Дидье жюлиа. Философский словарь: пер. С франц. – М. : междунар. Отношения, 2000. - 544 С. 8 страница

многочисленные этапы, причем каждый из них в свою оче­редь требует новой адаптации. В случае дефицита1 психо­логического напряжения человек не адаптируется (тогда возникает невроз тоски, невроз наваждения, истерия); 4) психоаналитическая теория Фрейда объясняет невроз «вытеснением» первичных сексуальных наклонностей, свя­занным с социальными императивами и невозможностью вынести напряжение, вызванное противостоянием инстинк­тивных импульсов механизмам защиты (социальное созна­ние в нас). Каковы бы ни были причины невроза, с точки зрения простого описания здесь различают три типа психи­ческих отклонений, причем все они связаны с наличием болезни у человека: это отклонения извращенца (обрета­ющего радость в страдании другого), психопата (который бессознательно заставляет страдать своих ближних, причем страдает от этого сам), наконец, — невропата (который, во всех человеческих отношениях, всегда страдающая «жерт­ва»).

НЕЙТРАЛИТЕТ: отказ участвовать в каком бы то ни было военном союзе. В основе его лежит похвальное стремление к политической объективности при междуна­родных разногласиях, в частности при противостоянии западного и коммунистического блоков. При этом нейтра­литет (соблюдаемый Индией, Югославией, Египтом) пред­полагает политику неучастия и арбитража. В действитель­ности же нейтралитет отнюдь не способствует урегули­рованию военных, дипломатических или идеологических конфликтов крупных сил, но просто представляет собой позицию маленьких стран (маленьких, по причине их эко­номической бедности или демографических проблем), не несущих никакой международной ответственности и спо­собных быть лишь зрителями мировой истории. Нейтрали­тет выражает собой бессилие той или иной страны вести международную политику.

НЕМЕЦКАЯ (философия): обычно имеется в виду период (ко­нец XVIII •— начало XIX в.) от Канта до Гегеля — знамени­тая эпоха немецкого идеализма (Кант, Репнхольд, Маймон, Фихте, Якоби, Шеллинг, Гегель). У истоков этого периода

стоит Лейбниц, философия которого была изложена м попу­ляризирована Вольфом. Позднее, в XIX в., появляются нео­кантианство, развивавшее кантовскую теорию познания с целью приспособить ее к формам современной науки (Мар-бургская школа, Коген, Наторп, Кассирер); БасЭенская школа с ее философией ценности (Лотце, Г.Рижкерт); зарождается феноменология (Гуссерль). Затем, в начале XX в., творит замечательный глубиной своей мысли фило­соф Ласк, предпринявший попытку интеграции крит ицизма Канта в интуиционизм феноменологии; появляется фи­лософия природы Николая Гартмана; возрождение немец­кого идеализма связано с Геленом; возникает философия бытия Мартина Хайдеггера; и экзистенциалистская фило­софия Карла Ясперса. Вообще, для немецкой философии в ее историческом развитии характерна двойная тенденция: с одной стороны, склонность к углубленности, нередко дости­гаемой даже за счет ясности идей (эта линия идет от мисти­цизма Экхарта (XIII-XIV вв.) и Бёме (XVI в.)), с др»угой — к аналитической ясности, присущей немецкому духу. В ходе ее истории можно выделить рационалистов, вдохновляв­шихся второй тенденцией (Лейбниц, XVII в.; Кант, Фихте, XVIII-XIX вв.; Гуссерль, Ласк, XX в.), и романтиков, вдох­новлявшихся первой (Шеллинг, Гегель, Хайдеггер).

НЕОБХОДИМОЕ: то, что не может не быть. Эта логи­ческая дефиниция характеризует собой то, что мы называ­ем абсолютной необходимостью. В этом случае необхо­димое противостоит не только тому, что является возмож­ным, но и тому, что просто существует (ассерторическому). Необходимый закон излагает не то, что есть, но то, что долж­но быть. От этой абсолютной необходимости следует отли­чать моральную необходимость, выражающуюся в чувстве того, что нужно и что не нужно делать: хотя мы и знаем, что нужно делать, но от нашей свободы (свободного произвола) зависит, будем ли мы действовать морально или нет. Мо­ральная необходимость, следовательно, — это долг, который встает перед нашей свободой, но который не может принуж­дать нас или утверждать себя абсолютным образом.

НЕОКАНТИАНСТВО. См. Неокритицизм.

' 277

НЕОКРИТИЦИЗМ, или неокантианство: философское дви­жение, опирающееся на наследие Канта и возникшее в Гер­мании к 1860 г.; развивалось вплоть до 1914 г. Включает в себя многочисленные школы: физиологическую (Гельм-гольц, Ланге), метафизическую (Либман, Ж. Волькель), ре­алистическую (Риль), релятивистскую и позитивистскую (Г. Корнелиус), наконец и особенно — Марбургскую, или логическую, школу (Коген, Наторп, Кассирер, Льебер) и Баденскую, или аксиологическую, школу (Виндельбанд, Г. Риккерт, Ласк). Следует отличать неокантианство от посткантианства, возникшего задолго до него (Фихте, Шел­линг, Гегель). Более того, неокантианство было уже свое­образной реакцией на посткантианскую «метафизику» (см. посткантианец). Оно мыслит себя как «возврат к Кан­ту», к теории позитивной науки (эпистемологии) и к мора­ли, в основе которой лежит чувство долга (а не вдохнове­ние): оно определяет себя как «строгую и методическую» философию, занимающую промежуточное положение меж­ду спекулятивной метафизикой и простым и чистым эмпи­ризмом.

НЕОПЛАТОНИЗМ: философская система, возникшая в Александрии в III в. после Р.Х. и преподававшаяся в различных школах вплоть до VI в. Ведет свое начало от слияния древнегреческих рационалистических учений (пи­фагорейцы, Платон) и индийской и еврейской мистики. Основатель — А. Саккас; главный представитель — Пло­тин: его учение представляет собой теорию эманации, ока­завшую глубокое влияние на христианскую патристику (уче­ние отцов церкви с I по V в.), средневековую философию и Каббалу. Теория Слова Божия, духовного понимания, для которого нужен не только разум, но душевное участие, тео­рия человеческой воли как желания блага и особенно теория «Единого по ту сторону бытия» (а не только по ту сторону познания) — все это представляет данное учение как глу­бокий спиритуализм, который должен был вдохновить Святого Августина и отметить собой всю западную филосо­фию (отсюда идет, например, концепция духа как «деятель­ности» — основополагающая у Канта, Фихте и во всей рефлективной философии).

НЕОПОЗИТИВИЗМ, или логический позитивизм: совре-i менный позитивизм, создавший себе школу в США и Анг­лии. Возник в США в 1918 г., затем был представлен Вен­ским кружком (созданным в 1929 г.). Продолжает клас­сический позитивизм Конта и Дж. Ст. Милля, в основе которого лежит безусловная вера в ценность позитивной науки и ее методов. Но он добавляет сюда новые тенденции, в частности интерес к логике и техническому анализу проб­лем. Его также называют аналитической философией. Ос­новные представители неопозитивизма — Карнап, Реп-хенбах, Шлик, Тарский; английский кружок «Analysis» представлен Райлом, Айером, Расселом и логиком Витген­штейном.

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ (термин, используемый в логи­ке): недостаточная точность и ясность в выражении мысли, которая в связи с этим допускает две или даже множество интерпретаций. Следует отметить, что неопределенность обозначает недостаточную ясность мыс­ли, тогда как двусмысленность — недостаточную ясность слов. Если подойти с точки зрения последствий, то неопре­деленность — это чаще всего неумение (т.е. она неизбежна, "как всякий непроизвольный акт), тогда как двусмыслен­ность —- это чаще всего хитрость (т.е. ее можно избежать, как и всякий акт воли); двусмысленность «разоблачает­ся», неясность же «рассеивается». В философии говорят о двусмысленности, когда понятие может быть воспринято в двух разных смыслах (Кант говорит о двусмысленности понятий рефлексии, которые могут быть поняты либо как простые понятия, либо как объекты мира); такая двусмыс­ленность отличается от неопределенности тем, что двой­ственность смысла будет здесь эксплицитной и явной, тогда как при неопределенности она будет подразумеваемой и неявной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: