут оказать значительное влияние наличность, если она не отреагирует, здраво оценив их влияние.

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ: прямой. «Непосредственные дан­ные сознания», описанные Бергсоном (внутренний опыт длительности, «глубинного "Я"» и т.д.), противостоят тем данным, к которым объективная наука пытается свести со­знание. Например, физика учит нас, что различные цвета сводимы к различным длинам волны. С точки зрения науки, определенная волна действует на глаз и вызывает реакцию головного мозга; но, с точки зрения сознания, я восприни­маю, например, голубой цвет. И между двумя этими точками зрения нет никакого соотношения, никакой эквивалентнос­ти, которая позволила бы нам перейти от абстрактности науки к конкретности непосредственного сознания. Рефлек­сивная философия (Лашелье, Ланъо) противопоставляет непосредственные данные сознания «идеям», выводимым из него рефлексией, а также «описание» какой-либо конкрет­ной эмоции — «рефлексии» в ее универсальном, общечело­веческом смысле.

НЕПРИСПОСОБЛЕННЫЙ: живущий в дисгармонии с ок­ ружающей средой. «Неприспособленный ребенок», испы­тывающий задержку в процессе адаптации к семейному или школьному окружению, как правило, страдает от недостатка реальной любви или понимания со стороны родителей. Ис-

следование и лечение такого ребенка относится к области школьной психологии. Тесты помогают определить источ­ник неприспособленности: связана ли она с умственными отклонениями ребенка (что довольно редко) или же с труд­ностями характера (вызванными его противостоянием се­мейному или школьному окружению). Тесты на интеллект даны в форме головоломок, комбинаций фигур, элементар­ной геометрии; тесты на характер (тесты Рошара, Дембо) определяют агрессивность или же, наоборот, чувственную «пустоту» ребенка. Большая часть неприспособленных де­тей происходит из неблагополучных семей или из семей, переживших развод: конфронтация родителей оказывает глубокое влияние на ребенка. См. Тест.

НЕРВНЫЙ: тип характера, отличительными особеннос­тями которого будут: эмоциональность, безынициа­тивность и отсутствие глубокого внутриличностного отклика на происходящие события«первичный» характер (например, Байрон). См. Характер.

НЕСКАЗАННОЕ: то, что не может быть выражено сло­вом: так, впечатление от произведения искусства вы­зывает несказанное чувство. Существуют два типа фило­софствования: 1) признает позитивную природу и функцию несказанного; здесь чувство — правомерное средство по­знания (Шопенгауэр, Шелер); 2) рассматривает, например, эстетическое удовольствие как смешанное чувство от совер­шенных математических отношений (Лейбниц); «несказан­ное» — необоснованная иллюзия; художник или пророк здесь обречены на бессилие выразить вещи рациональным и объективным способом (Гегель). С такой точки зрения, чув­ство — это лишь рациональное познание в его смешанном состоянии.

НЕХВАТКА ЛЮБВИ: отсутствие или недостаточность связи с матерью. «Отклонения, вызванные нехваткой люб­ви» (в частности, изучавшиеся Шпитцем), часто возника­ют в детских домах, яслях и больничных учреждениях. Последствия здесь могут быть довольно серьезными: от за-. держек в физическом и умственном развитии вплоть до смер-

ти (особенно на третьем месяце жизни). Позднее, у взрослых, они неизбежно вызывают неспособность к адаптации, к ста­билизации жизни, порождают постоянно неудовлетворен­ную жажду абсолюта, как если бы одиночество было карой, уготованной только для них.

«НЕ-Я»: совокупность объектов, отличных от субъекта.

В более узком смысле употребляется в философии Фихте, который систематически использует этот термин, и означает одну из составляющих мировосприятия: это факт данности, «удар» реального, с помощью которого мы отличаем пред­ставление о мире от простого умственного образа. Фихте показывает, что данное «не-Я» —- продукт бессознательной активности «Я»: практической и реальной деятельности человека в мире. Чувство реального, картина мира («не-Я») — это знаки нашего морального предназначения и бесконечно творческой деятельности субъекта (деятельность и работа по преобразованию мира). Не следует полностью отождеств­лять «не-Я» с другим: «не-Я» противоположно «Я», тогда как другой существует наряду с «Я» в процессе созерцания мира; встреча с другим — это отношение общения на уровне дискурса, тогда как отношение с миром («не-Я») — это от­ношение борьбы, самым ярким примером которой будет ручной труд.

НИГИЛИЗМ: полное отрицание верьи Нигилизм возник в России в XIX в. сначала как позиция, «состояние безнадеж­ности», присущее тем, кто не знает, что делать со своей собственной жизнью; затем он становится доктриной, изло­женной Николаем Александровичем Добролюбовым (1836— 1861) и Дмитрием Ивановичем Писаревым (1840-1868) (на которых, в свою очередь, глубокое влияние оказал позити­визм Конто). Непосредственной задачей этой доктрины было уничтожение всех общепринятых идей {теология, эстетика и т.д.), всех социальных предрассудков, а конеч­ной целью — установление на научной основе нового об­щества, способного осчастливить массы. После 1870 г. ниги­лизм эволюционировал под влиянием Н.Г. Чернышевского (1828—1889) в направлении критики капитализма и соци­альной несправедливости в России. В качестве реакции на

правительственные преследования некоторые нигилисты, подстрекаемые также агитаторами, участвуют в анархист­ских террористических актах, не предполагавшихся перво­начальной программой. Так, устанавливается связь с такими людьми, как Бакунин, чья работа «Государство и анархия» (1873) призывала разрушать все возможное и как можно быстрее. Тогда нигилизм смешивается со всеми течения­ми, нацеленными на уничтожение царского режима. Его задача — повсеместное разрушение социальных структур без позитивной программы обновления. Нигилизм отож­дествляется с анархизмом, для которого разрушение и рево­люционная борьба составляют цель в себе. Он противостоит революционному, цель которого — не разрушение, но уста­новление нового порядка.

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (подлинная фамилия — Кребс): немецкий кардинал и философ (Куза, Южная Германия, 1401 —Тоди, Умбрия, 1464). Пытался примирить противо­положные тезисы о верховенстве папы и о церковном собо­ре. Его главное сочинение — «Docte Ignorance» (1440) — позднее окажет влияние на Бруно. Он оставил потомкам важные экзегетические и философские произведения: «De Conjecturis» (1440), «De Visione Dei» (1453), «Non Aliud» (1462). Пытался примирить теорию Платона со Священ­ным Писанием. Он полагает бесконечного и трансцендент­ного Бога, в котором сконцентрированы вся реальность и вся истина. Мир — это «экспликация» Бога, а сущность каждой тварной вещи существует в божественном уме, в ко­торый человек может проникнуть с помощью любви.

НИРВАНА (слово из санскрита, обозначающее избежание страдания): в буддизмевысшее состояние духа, опре­деляемое как прекращение страдания, наиболее распростра­ненной формой которого является желание обладать чем-то, чего нам недостает. Нирвана — это состояние отсутствия, а не чистое небытие. Когда душа достигает такого состояния, она освобождается от того, что буддийская философия назы­вает переселением душ — от беспрерывного цикла реинкар­наций, уготованного для всех несовершенных душ. Нирваны достигают лишь путем систематической подготовки, касаю-

щейся как тела, так и души (йога). Этот термин буддистской философии использовал также и Шопенгауэр в своей ос­новной работе «Мир как воля и представление» (1818) для обозначения отказа от воли к жизни и безмятежности как следствия такого отказа. Жизнь для этого философа —J не что иное, как иллюзия и суета;, а мудрость состоит лишь в том, чтобы от нее отказаться.

НИЦШЕ (Фридрих): немецкий философ (Рёккен, Саксония, 1844 — Веймар, 1900). Учился в Бонне и Лейпциге, был другом Р. Вагнера. Преподавал в Базельском универси­тете с 1869 по 1878 г. Перед смертью лишился рассудка. Горячая любовь к жизни была неизменным принципом его философии. Его поиск синтеза между дионисийским ми­ром желания и аполлоновским миром мудрости («Рождение трагедии из духа музыки», 1872), отказ от христианской или «рабской морали» («Человеческое, слишком человеческое», 1878; «По ту сторону добра и зла», 1886), его «переоценка ценностей», заменяющая теории готовых ценностей твор­ческой моралью, его теория «сверхчеловека» («Так говорил i Заратустра», 1883-1885; «Генеалогия морали», 1887; «Су­мерки богов», 1888), так же как и теория «вечного возвра­щения» событий человеческой жизни — таковы основные темы его мысли. Усилие его моральной теории искало выхо­да из глубокого пессимизма, при этом признавая все виды негативного опыта, все «несчастья», которые уготованы че­ловеку жизнью: его максимой было «сделать из самой глу­бокой безнадежности самую непобедимую надежду», что возможно лишь благодаря героическому усилию воли и воображения. Его лиризм, предполагающий эстетическое созерцание жизни и природы, сближает его мысль с фило­софией природы немецкого романтизма (Шеллинг, Шопен­гауэр). Его теория вечного возвращения оказала влияние на дальнейшее развитие философии истории, в частности на теории «культурных циклов» Шпенглера и Тойнби; его ин­дивидуалистическая мораль отметила собой некоторые ли­тературные произведения, например Жида. Что же касает­ся эксплуатации его философского наследия фашизмом и национал-социализмом, то это связано с деформацией и превратным толкованием мысли философа, который всегда

- противопоставлял «прусское скотство» французской циви­лизации.

НИЧТО: небытие. Термин обозначает не столько физическое небытие (пустоту), сколько небытие в психологическом смысле: в индийской философии ничто или нирвана, озна­чает состояние апатии, к которому индивид приходит тогда, когда он очистится от всякого желания и стремления к дей­ствию. Экзистенциальная философия, опирающаяся здесь на философию Гегеля, отвела понятию «ничто» фундаменталь­ную роль; по Хайдеггеру, ничто приоткрывается нам в стра­хе смерти; Сартр («Бытие и Ничто», 1943) отождествил опыт ничто с опытом свободы, с помощью которой мы отка­зываемся от своего состояния и решаем «не быть больше тем, что мы есть»: ничто будет явлено нам в опыте отрица­ния, в опыте отсутствия или поражения. Но наибольший интерес здесь представляет анализ Гегеля в «Феноменоло­гии духа»: ничто мы ощущаем в опыте тоски, когда мир становится зыбким и туманным и когда субъект исчезает в ощущении падения и бесконечного головокружения. Этот опыт не что иное, как опыт обреченного на смерть (а в ан­тичности —- опыт раба, который в любой момент может быть предан смерти его хозяином). Вообще, понятие «ничто» мо­жет иметь смысл, лишь если речь идет об «относительном небытии», ощущаемом нами в опыте отсутствия, преходяще-сти вещей и любой формы уничтожения. Идея абсолютного небытия может быть лишь абсолютным отсутствием идеи.

НОМИНАЛИЗМ: средневековое учение, утверждавшее, что общие идеилишь слова, которым в уме не соот­ветствует, никакая реальность. Уже в античности фи­лософ-киник Антисфен, оспаривая платоновскую теорию идей, восклицал: «Я вижу лошадь, но не вижу лошадинос-ти». Номинализм таким образом противостоит платоновско­му реализму, по котррому идеи существуют вполне реально, причем их реальность не зависит от мыслящего их ума. Но именно в Средние века номинализм стал значительным фи­лософским течением, набравшим силублагодаря Росцелину (конец X в.), имевшему смелость применить его к теологии. Он выступил против догмата о реальности Троицы, который,

по его мнению, мог привести к троебожию. Идеи номинализ­ма были подхвачены в XIV в. Оккамом, подвергшим крити­ке «реализм» общих идей, или универсалий. Сегодня это противостояние трансформировалось в противостояние эм­пиризма {Юм) и рационализма (Кант); первый подхватил темы номинализма и претендует на то, что в основании на­шего знания лежит лишь опыт (всегда частный); второй же, наоборот, на место опыта ставит разум.

НОРМАЛЬНОЕ: соответствующее правилу, норме. Поня­тие «нормальный индивид» употребляется обычно в соци­альном смысле. Это индивид, рост и тип которого соответст­вуют среднестатистическим данным его страны (американец нормального роста окажется в Италии ненормально вы­соким) и чей ум к тому же отражает все социальные пред­рассудки и психологические привычки его группы. В этом смысле англосаксонская педагогика заботится не столько о передаче знаний, сколько о социальном воспитании индиви­дов, направленном на то, чтобы сделать из них «хороших англичан» или «хороших американцев», — одним словом,-социально нормальных индивидов. Подобное определение нормального индивида — в смысле среднестатистического, противостоит определению нормального в смысле идеала, нормы, прототипа, совершенной формы: «Нормальный прт рядок вещей требует мира между обществами, справедли­вости — между гражданами». Понятие нормального, сле­довательно, будет в корне амбивалентным: оно колеблется между статистическим понятием «среднего типа» и норма­тивным понятием «идеального типа»; например, в медицине нормальным человеком считается совершенно здоровый ин­дивид; но если подойти к этому вопросу со всей строгостью, то окажется, что такого индивида просто не существует и, как правило, все индивиды в течение жизни обязательно встречают биологические трудности адаптационного харак­тера (см. «Познание жизни» Кангийема, 1952). См. Патоло­гическое.

НОРМАТИВНОЕ: наделенное свойствами образца или за­кона. Нормативное поведение — это образцовое поведение. «Нормативные науки» (название, данное Вундтом эстети-

ке, логике и этике) выводят законы и принципы, позволяю­щие нам «судить» о красоте произведения, ценности знания, моральности поступка. Они противостоят «дескриптивным» наукам как науки об «идеальном» наукам о «реальном» (синоним — каноническое).

НОУМЕНАЛЬНОЕ (от гр. поотепоп — познаваемое разу­мом): то, что может быть постигнуто только разумом. Кант в «Критике чистого разума» противопоставил ноумены — вещи в себе, т.е. существующие независимо от какого бы то ни было отношения к нашему уму (в их числе фигурируют понятия «чистого духа», «абсолютной реальности», «Бога»), феноменам. Только феномены могут служить объектами по­знания, тогда как ноумены остаются предметом веры («по­стулатами практического разума»). Чаще используют прила­гательное «ноуменальный», когда говорят о свойстве или реальности, выходящих за рамки нашего понимания; проти­воположно феноменальному.

НОЭЗИС (от гр. noesis — интуиция): форма суждения (гипотетическая, необходимая или просто ассертори­ческая, т.е. указывающая на существование вещи), противоположная содержанию суждения («ноэма»). Фе­номенология Гуссерля противопоставляет таким образом «ноэтический» смысл суждения его «ноэматическому» со­держанию.

НОЭМА (от гр. поёта — мысль): объект мысли, содержа­ние идеи, противоположно «ноэзису» (термин, употреб­ляемый прежде всего в феноменологии Гуссерля). В бо­лее широком смысле — все то, что дано интуицией, любое содержание предложения. Говорят также о «ноэматическом содержании», означающем содержание мысли. Феномено­логический анализ умственной деятельности дополняется ноэматическим анализом объектов, которые мы познаем посредством «ноэтического» анализа формы нашего знания.

НРАВЫ: привычки, чувства, верования, общие для группы людей. Нравы или социальные привычки образуют пер­вичную форму права, основанную на традиции, или право

обычая; юристы сегодня все еще обращаются к этой «общей морали», материализованной в нравах и предрассудках об­щества. Социология в качестве «науки о нравах» (выраже­ние Дюркгейма) предлагает вычленить моральные верова­ния, выраженные индивидами, принадлежащими к тому или иному обществу, и запечатленными в самой практике об­щественных отношений; она может также охарактеризовать определенные культурные «типы» (социальная типология) и определить смысл общественной эволюции при условии, что изучение всего этого будет рациональным, методичным и позитивным (то, что Леви-Брюлъ назвал «рациональным моральным искусством», когда к социальным фактам прило-жимы экспериментальные методы, используемые в науках о физическом мире)

О

«О ДУХЕ ЗАКОНОВ»: произведение Монтескье, опублико­ванное в Женеве в 1748 г. без имени автора. 31 книга вместе с немаловажным предисловием высвечивает взаимоот­ношения законов и всего, что их определяет: правительства, военной мощи, конституции, политики, налогов, климата, нравов, торговли, денежных знаков, населения, религии. Метод Монтескье является принципиально новым и совре­менным: он исходит из анализа реальности (климат, нравы и т.д.), чтобы таким образом найти источники законода­тельства. Этот научный метод не исключает некоторых об­щих принципов духа, в частности, когда он определяет осно­вания для разделения на три вида правления: добродетель для демократии, честь для монархии, страх для деспотизма. Предпочтения автора отданы английскому способу правле­ния, где три вида власти разделены и где порядок и свобода сосуществуют наилучшим образом. Заслуга данного произ­ведения Монтескье в том, что он популяризировал публич­ное право, научным образом проанализировал его принци­пы (и создал современную юридическую науку), а также в том, что он подверг различные виды законодательства реф­лексии относительно универсальности их ценности (и соз­дал таким образом то, что сегодня, после Канта и Фихте, мы называем филос'офией права).

ОБОБЩЕНИЕ: заключение от частного к общему. Обоб­щение — это индукция, т.е. заключение всегда будет гипоте­тическим. Оно предполагает абстрагирование от некоторых черт, которыми объекты отличаются друг от друга, посколь­ку мысль удерживает лишь черты, наличествующие во всех

объектах. При научном исследовании обобщение очень пло­дотворно: оно позволяет перейти от наблюдения несколь­ких частных случаев к гипотезе о всеобщем законе. Однако следует остерегаться слишком поспешных обобщений: обоб­щение должно быть проверено приложением как можно к большему числу частных случаев. Строго говоря, различают общую идею (выведенную из частных случаев) и всеобщее понятие (источник которого не эмпирический, а рациональ­ный): например, Шелер рассказывает, что когда Будда вы­шел из дома своего отца, где он никогда не видел болезни и страдания людей, то, как только он увидел мертвеца {один-единственный частный случай), перед его умом предстало всеобщее понятие о смерти, смерть как универсальный че­ловеческий феномен. Общая идея — это результат абстрак­ции; всеобщее понятие — объект интуиции.

ОБРАЗ: сознательное воспроизведение отсутствующего или несуществующего объекта (образ противостоит «восприятию»т.е. репрезентации имеющегося в наличии объекта). Ученые всегда искали критерий раз­личия между образами и реальными представлениями, ссылаясь на крайнюю сложность и связанность последних (с объектом). Однако этот критерий представляется довольт но сомнительным. Сартр, опираясь на Моро де Тур и не­сколько анализов Алена, дал в «Воображаемом» исчерпыва­ющее описание и выделил четыре фундаментальных отличия представления от образа. 1) Образэто «сознание», а не содержание представления, в том смысле, что образ — это человеческая установка. Сартр приводит анализ-коммента­рий Гуссерля («Картезианские размышления», 1929) гравю­ры Дюрера «Рыцарь, Смерть и Дьявол»: «Когда я смотрю на гравюру (восприятие реального объекта), я не вижу ни рыца­ря, ни смерти, я вижу просто гравюру. И наоборот, если я вижу рыцаря и смерть, я вхожу в воображаемый мир, где с самых первых веков рыцари шли на смерть, рыцарский мир славы и риска (воображаемый мир), и тогда я уже не воспри­нимаю гравюру как материальный объект». Воображать и воспринимать — это две установки, две взаимоисключаю­щие формы сознания. 2) Для образа характерен феномен «квази-наблюдения». Нам кажется, что мы наблюдаем, но

мы не наблюдаем. Так, например, каждый из нас может вос­произвести образ Пантеона; но если нас попросят внима­тельно посмотреть на этот образ и посчитать колонны, об­рамляющие фасад, никто не сможет этого сделать. Образ не Научает нас ничему новому, это не реальное наблюдение. 3) «Воображающее сознание полагает свой объект как чистое небытие»; воображающий человек знает, что объ­ект его представления не существует. 4) Спонтанность об­раза, независимость его от воли — последняя фунда­ментальная особенность: мы представляем себе отнюдь не то, что мы хотим или когда хотим; в состоянии грезы (а это совершенный пример «воображающего сознания») субъект остается совершенно пассивен: грезы нам даны и момент волевого вмешательства здесь отсутствует. "

ОБРАЗ ДЕЙСТВИЙ: комплекс психологических реакций на определенную ситуацию. В психологии различают об­раз действий и поведение: второе обозначает комплекс объективных реакций; первое добавляет сюда понятие внут­реннего значения. Образ действий = поведение + значение (внутренне присущее или спроецированное). Образ дейст­вий — это тот смысл, который мы придаем поведению' лич­ности. Так, улыбка может выражать радость или же, наобо­рот (у японцев), гнев.

ОБРАЗОВАНИЕ: обучение. Термин «образование», охватыва­ющий то, чему мы учимся, уже, чем термин «воспитание», акцентирующийся на идее формирования личности. Разли­чают общее образование («классическое образование») и специализированное образование, выбирающее ту или иную профессию. См. Воспитание.

ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ: совокупность средств, которые могут вызвать у индивида определенную реакцию. Это, например, условный рефлекс, который заставляет собаку пускать слюни при виде пищи. Методы создания психоло­гической обусловленности (от простого «влияния» до «про­мывания мозгов») использовались в армиях Вьет-Мина во время войны в Индокитае и китайцами во время войны в Корее, чтобы сформировать политическое сознание войск

и особенно чтобы заставить население встать на сторону революционной,армии. Знаменитая формула «покровитель­ствовать, нанимать, контролировать» содержит принципы создания политической и психологической обусловленнос­ти, взятые на вооружение всеми теоретиками подрывной войны. В мирное время средства информации (радио, газеты, кинематограф и в особенности телевидение) позволяют вос­питывать нацию и формировать мнение об экономических и политических проблемах; когда это воспитание «направля­ется» государством или определенными синдикатами, на­пример политическими партиями, оно может «обусловли­вать» политическое сознание различных профессиональных и региональных групп и даже целой нации. Такому психоло­гическому «управлению» демократические нации противо­поставляют принцип свободы информации (множество газет различной направленности, частные каналы радио и телеви­дения и т.д.). См. Рефлекс.

«ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР, или Принципы полити-.... ческого права»: сочинение Руссо (1762). Фрагмент незавер­шенного, обширного произведения, этот трактат пытается примирить стремление индивидов к счастью с требованиями социальной жизни, индивидуальные свободы с подчинением индивидов общему интересу. Руссо выражает свой респуб­ликанский идеал в четырех положениях: 1) откажемся от наших естественных прав в пользу государства, которое сво­ей властью примирит равенство и свободу; 2) всемогущий народ посредством законодательной власти охраняет об­щее благосостояние от групповых интересов; 3) демокра­тия должна сохранять свою чистоту при помощи законо­дательных собраний; 4) следует учредить государственную религию. Это произведение, всячески подчеркивая опас­ность возникновения народной тирании, по всей видимости, вдохновило соавторов Декларации прав человека и красно­речие членов Конвента.

ОБЩЕСТВО: организованное сообщество индивидов, свя­занных общим интересом* В более узком смысле понятие общества означает экономический обмен между индивида­ми, отношения интереса. Отличается от понятий общины и

государства. Община предполагает природную укоренен­ность: это семья или деревня как комплекс семей; основой общины может быть язык или религия. В обществе же речь идет скорее об экономических, чем о сентиментальных свя­зях; отношения основаны на обмене, т.е. на обоюдном инте­ресе, и предполагают дифференциацию функций и разделе­ние труда. Общество отличается также и от государства, обладающего политической властью по утверждению зако­нов (законодательная власть), обеспечению порядка и мира (исполнительная власть) и урегулирования конфликтов при столкновении интересов (судебная власть).

Индивид и общество. Что более способствует чело­веческому счастью и самореализации индивида: индиви­дуальная жизнь или интеграция в обществе? Нужно ли противопоставлять понятия индивида и общества, или же самореализация личности и судьба общества взаимно друг друга дополняют? С самого рождения человек представляет собой социальное существо. Отношение с другим — ново­рожденного с матерью—-предшествует осознанию себя как индивида; предшествует и отношению с миром объектов — восприятию. Человек не может жить без общества: ма­ленький ребенок не может удовлетворить свои потребности, у него нет никакой автономии; детство человека, т.е. его не­автономность, гораздо дольше соответствующего периода у животных. Позднее удовлетворение потребностей обеспе­чивается кооперацией и разделением труда (у булочника мы покупаем хлеб, в продуктовом магазине — продукты, у мебельщика — мебель, у врача — лечение и т.д.). Развитие личности, взросление влекут за собой желание быть при­знанным в качестве индивида. Подростковый возраст может ознаменоваться бунтом индивида против социальных проти­воречий. Здесь возникает вопрос: если индивид может жить лишь в обществе, должен ли он жить исключительно об­щественной жизнью? Представляет ли собой последняя ис­ключительную и первостепенную ценность? Для Аристо­теля (383-322 до Р.Х.) человек — «животное политическое». Первая ступень общества сформирована природой ради удовлетворения повседневных потребностей. Это семья. С другой стороны, объединение многих семей ввиду удовлет­ворения уже не чисто повседневных потребностей — это

селение. Наконец, общность, образованная многими селе­ниями, — это государство; только тогда оно достигает преде­ла экономической независимости. Так, образованное внача­ле только ради удовлетворения жизненных потребностей, оно существует ради общего блага. Именно поэтому государ­ство существует от природы (Аристотель, «Политика», 1, 2). В самом обществе отношения между индивидами носят амбивалентный характер. Каждый хочет преуспеть; в поис­ках чести, власти или богатства индивиды сталкиваются друг с другом и в то же время они испытывают потребность в сотрудничестве, в установлении законов и правил поведе­ния. Кант описал подобную «несоциальную социальность» индивидов в сочинении «Идеи всеобщей истории с космопс литической точки зрения» (1784): «Средство, с помощью ко­торого природа обеспечивает окончательное развитие всех своих сил, — это их общественный антагонизм, в той степе­ни, в какой подобный антагонизм приводит в конечном ито­ге к порядку, обеспеченному законом. Под антагонизмом я понимаю несоциальную социальность людей, т.е. их склон­ность к тому, чтобы войти в общество, связанную тем не менее :е общим противостоянием, беспрестанно угрожаю­щим разрушить это общество. Все это ярко выражено в че­ловеческой природе. Человеку свойственно объединяться с другими, потому что при этом он чувствует себя больше чем человеком, т.е. он чувствует, как в нем развиваются его природные задатки. Но он чувствует не меньшую склонность и к отделению (изоляции): в действительности, он находит в себе одновременно и несоциальность, побуждающую его действовать только по собственному усмотрению и ждать противодействия других, прекрасно зная, что это он сам скло­нен выступить против них. Ведь именно это противодей­ствие и пробуждает силы человека, заставляет его победить свою лень и устраивает так, что, добиваясь почестей, подчи­нения и обладания, он расчищает себе место среди своих компаньонов, которых он не выносит, но без которых не мо­жет обойтись. Таковы были первые шаги прогресса от гру­бости к культуре, которая покоится, в собственном смысле слова, на общественной ценности человека; так постепенно развиваются все таланты, формируется вкус и даже, вместе с Просвещением, начинает устанавливаться образ мыслей,

который со временем сможет преобразовать нашу грубую естественную предрасположенность к моральной ограничен­ности в определенные практические принципы и тем самым преобразовать наше вынужденное и патологическое согла­сие с другими людьми в действительно моральное общест­во». Гегель покажет, что индивид нуждается в «признании» другого. Опыт признания другого обосновывает ту ценность, которую индивид приписывает себе сам. Общество в этом случае играет роль зеркала, отсылающего индивиду его соб­ственный образ, отражение, причем этот образ формирует именно общество. Гегель в «Феноменологии духа» (1806) показывает, что рабовладелец нуждается в рабах именно для того, чтобы его признали в качестве рабовладельца; но «раб­ское признание» — это еще не истинное признание, возвы­шающее рабовладельца. Речь идет о типе отношений, кото­рый не удовлетворяет ни ту, ни другую сторону. Дело в том, что общественное признание, престиж никогда не затрагива­ют сердцевину индивида, его собственную «сущность». Каж­дый признает, что избегающий общественного суда индивид обладает моральной ценностью, а даже в наивысшем соци­альном успехе присутствует чувство незавершенности. Но затем «Феноменология духа» описывает одиночество мо­рального сознания или религиозного уединения, так что в нем уже зарождается потребность в действии, горечь в отно­шении мира, чувство того, что мы недостаточно послужили другим и не получили от них признания, что и оставляет чувство незавершенности. Гегель называет такое состояние «несчастным сознанием». Следовательно, индивидуальная жизнь предполагает равновесие между замкнутостью в себе и открытостью другим. Однако есть еще и общество. Пла­тон (428-347 до Р.Х.) в «Государстве» показал, что чрез­мерный индивидуализм ведет к анархии, разрушению обще­ства; что чрезмерный социализм ведет к тоталитаризму, разрушению индивида. Карикатура на такое положение ве­щей дана в фантастическом произведении Хаксли «Лучший из миров» (1932): развитие техники приведет нас к общест­ву, где все организовано, где за каждым индивидом закреп­лена определенная функция в зависимости от его психобио­логических способностей, и тогда любого индивида можно заменить другим, наделенным такими же способностями. В

действительности техническое развитие нашего общества нацелено на наилучшую эксплуатацию индивидуальных раз­личий людей. Каждый может совершенствоваться в своей специфичности. Именно поэтому мы говорим сегодня не об уме вообще, но о различных типах и складах ума. Современ­ное общество, все более и более разнообразное, должно при­мирить в себе индивидуальные различия и общественный успех. В заключение следует заметить, что общество будет наличествовать лишь тогда, когда индивидов связывает тот или иной общий интерес. Но и различие индивидов — не менее важный компонент человеческого общества. См. Го­сударство, Другой.

ОБЪЕКТ (от лат. ob-jectum — расположенное перед): все то, что предстает взгляду. В более узком смысле объект — это содержание нашей мысли, что противоположно мысля­щему субъекту. В этом отношении объект может означать (что и происходит у Декарта) ощущение или чувство, 6 котором я думаю, или образ в моем уме, а не обязательно объект, реально существующий в мире. Именно в этом смыс­ле современная феноменология {Гуссерль) говорит об ин-тенциональном объекте: она выносит «за скобки» проблему реального существования; когда она рассматривает, напри­мер, смысл религии, ее объект — это одновременно и спе­цифическое чувство, и та совокупность символов, догматов, ритуалов, которая в нем выражается. Феноменологическая рефлексия не ставит проблему того, существуют ли еще дан­ные религии в мире и будут ли они «истинными» религиями или же нет: ее цель — просто разворачивание смысла ее объекта, в данном случае — религии. Следовательно, термин «объект» отличается от термина «реальное». Что касается временного порядка нашего познания, то здесь мы сначала образуем понятие об объектах внешнего мира и только потом начинаем сознавать самих себя. Но с психологичес­кой точки зрения, всякое восприятие или действие пред­полагает как неоспоримый факт солидарность субъекта и объекта: не существует объекта без видящего его и думаю­щего о нем субъекта. С метафизической точки зрения, про­блема причины или основания объекта коренится в теоло­гической проблеме происхождения мира. Она противостоит

критической проблеме (Кант) основания «нашего знания» об объектах.

ОБЪЕКТИВАЦИЯ: акт проецирования вовне некоторых наших внутренних ощущений. Например, если я уколол­ся, я тут же соотношу мой укол с какой-то внешней причи­ной; если мне жарко, то, даже если моему соседу холодно, я говорю: «Здесь жарко». Переход от ощущения («Мне жар­ко») к объективному утверждению («Здесь жарко») — не что иное, как переход от субъективного ощущения к объек­тивному утверждению. Хотя склонность к объективации наших состояний вполне естественна, она не всегда леги­тимна: она ей становится лишь тогда, когда объективация носит всеобщий характер, когда все признают, что, напри­мер, здесь жарко; тогда можно говорить о некоторой объек­тивности. Но поскольку существует множество коллектив­ных иллюзий (световые видения ■, чувство исторической истины; так, например, толпа бегущих людей может чувство­вать, что «здесь жарко», даже если на самом деле «здесь холодно»), то объективация может обладать научной объ­ективностью лишь в том случае, если она согласуется с общими законами науки (когда научные инструменты — термометр, мерило экономических законов, управляющих историей, и т.д. — напрямую их отражают). Подводя итог, можно заметить, что объективация воспринимается либо как субъективная ценность (1-й случай), либо как общая ценность (2-й случай: коллективное утверждение), либо, на­конец, как всеобщая ценность (3-й случай: научная объек­тивность). См. Объективное.

ОБЪЕКТИВНОЕ (от лат. ob-jectus — расположенное перед): относящееся к объекту; расположенное перед субъ­ектом. Тогда все то, что «представлено» — даже если это данность воображения, —- может быть названо «объектив­ным» (Декарт). В этом смысле термин «объективное» четко отличается от «реального»: представление воображения мо­жет обладать качеством объективного, хотя оно и не соот­ветствует никакому реальному объекту. Но в действитель-| ности после Канта в философии наблюдается тенденция к сближению этих двух терминов: в узком смысле слово

«объективный» означает то, что существует независимо от субъекта: внешний мир. Термин объективное приобретает тогда двойной смысл: 1) физический мир существует объек­тивно в той мере, в какой он не является творением вообра­жения, продуктом субъективного духа, а также в той мере, в какой он дает субъекту чувство реальности, то, что Фихте назовет «ударом» не-Я; в этом смысле объективное равно реальному; 2) объективный мир — это мир, составляющий объект объективного знания. Это знание, или объективная наука, — не что иное, как всеобщее знание, подчиняющееся необходимым законам и оказывающееся тем самым незави­симым от наших чувств и от нашей частной точки зрения. Соответственно понятие объективности предполагает два основных значения: 1) то, что существует независимо от субъекта; 2) то, что является всеобщим и общепринятым.

ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД «НАБЛЮДЕНИЯ»: предмет — поведение; инструмент — тесты.

1. Метод анкетирования (открытый Галтоном): ответы пациента сопоставляются с точным опросником, определя­ется общее между ними. 2. Психофизический метод: сопос­тавляются содержание сознания и определенные раздражи­тели (звук, электрический ток, наркотики) (Фехнер, Вебер). 3. Сравнительный метод: сравниваются нормальное и па­тологическое, взрослый и ребенок (Прейер, Пиаже), чело­век и животное {Пьер Жане). Эти сравнения основываются на результатах тестирования. 4. Психоанализ (основанный Фрейдом): анализируется бессознательное на основе со­держания снов. Хотя психоанализ изучает психику, а не по­ведение, он является объективным методом в той мере, в какой исследователь отделен от исследуемого.

ОБЫЧАЙ: образ действий, принятый в обществе. Право изначально основано именно на обычае («по праву обычая»), что вовсе не означает, что оно основано на «обиходе», но на некоторой определенной традиции, обычно устанавливаю­щей мир и поддерживающей согласие между людьми.

ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ: трансформация абстрактного по­нятия в субстанцию или конкретный объект. Чаще го-

ворят об «объективации». Конт видел подобное овеществ­ление во всяком так называемом «метафизическом» объяс-I нении. Например: «Почему мак усыпляет?— В силу своей усыпительной способности». Здесь некоторое слово транс­формируется в реальную способность: «овеществляется» понятие.

ОДЕРЖИМОСТИ (мания): форма мании преследования, когда индивид считает себя охваченным оккультными силами. Одержимость отличается от простого внушения, выражающего собой временное влияние какой-либо идеи или индивида на наше сознание и наши поступки; она также отличается от наваждения, своим продолжительным харак­тером близкого к одержимости, однако при наваждении индивид все еще.сохраняет свою свободу и определенную власть сопротивляться навязчивым идеям. В теологии одер­жимость означает присутствие Бога — или Дьявола (слу­чай беснования) — в нас, общую околдованность инди­вида.

ОККАЗИОНАЛИЗМ: теория случайных причин, ярким примером которой является окказионализм Мальбран-

ша. Во всех естественных причинах он видел лишь «ока­зию», в которой Бог — истинная причина всех вещей — проявил свою силу и мощь. Например, поскольку тело и дух — гетерогенные субстанции, которые не могут воздейст­вовать друг на друга, то волевое решение может быть лишь окказиональной причиной появления в уме той или иной идеи; истинной же причиной наших поступков является Бог. То же самое, по Мальбраншу, можно сказать и о естествен­ных причинах: разновидности движения в мире — лишь «фе­номены» изначальной и духовной силы, каковой является деятельность Бога. Но то же происходит (доктрина очень интересна с психологической точки зрения) и во взаимоот­ношениях «умов», т.е. людей: когда я говорю, другой может меня понять лишь с помощью силы, которая не исходит от меня, а действует в нем совершенно автономно; мой дискурс здесь — лишь окказиональная причина его понимания. Эта теологическая доктрина оказала значительное влияние на современных психологов и философов. Лучше всего теория

- 299

окказиональных причин Мальбранша изложена Жозефом Моро в его Предисловии к «Переписке с Дорту де Мэра-ном».

ОККАМ (Уильям де): английский теолог (Оккам, Суррей, ок. 1295-1300 — Мюнхен, ок. 1350). Самый последователь­ный представитель номинализма и предшественник анг­лийского эмпиризма. Изложил свою доктрину в «Коммента­риях», «Quodlibeta septem» и в «Centiloquium theologicum». Внес вклад в размежевание философии (основанной на ра­зуме) и теологии (основанной на откровении); он допускал также автономное развитие науки, основанной исключи­тельно на эксперименте.

ОККУЛЬТНЫЕ (науки): науки, занятие которыми овеяно тайной. Прежде включали в себя алхимию (науку о преобра­зовании металлов), магию, некромантию (науку призывания мертвых), астрологию (предсказание будущего), Каббалу и т.д. В конце XVIII — начале XIX в. в Германии, охваченной романтическим духом, врач Месмер (1734-1815) проводил опыты «магнетизма» и «видения на расстоянии», произвед­шие сильное впечатление на философов Фихте и Гегеля. Сегодня оккультные науки связаны прежде всего с деятель­ностью факиров, ясновидящих, йогов и предсказателей. Зна­менитый йог свами Дев Муфти удивил в свое время Хрущева тем, что лег под дорожный каток. Опыты нечувствительнос­ти к боли, узнавания событий, касающихся определенной личности и происходящих в тот самый момент, когда «ясно­видящий» их излагает, опыты передачи мысли на расстоя­нии — все это позволяет сегодня констатировать факты, все еще остающиеся необъяснимыми.

ОНЕЙРИЗМ: «бред во сне», вид зрительной галлюцина­ции, вызывающей у индивида определенные чувства и даже движения, Отличается от обычного сна: 1) своей дли­тельностью и продолжением в состоянии бодрствования; 2) чувствами (страх, тоска, грусть и т.д.), а также движени­ями, которые он вызывает у субъекта; 3) наваждениями, ко­торые он может вызвать у индивида (например, ревность). Как правило, онейризм связан с пьяным бредом и различны-

ми типами токсической аффектации (например, при тропи­ческой лихорадке), вызывающими ослабление деятельности сознания.

ОНЕЙРОИДНЫЙ (от гр. oneiros — сон): относящийся к онейризму.

ОНТИЧЕСКИИ: соотносимый с объектами мира. Филосо­фия Канта — онтическая философия, потому что она раз­мышляет лишь о внутренних проблемах мира и не поднима­ется до онтологической проблемы «происхождения» мира (финк). Онтическая рефлексия (направленная на «объекты» мира) противостоит таким образом онтологической реф­лексий (о самом «бытии» мира). Именно в этом пункте фи­лософия Хайдеггера, например, противопоставляет себя философии Канта и пытается ее дополнить.

ОНТОГЕНЕЗ: развитие индивидаот зародыша до взрос­лого состояния. Считается, что онтогенез воспроизводит филогенез (общее развитие вида), так что развитие ребенка (человека); от зародыша, в частности во внутриутробный период развития, воспроизводит все стадии общей эволю­ции видов, от простой плаценты, через фазы личинки, пре­смыкающегося, млекопитающего и т.д., вплоть до стадии человека.

ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ (доказательство): доказательство существования Бога. Различают три типа классических доказательств: 1) онтологическое доказательство, выво­дящее из идеи Бога — бесконечно совершенного сущест­ва — необходимость его существования (если бы Он не су­ществовал, Он был бы несовершенным). Кант видел не­достаток этого доказательства в том, что оно является лишь формальным, но не реальным доказательством: оно доказы­вает необходимость идеи существования, а вовсе не необ­ходимость реального существования Бога; 2) космологи­ческое доказательство, выводящее существование Бога из необходимости найти первопричину в бесконечной цепи: причин: падает черепица, причина тому —- ветер; но почему ветер? атмосферное давление; а почему давление? и т.д., так

мы восходим к изначальной причине — Богу. Это доказа­тельство совершает, по Канту, неоправданный «прыжок», потому что между нашим знанием о природных феноменах (цепь которых бесконечна) и утверждением о Боге — не последовательный переход, но смена регистра: неопределен­ный характер нашего чувственного знания не образует в себе доказательство трансцендентного знания (о Боге). Или еще один момент: между (эмпирической) бесконечностью мира и (качественной) бесконечностью Бога не существует об­щего измерения; 3) физико-теологическое доказатель­ство, выводящее существование Бога из красоты и разнооб­разия мира, из целесообразности в природе и т.д. (Бог как высший художник). Но это доказательство основано лишь на аналогии, произвольно проводимой нашим воображени­ем, между деятельностью Бога и деятельностью человека. Кант в свою очередь тоже решил добавить к данным необос­нованным доказательствам свое, на его взгляд, правомерное доказательство: оно основано на существовании в нас мо­рального чувства долга (моральное доказательство существо­вания Бога). Сам факт морального обязательства является доказательством сверхъестественного вмешательства в нашу жизнь; оно представляет собой глас Божий: из чего мы долж­ны признать существование Бога, хотя и не можем ничего сказать о его природе.

ОНТОЛОГИЯ: наука о бытии в себе; противопостав­ляется антропологиинауке о человеке. Платон (в VII книге «Государства»), Спиноза, Гегель и Хайдеггер раз­вивали онтологическую проблему, которая вначале (у Пла­тона) была представлена как проблема света, позволяющего нам увидеть объекты мира, затем (у Спинозы) как проблема Бога, позднее (у Гегеля) как проблема истории и, наконец, (у Хайдеггера) как проблема факта существования, совер­шающегося в каждом человеке. Онтология, анализирующая свет, дающий «бытие» всем вещам и даже самому челове­ческому уму (Платон), отличается и от морали, изучающей то, что «должно быть», и представляющей собой теорию дей­ствия (а не теорию бытия). Онтология в качестве поиска аб­солюта составляет, бесспорно, конечную цель всякой фи­лософии.

ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ: анкета, задача которойузнать мнение людей по какому-либо вопро­су. Такого рода психологические опросы общественного мнения используют статистические методы, а их задача — дать четкую картину мнения по определенному вопросу. Они позволяют узнать психологическую предрасположенность членов того или иного общества, то, как индивиды воспри­нимают существующие институты. Метод опроса имеет и непосредственный практический результат: позволяет пред­видеть итоги политического голосования (анкета Галлапа), определить способности и свойства характера персонала предприятия и т.д.

ОПТИМИЗМ: позиция или доктрина, согласно которой доля добра в мире превосходит долю зла (Лейбниц). В

более узком смысле, оптимизм —это вера в природную доб­роту человека {Руссо), в прогресс человеческого рода и ци­вилизации {энциклопедисты). Оптимизм — форма храб­рости и характера, проявляющаяся в мысли, что в любой момент еще не все потеряно, что наш повседневный труд приносит пользу, что мир постоянно совершенствуется и что мы можем способствовать его прогрессу. В таком виде опти­мизм — это фермент, необходимый во всех формах чело­веческой деятельности и даже первооснова любой морали: человек не действовал бы, если бы считал, что его действие обязательно окажется бесполезным, что другой человек зол и т.д. В сущности, оптимизм — это сознательное подхваты­вание первичного движения жизни, движения творческого и прогрессивного.

ОПЫТ (от лат. experire — испытывать). 1) Знание, приобре­тенное наблюдением, а не разумом. Именно из опыта и только из него эмпиризм {Локк, Юм) выводит все человечес­кое знание; ему противостоит классический рационализм (Декарт, Кант), для которого чувственный опыт, хотя он необходим, все-таки недостаточен и не может обойтись без мысли, позволяющей нам воспринимать и управлять конк­ретным опытом. С этой точки зрения опыт противостоит разуму («и всему врожденному»). 2) В сфере морали комп­лекс ■ приобретенного знания выстраивается с течением

жизни отдельного индивида или всего человечества. В этом смысле только тот, кто опытен, потому что он прожил жизнь и потому что он знаком с человеческой историей и сделал из нее выводы, тот является «мудрым», способным дать, выра­жаясь словами Канта, «советы осторожности», которые мо­гут сделать нас счастливыми. Мастерство, основанное на опыте и знании людей-, может стать нашей «умелостью» и обеспечить нам «преуспевание» в жизни. Но мораль в соб­ственном смысле слова совершенно независима от опыта; она основана на чувстве, не зависящем ни от какого опыта и повелевающем нам — абсолютным образом — придержи­ваться данной линии поведения, каковы бы ни были ситуа­ция и конкретные обстоятельства, обрамляющие наш посту­пок (Кант). Можно быть эмпириком в делах и политике, но в морали эмпиризм невозможен.

«ОПЫТЫ»: произведение Мишеля Монтеня, публиковавшее­ся с 1580 по 1588 г. Это произведение 50-летнего человека, возвратившегося из долгого путешествия по Европе (1580), который, стремясь проверить, хорошо ли он прожил жизнь, предается своеобразной «инвентаризации» самого себя: са­моанализу, пущенному на волю случая, не для того, чтобы что-то «обнаружить», но ради «удовольствия понять», поне­многу раскрывающего перед автором присущие ему проти­воречия. К этому тут же присоединяется чувство такой же глубокой противоречивости основных моральных понятий, которые внушили ему его учителя и книги, нравов всех тех стран, где он побывал. Он приходит в результате к скепти­цизму, сформулированному в знаменитом девизе: «Что же я знаю?». Однако эта позиция сомнения ведет автора вовсе не к презрению к человеку, а к снисходительности по отноше­нию ко всем и к искусству жить, основанному на понимании наших слабостей. Каков же будет итог этих бесстрастных «Опытов»? По крайней мере, занимаясь самобичеванием, Монтень научился-таки «познавать самого себя» в соответ­ствии с заповедью Сократа и, таким образом, познавать «условия человеческого существования».

ОРГАНИЦИЗМ: доктрина, согласно которой жизнь воз­никает не из какой-то силы, оживляющей собой орга-

ны, но просто от игры органов {Декарт, Биша, Бернар и особенно В. Ру). Органицизм представляет собой не что иное, как приложение законов механики к живому организ­му. Органицизм — это также социальная теория, рассматри­вающая общество как организм и переносящая биологичес­кие законы на социальные феномены (Конт, Эспинас).

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ: особенность индивида, произведе­ния. Оригинальность отличается от искусственной фан­тазии, странности, тем, что она связана с творческим про­цессом по созданию произведения, с изобретательностью, проявленной в этом процессе: оригинальным генералом будет тот, кто откроет новую стратегию битвы, а не тот, кто носит новый султан. В этом смысле понятие оригинальности ■ связано с понятием первичности, с использованием глубин­ных сил духа. Здесь оно совпадает с понятием гения, обозна­чающим прежде всего собственные качества индивида. При таком подходе оказывается, что истинная оригинальность человека проявляется не в момент кризиса оригинальности, свойственного подросткам (тогда оригинальность остается всецело искусственной: в способе одеваться, например), но в период зрелости, когда человек утверждает свою личность в человеческих отношениях или эффективно реализует ее в творчестве (политическом, художественном, общественной деятельности и т.д.). См. Герой; Бергсон; Личность.

ОРТОПЕДАГОГИКА: наука, предметом которой являют­ся специфические методы воспитания «трудных де­тей». Во Франции вместо этого термина предпочита­ют выражение «лечебная педагогика».

ОРФИЗМ: речь идет о догматах, мистериях, философ­ских принципах, приписываемых Орфею (мистическому поэту Древней Греции). Орфизм утверждал божествен­ность души и нечистоту тела; смерть считалась освобожде­нием. Центральное место занимала проблема будущей жиз­ни. Это мистическое учение оставило свой след во многих литературных произведениях, в частности — в орфической лирике; его следы мы находим в пифагореизме; вплоть до конца античности оно продолжало оказывать значительное

моральное влияние: даже у Платона мы находим иногда это отчуждение от жизни и ностальгию по жизни будущей, столь характерные для орфизма. И Сократ размышлял о том, что, может быть, нынешняя жизнь — это смерть, а смерть — это начало жизни.

«ОСНОВЫ МЕТАФИЗИКИ НРАВОВ» (Grundlegung zur Metaphysik der Sitten): произведение Канта (1785). Это про­изведение делится на три части: переход от обычного мо­рального познания к философскому познанию; переход от элементарной философии к метафизике нравов; переход от метафизики нравов к критике чистого практического разу­ма. Кант здесь показывает, что абсолютно добра лишь воля, управляемая «категорическим императивом».

ОСОЗНАНИЕ: обнаружение того, чем мы бессознатель­но являемся, или своих автоматических действий.

Осознание глубинных мотивов нашего поведения и наших чувств не только позволяет освободиться от комплексов и психологических проблем (согласно психоанализу), но и позволяет избавиться от безрассудных поступков, причина которых кроется в предрассудках и темных чувствах. Чело­век научается управлять собой, а его поступки становятся свободными и разумными. Осознание обычно происходит при столкновении с какими-нибудь трудностями, социаль­ными или материальными. С точки зрения логики осознание принимает вид «распознавания» того, чем мы являлись и что мы делали, не зная этого; в этом смысле любая рефлексивная философия представляет собой подобное осознание. Оно противоположно «осознанию», которое касается не нас, а предметов мира, так же как философские открытия проти­воположны научным.

ОСТИН (Джон Лангшоу): английский логик (Ланкастер, 1911 — Оксфорд, 1960). Его статьи и заметки были собраны в три тома («Philosophical Papers», 1961; «Sense and Sensi-bilia», 1962; «Язык ощущения», перевед. на фр. в 1972; «Ког­да чтение становится деланием», 1962, перевед. на фр. в 1970). Использовал «феноменблогическую лингвистику» речевого акта (speech act), живого слова («иллокутивного

акта») как реакцию на общую ситуацию (куда вмешиваются контексты мира, других людей и т.д., обеспечивающие дей­ственность коммуникации).

ОТБОР: обоснованный выбор. Дарвиновская теория естест­венного отбора — это теория борьбы за существование, при которой самые слабые организмы гибнут, не выдержав стол­кновения с окружающей средой и уступая место более силь­ным. Социальная проблема профессионального отбора — это проблема отбора кандидатов на ту или иную должность в зависимости от их профессиональной пригодности.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: быть ответственным за тот или иной поступокзначит признать себя его автором и принять на себя его последствия. В строгом смысле сло­ва мы ответственны за поступок: Г) когда он совершен созна­тельно и именно нами; 2) когда он совершен сознательно, но не обязательно нами самими; 3) когда его совершили именно мы, но не желая того; 4) когда мы его не желали и не совер­шали собственноручно, но при этом от нас зависела воз­можность его избежать. В этом отношении различают раз­ные степени ответственности, в зависимости от того, идет ли речь о гражданской или об уголовной ответственности (1-й и 3-й случаи), или о моральной ответственности (2-й и 4-й случаи). Существуют три условия ответственности: наличие закона (общественного или морального), вменяемость (не­вменяемые не несут ответственности), свобода (мы не несем ответственности за поступок, совершенный по принуж­дению).

ОТКРЫТАЯ (мораль): термин, используемый Бергсоном в «Двух источниках морали и религии» для обозначения сво­бодной морали, «открытой» универсальным человеческим ценностям. Она характеризует индивидов, умеющих, несмот­ря на табу и общественные предрассудки (закрытая мораль), найти творческий жизненный порыв, тайну, любовь и свя­тость. Среди «героев» открытой морали Бергсон выделяет Сократа (заставившего нас ценить свободу духа), Христа (открывшего человечеству ценность милосердия), Руссо (от­крывшего чувство природы).

ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ: характер того, что зависит от другой вещи. Научная теория относительности не имеет ни­чего общего с философской теорией относительности чело­веческого познания; она представляет собой толкование феноменов универсума (а не человеческого познания), ко­торое: 1) устанавливает связь между этапами наблюдения, проводимого" группами наблюдателей, беспорядочно дви­жущимися равномерно ускоренным движением (потому что расширение нашего универсума представляет собой равно­мерно ускоренное движение), при этом наблюдения, сделан­ные в тот или иной конкретный момент или промежуток времени, должны соответствовать друг другу; 2) вынуждено признать зависимость протекания времени от движения тел относительно друг друга: тело, перемещающееся в прост­ранстве со скоростью 300 000 км/час, будет считаться вне времени. В более узком смысле, относительность означает, что время зависит от движения. За пределами этого очень специального определения теория относительности не име­ет никакого смысла; мы не можем вывести из нее никакого 'философского заключения о природе человеческого позна­ния и бессилии человека перед познанием истины: теория относительности сама предстает перед нами как «истинная» теория. См. Эйнштейн.

ОТНОСИТЬ К КАТЕГОРИИ (subsumer): считать част­ный случай примером общего принципа. «Отнесение к категории», в котором выражается установка индивида на то, чтобы найти конкретные примеры для общей идеи, тре­бует не столько обладания знанием, сколько способности суждения (Кант). Кант употребляет этот термин в «.Крити­ке чистого разума» в главе, посвященной «схематизму».

ОТОРВАННЫЙ ОТ РЕАЛЬНОСТИ: индивид, потерявший чувство реальности. В клинической психологии говорят о психастении (отличающейся понижением тонуса созна­ние). Оторванность от реальности проявляется прежде все­го как неспособность адаптироваться к изменению ситуа­ции: говорят о неадаптированности; она сопровождается глубокой тоской, беспокойством как в отношений мира, так ив отношении другого человека. Отрыв от реальности мо-

жет принять форму шизофрении (словесный бред) или нев­роза (молчаливая агрессивность).

ОТРИЦАНИЕ: отрицающее действие, в частности дей­ствие человеческой свободы как способность отказать реальному миру и учредить идеальный мир. Этот тер­мин, широко распространенный в «диалектической» философии, ввел Фихте и широко использовал Гегель. Любое духовное творчество будет в этом смысле формой «отрицания»; дух утверждает себя, отрицая существующее (Мефистофель в «Фаусте» Гёте называет себя духом отри­цания): установленный, порядок, научную или философ­скую традицию. Но такое отрицание — это не формальное и пустое отрицание, но также «отрицание отрицания», ут­верждение нового порядка и новых ценностей.

ОТТО (Рудольф): немецкий философ и религиовед (Пене, 1860 — Марбург, 1937). Отвергал какое бы то ни было ра­циональное или моральное объяснение религии, предложив взамен самое тщательное описание «феномена» религиоз­ного сознания, Его феноменология сакрального («Сакраль­ное», 1917), где он пытается негативным путем вычленить «религиозное», выделяя его в массе близких к нему понятий (страх, тайна, неслыханное, чудесное), стала в религиоведе­нии классической теорией. См. Сакральное,

ОТЧАЯНИЕ (от лат. de-sperare — упасть с высоты своей надежды): разочарование, влекущее за собой состояние подавленности и бездействия; состояние того, кто сомневается во всем (см. немецкий эквивалент Ver-zweiflung, корень zweifeln — сомневаться), т.е. чувство абсурдности всех вещей. Вызванное крайней нищетой, смертью любимого существа и т.п., в любом случае оно воз­никает из чувства полного одиночества, котррое может быть связано с потерей веры в Бога (как показывает Къеркегор в своей работе «Виновен, невиновен») или с потерей доверия к человеку (см. «Миф о Сизифе» Камю); человек тогда ока­зывается лишь «бесполезной страстью», как пишет Сартр. Существуют два выхода из состояния отчаяния: 1) выход насилия, самоубийство; 2) «рефлективный» выход, заключа-

ющийся в том, чтобы, как пишет Ницше, найти энергию, не­обходимую для того, чтобы посмотреть реальности в глаза, чтобы «вывести из самого глубокого отчаяния самую непо­бедимую надежду».

ОТЧУЖДЕНИЕ: лишение права или качества. Менталь­ное отчуждение в наши дни утратило свой оттенок психоло­гизма, отражая в своем значении лишь социальную сферу. Оно подразумевает потерю социального смысла, невозмож­ность жить нормальной жизнью. К анормальной жизни мож­но отнести, например, жизнь гения или даже просто ино­странца, чужака в нашем обществе (лат. alienus означает «другой, чужой»). Термин «безумный», «психически боль­ной» (по-французски aliene —■ отчужденный. — Прим. пер.), предполагающий клиническое безумие, как раз и имеет в виду упомянутую «чуждость» по отношению к норме и об­щепринятым социальным установкам. Отчуждение труда, на котором настаивает марксизм, подразумевает тот простой факт, что кто-то не является собственником продуктов сво­его труда: рабочий отчужден, потому что он используется как вещь, как орудие производства, он лично не заинтересо­ван в процессе

труда, поскольку продукт производства и при­быль ему не принадлежат.

ОЧЕВИДНОСТЬ: свойство ясной и определенной идеи.

Очевидность идеи естественным образом влечет за собой ее утверждение. По Декарту, очевидность — это объективное качество идеи, но


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow