СИМВОЛ: образ или объект, представляющий абстрактную вещь. Статуя Свободы — это символ. Понятие символа — частный случай понятия знака: знак может быть абстрактным (простая черта, крест, след) и не обязательно обладает символическим значением. Символическое выражение, как правило, противоположно рациональному выражению, излагающему идею прямо, не прибегая к чувственным образам. По всей видимости, по природе своей человеческая мысль — это, прежде всего, мысль символическая, в той мере, в какой ее естественное стремление состоит в том, чтобы, как говорил Декарт, «в образной форме выражать абстрактные вещи и выражать абстрактно вещи конкретные». Если быть абсолютно точным, то чувство не может быть выражено рационально (с помощью понятийного дискурса); непосредственно оно может быть выражено
лишь с помощью символов и мифов (таково, например, религиозное чувство). См. «Философия символических форм» Кассирера.
СИМПАТИЯ (от гр. sun — с, и pathein — чувствовать): склонность, обеспечивающая взаимопонимание людей. Шелер проанализировал симпатию и показал, что ее сущность не в том, что мы «испытываем» то же состояние, что и другой (например, женщина плачет* потому что она потеряла своего ребенка; другая, видя это, тоже плачет; все это — не симпатия, но «миметизм»), но в том, что мы «понимаем» состояние другого: мы понимаем боль другого, даже если не испытываем ее сами. В целом симпатия — это понимание, умное чувство, а не участие. Симпатия предполагает благожелательность и равенство, а не жалость. Симпатия лежит в основе этики Шелера.
|
|
СИНТЕЗ: объединение различных элементов целого. Подобное объединение (в краткой формуле, синтетической картине) требует умственной активности, сравнивающей, объединяющей и сплавляющей идеи в одну новую идею, более простую и более ясную. В логике синтетические суждения (в которых предикат добавляет что-то новое к понятию субъекта: например, «любое тело имеет вес») противопоставляют аналитическим суждениям («любое тело протяженно»: понятие протяженности уже включено в понятие материального тела). Анализ акта синтеза, свойственного человеческому познанию, провел Кант в «Критике чистого разума»: это акт, с помощью которого воображение связывает умственное понятие с чувственной интуицией — актуализацией понятия в пространстве и времени. У Гегеля диалектический синтез — это слияние тезиса и антитезиса в высшей реальности.
СИСТЕМА: организованная совокупность идей. Усилие философской рефлексии по созданию системы пытается изложить всеобщую мысль, насколько это возможно: несвязная мысль, отдельное утверждение всегда останется произвольным и индивидуальным; оправдание себе оно находит в своем контексте. Если же и сам контекст связан с более
|
|
крупным комплексом, то тогда все сказанное приобретает строгий, объективный и всеобщий смысл. Система является целью любой философской рефлексии: системы были у всех великих философов {Спинозы, Фихте, Гегеля). Часто используется термин «архитектоника», означающий искусство по составлению систем. Архитектоническое единство произведения — это его внутреннее единство: но в отличие от системы (представляющей собой единство понятия), архитектоническое единство романа, например, может опираться на характер персонажа или на определенное чувство, интуицию. Философия Бергсона — это не система в собственном смысле слова, но интуиция жизни образует ее архитектоническое единство. Именно в таком расширенном смысле мы и можем говорить о «системе Бергсона». См. Философия.
СИТУАЦИЯ: общее отношение живого существа к его природному окружению, в частности человека, к его общественной и исторической среде. Ситуация — фундаментальное понятие экзистенциалистской философии, для которой любая мысль может быть понята лишь исходя из определенной ангажированности человека в мире и истории. Ситуация, в которой мы оказываемся, противоположна позиции, выражающей собой сознательную реакцию индивида на ситуацию {Ясперс); представим, например, ситуацию страдания: позиция человека может здесь принять форму вызова, безразличия, покорности судьбе, мужественного терпения и т.д.
СКЕПТИЦИЗМ (от гр. skepis — видение): состояние сомнения; учение, отказывающееся утверждать или отрицать, т.е. проявлять свое мнение, особенно в сфере метафизики. В повседневной речи мы называем скептиком того, кто отказывается соглашаться с общепринятыми верованиями, удовлетворяется наблюдением и отказывается «судить», то есть утверждать или отрицать существование объектов, соответствующих нашим представлениям. Гегель четко различал: 1) античный скептицизм {Пиррон, Энеси-дем), сомневающийся в реальности внешнего мира, веря при этом в реальность духовного мира, в существование
Бога; 2) современный скептицизм {позитивизм, сциентизм), верящий лишь собственным органам чувств, утверждающий единственную реальность материального мира и сомневающийся в существовании Бога. Философ Беркли относится к первой категории, Конт — ко второй.
СКЛОННОСТЬ: спонтанность, направленная к определенной цели. Мы говорим о склонностях тогда, когда мы не можем объяснить поведение внешними событиями, ситуацией: когда кто-то действует из внутренних побуждений. Склонность — это выражение жизни организма (способность к росту; подсолнух, поворачивающийся к солнцу, «тропизмы»). У человека психологи различают двигательные склонности, относящиеся к действию, аффективные склонности {симпатия, любовь) и умственные склонности {внимание, уделяемое нами тому или иному объекту, изысканию). П. Жане составил таблицу склонностей, классифицированных по степени сложности.
СКЛОННОСТИ
животное или ребенок до шести месяцев
низшие склонности склонность к рефлексам (элементарная реакция, рефлекс: элементарное проявление жизни);
склонность к приостановке актов и к восприятию (временное прекращение автоматической деятельности; уровень деятельности у «змей»); склонность к общественным поступкам (группы «бобров»);
человек
средние склонности
склонность к элементарным умственным актам (изготовление орудий труда: использование камня);
склонность к вербальным проявлениям мысли, способность образовывать высказывания (речь как отдельная функция, не совпадающая с деятельностью); склонность к рефлексии (речь Как выражение личности);
|
|
высшие склонности
склонность к рациональным актам (накопление знаний);
склонность к экспериментальным актам (научное наблюдение, методическая классификация);
склонность к прогрессивным актам (художественное, научное, философское творчество).
См. Деятельность, Инстинкт.
СКОТ ЭРИУГЕНА (Иоанн): философ и теолог (Ирландия,
ок. 810-877). Его учение —■ разновидность своеобразного пантеизма и агностицизма. Король Франции и император Запада Шарль Лысый призвал его к себе и доверил управление своей дворцовой школой. Сочинения: «О предназначении» (851), «О разделении природы» (865).
СЛАБОВОЛИЕ: несовершенная воля. Слабовольный — это тот, кто постоянно и с энтузиазмом берется за новые дела, но у кого не хватает постоянства довести до конца хотя бы малейшее из начатых дел. Слабоволие соответствует первому моменту воли: склонности или желанию. Но воля предполагает большую «реализацию».
СЛУЧАЙ (фр. слово происходит от арабск. az-zahr — игральная кость и игра в кости): характер события, факта, протекание которого нельзя предвидеть. Вопрос: можно ли определить причину случая (встречи, удачи) — долго был темой для дискуссий: с одной стороны, случай не имеет причины, поскольку он чистая «случайность» (типичный пример, приводимый Курно, — черепица, которая падает с крыши вне зависимости от того, «прохожу я по улице или нет»); однако наука (теория вероятности) расширила свои границы вплоть до области неопределенного: по Курно, случай представляет собой в действительности не что иное, как «комбинацию событий, принадлежащих к независимым друг от друга сериям (причин)». Именно таким образом можно на практике, в соответствии с законом больших величин, определить точное количество пушечных выстрелов, которые при одинаковом прицеле артиллерийского орудия попадут
в «различные зоны распространения стрельбы», при условии, что число выстрелов будет достаточно велико (100, например). Следовательно, для науки не существует чистой неопределенности, случая в широком смысле этого слова: случай сводится к статистическому прогнозу (к тому, что современная физика называет глобальным детерминизмом).
|
|
СЛУЧАЙНОЕ: то, что может не быть. Случайное противопоставляется необходимому. Поступки свободного человека всегда случайны.
СЛУЧАЙНОСТЬ: непредвиденное событие. Философское понятие, противоположное субстанции: случай — это то, что может появляться или исчезать, не разрушая субстанцию. Так, например, к жизненному случаю можно отнести-событие, не способное изменить нашу личность: индивид рассматривает его как второстепенный и сугубо материальный факт, не связанный с глубинным смыслом его жизни.
СЛУЧАЙНОСТЬ: характер, того, что существует как случайный факт, т.е. того, что могло бы не быть. Термин создан Фихте для обозначения вообще всего, что дано без причины. (Например, реальность мира — это «случайная данность», поскольку мы не выводим ее из рационального умозаключения; случайность противостоит генезису или рациональной дедукции; источник случайности — человеческая свобода.) Термин был подхвачен экзистенциальной философией (Хайдеггер, Сартр): случайность экзистенции выражает тот факт, что наша экзистенция недоказуема, непонятна в самой себе. Случайность существования сводится к двум основным характеристикам: 1) Мы даны самим себе, т.е. мы рождаемся до того, как себя осознаем, и открываем для себя свое существование как факт, который можно лишь констатировать, а не объяснить (то, что Хайдеггер называет Geworfenheit); 2) Мы свободны в ориентировании нашего существования в том или ином направлении; нет закона, нет предназначения, данных нам заранее и необходимо регулирующих течение нашей жизни. Все, что. мы делаем, остается «случайным». См. Абсурд.
СМЕРТЬ: окончательная остановка жизни. Похоже, что вся философия — это не что иное, как, говоря словами Бориса Пастернака, огромное усилие по преодолению проблемы смерти и судьбы. Что представляет собой идея смерти?
Чувство смерти. Если природа не наделила человека инстинктом, предупреждающим его о точной дате и часе смерти, то это потому, говорит Бергсон в работе «Два источника морали и религии», что он повлек бы за собой чувство полной подавленности, способное уничтожить волю к действию и даже элементарное желание жить. Итак, природа не наделила нас инстинктом, позволяющим точно угадать момент наступления смерти. Из этого следует, что идея смерти не предстает перед человеком как точная идея, но как неопределенное чувство «тоски»: нельзя даже сказать, чтобы это был «страх» смерти, поскольку страх относится к определенному объекту (мы боимся чего-то: льва, например, и т.д.); тоска, же, наоборот, не вызывает в памяти какой-либо определенный объект, но скорее неопределенное и тайное присутствие, постоянную возможность, признаками которой будут болезни, внешние опасности, усталость и общее расстройство организма. В действительности, с психо-, логической точки зрения, наличие у нас идеи смерти является лишь знаком и доказательством умственной работы. Как правило, она неразрывно связана со скукой бездействия, но, поскольку сама эта скука является отправной точкой рефлексии, все мыслители естественным образом приходят к тому, что связывают идею (или тоску) смерти с работой рефлексии. Современные мыслители (Ясперс, Хайдеггер, вслед, за Гегелем) ввели различие между органической жизнью и человеческим существованием и определили существование как жизнь плюс сознание смерти. Только человеку — в отличие от животных — знаком страх смерти. В развитии личности страх смерти появляется (к 15 годам у мальчиков) вместе с возникновением самосознания. Обычно человек лихорадочно погружается в деятельность, чтобы избежать преследующих его мыслей о смерти, но зато эти мысли неотделимы от философской рефлексии (Платон, Гегель, Хайдеггер). Что мы можем думать о смерти? Почти все мировые религии представляют нам смерть как момент Страшного Суда. Некоторые страницы Апокалипсиса уточ-
няют, что этот суд сможет иметь место лишь в конце времен, в тот момент, когда уже можно будет определить последние результаты человеческих действий в мире, которые обычно ускользают из нашего поля зрения и всегда меняются. В христианской религии смерть тела истолковывается как момент возрождения духа в Боге. Различают два типа бессмертия: бессмертие индивидуальной души (Платон, христианское учение) и бессмертие, при котором индивидуальная душа превращается в универсальную всеобщность (безличное бессмертие, на котором настаивал Спиноза). Но в действительности нам стоит вслед за Сократом признать, что мы не можем помыслить о смерти ничего конкретного. «Пока мы есть, ее нет, а когда она приходит, то нас уже нет». Реакция на чувство смерти. Чувство конечности нашей индивидуальной жизни вызывает естественную реакцию: индивид хочет продолжить себя за ее пределами. Потребность иметь детей отвечает этой «жажде вечности» (заголовок произведения Алкье. Индивид умирает, но его род продолжается (именно в этом смысле, по Марксу, «смерть появляется как жестокая победа рода над индивидом»). Жажда вечности может проявиться в историческом творчестве: культурном, художественном, политическом. Творчество обеспечивает посмертную жизнь индивида, а история — страшный суд, который позволяет вечно жить героям и погребает в забвении тех, кто ничего не сделал в своей жизни. (Подобная религия истории лежит в основе философии истории Гегеля: Weltgeschichte ist Weltgerichte, «история мира — это суд мира».)
Однако при здравом размышлении мы увидим, что человечество, появившееся на свет несколько тысяч лет назад, смертно: это определение жизни. Человеческий род и его история также конечны; существует предыстория, будет и постисторическое время. Смерть, как и жизнь индивида, принимают тогда абсолютное значение: для человека не существует жизненной реальности за пределами настоящей жизни. Именно поэтому философы, мыслившие радикальным образом (Платон, Спиноза, Лейбниц, Фихте, Гегель), считали, что предназначение человека может заключаться лишь в полном присутствии его «Я» в жизни, в максимальной активности. Эта воля жить полноценно, которая являет
ся реакцией на чувство смерти, может выражаться, как это показал Камю, в неумеренном желании «наслаждаться» жизнью. Но чувственные наслаждения не удовлетворяют всего человека в его целостности. Большинство философов признает, что такое полное присутствие человека -— не только физическое, но и умственное — в себе самом может совершиться лишь в интеллектуальном труде, духовном творчестве, в самой философской рефлексии (Спиноза, Фихте, Гегель).
Нам остается, следовательно, полноценно прожить свою жизнь, максимально действовать на том пути, куда нас поместили наша воля и обстоятельства, заниматься собственным творчеством и трудом, потому что по ту сторону индивидуального существования, сиюминутных решений, эффективного действия или момента духовного творчества существует лишь проблематичная история и в том, что касается смерти, непостижимое небытие.
СМИТ (Адам): шотландский философ и экономист (Кьеркол-ди, 1723 — Эдинбург, 1790). Слушал философа Хатчесона, дружил с Юмом, в Женеве встречался с Вольтером, в Париже — с Тюрго и Кенэ. Профессор моральной философии в Глазго (1751-1764). Определенную известность принесла ему уже первая его работа — «Теория моральных чувств» (1759). Главное его сочинение, после которого он считается основателем экономической науки, — «Очерк о природе и причинах богатства народов», начатое в 1765 г. в Тулузе, дорабатываемое в его родном городе с 1767 по 1773 г. и опубликованное в 1776 г. в Лондоне. Философская мысль Адама Смита движется вокруг нескольких ключевых для него идей. 1) Источником богатства является человеческий труд, представляющий собой «реальную меру меновой стоимости всех благ». На рост этой стоимости могут оказывать влияние разделение труда и накопление капитала, позволяющее повысить производительность труда. 2) В обществах, где человек может руководствоваться в своих действиях личными интересами, экономика организуется спонтанно и должным образом. Это естественный порядок вещей, управляемый «невидимой рукой». 3) Смит размышляет об участи не отдельных людей, но национальных сообществ — объек-
тов экономической политики. Это философ свободного обмена, выступающий против вмешательства государства в организацию национального производства и международной торговли. Человек, «преследующий свой собственный интерес, часто тем самым реализует и интересы общества, причем в большей степени, чем когда он сознательно хочет помочь обществу».
СНОВИДЕНИЕ: ряд образов и психических феноменов, возникающих в состоянии сна. Имеют ли сновидения смысл? И в чем он состоит? Ведь смыслом обладает только сознание; понятие значения уже предполагает усилие понимания. Когда это усилие применяется методически, оно называется рефлексией, которую можно определить как акт внимания и которая соответствует высшей ступени в иерархии состояний бодрствования. Сон же, наоборот, определяется как приостановка сознания. Как же в таком случае допустить, что та часть сна, которую составляют сновидения, будет иметь какой-то смысл? Уже сам вопрос о смысле сновидения, о значении сна кажется парадоксальным.
Описание сновидений. Современная психология учит, что сон — не чистая бездеятельность, что следует различать «глубокий сон» и «парадоксальный сон», описанный доктором М. Жуве (род. в 1925 г.) и названный так потому, что для него характерны зрительные и нервные импульсы, столь же активные, как и в период бодрствования. Этот период длится около четверти часа, а циклы «глубокий сон—парадоксальный сон» возобновляются 5-6 раз за одну ночь, при этом каждый цикл длится в среднем 90-120 минут. В эти периоды сновидения появляются как зрительное действо, которое будет драматическим (вовлекающим субъекта в действие), абсурдным, бессвязным, образуемым устойчивыми образами и чувственными восприятиями, хаотически перемешанными. События здесь лишены логики: я могу летать, могу находиться у себя дома и сразу вслед за этим где-то в дальних краях и т.д. Психологи заметили, что через 8 минут после окончания зрительных импульсов лишь 5 процентов сновидцев вспоминали то, что им снилось. Сновидения появляются у нас как «страсть» в Декартовском смысле этого слова (что-то, чему мы подчиняемся), у которой не стоит слишком
идти на поводу, чтобы не потерять рассудок («Трактат о страстях души», 1649). Тогда как акт понимания, наоборот, предполагает бодрствование и самообладание. Но стоит ли из этого заключить, что сновидения бессмысленны и не играют в нашей сознательной жизни никакой роли?
Анализ сновидений. Отметим сперва, что сны часто зависят от чувственных возбудителей, ощущаемых нами сквозь сон: например, если я засыпаю с судорожно сжатой рукой, то снятие напряжения с руки в тот момент, когда я теряю самоконтроль, может дать мне ощущение (сновидение), что я падаю в пропасть; точно так же телефонный звонок может быть принят за звон колоколов. Фрейд в «Толковании сновидений» (1900) показывает, что образный язык снов (явное содержание) всегда имеет еще и глубинный смысл (скрытое содержание). Раскрытие этого глубинного смысла-—задача психоанализа — осуществляется с помощью процесса свободных ассоциаций идей и позволяет выявить скрытое желание. Совершенно естественным образом это желание проявляется в детских снах. Фрейд приводит в пример случай маленького, двадцатидвухмесячного Германа, которого накануне вечером лишили десерта (вишен) и который при пробуждении рассказал свой сон, каковым он остался очень доволен: «Герман съел всю вишню». Сон взрослого уже более сложен; желание играет с сознанием в прятки и отказывается открыто заявить о своем существовании. Визуальные образы принимают символический смысл, скрывая под ним объект желания. Следующий пример, позаимствованный у Фринка, показывает все богатство образа сновидения: молодой женщине снится, что она покупает себе черную шляпу, очень элегантную и очень дорогую. Анализ этого сна показывает, что ей на самом деле хотелось купить себе шляпу, но что она вынуждена была отказаться от этой затеи из-за безденежья мужа, к тому же тяжело больного. Далее, в ходе анализа и при применении метода свободных ассоциаций она рассказала о некоем очень богатом человеке, которого она знала и в которого даже была влюблена. Значение сна, следовательно, предстает здесь как реализация трех вытесненных желаний этой женщины: смерти мужа (траурная шляпа), замужества с любимым человеком (элегантная шляпа) и богатства (высокая цена шляпы).
Сновидение как функция равновесия. Идея о том, что сон — это реализация нашего желания, возникла задолго до Фрейда. Мы находим ее уже в тибетских и буддистских текстах и в сочинениях Отцов церкви. Но за сновидением признают также и другую функцию. Адлер (1870-1937) анализирует онейроидную мысль как способ формирования будущего поведения. Для ума сон — это способ уменьшить давление, связать меж собой все те соблазны и проблемы, о которых мы думали накануне, и предложить вариант ответа. Эта функция сна соответствует следующей максиме: утро вечера мудренее. Следовательно, сон — это что-то вроде предвосхищения или генеральной репетиции ответа на ситуацию. Сновидение тогда оказывается необходимым фактором психической уравновешенности. Опыты показали, что если мы мешаем спящему видеть сны (будя его, как только появятся признаки визуальных импульсов), то после двух таких ночей без сновидений можно наблюдать у него появление беспокойства и раздражительности. Следовательно, сновидение — это не только хранитель сна, но и психический процесс, благодаря которому человек может сохранять. свое психо-аффективное равновесие. Следовательно, смысл сна — это не просто некое рациональное знание, это также и смысл необходимой для здоровья психо-физиологической функции. Он предстает как своеобразная подпорка для сознания или разума, необходимая человеку, который, как существо из плоти и крови, в течение дня испытывает миллионы ощущений и постоянно нуждается в регулятивных механизмах для восстановления равновесия. См. Психологический словарь Ларус.
СОЗЕРЦАНИЕ: внимательное наблюдение. Любое созерцание предполагает определенную долю радости, связанную, прежде всего, с глубоким опытом покоя: первой формой созерцания было у древних созерцание звездного неба. Греческие философы и вслед за ними мистики считают его выше дискурсивной мысли (т.е. умственного рассуждения). В Индии бытует верование, что созерцание может творить чудеса, и прежде всего, с самими нами, делая нас нечувствительными к боли и увлекая нас посредством йоги к спасению и к миру небытия (нирване). Созерцание противопоставляется
«действию»; его часто отождествляют с незаинтересованным
поиском, со спекуляцией.
СОЗНАНИЕ (от лат. cum scientia — со знанием): ощущение каждым человеком своего существования и своих поступков. Быть сознательным — значит действовать со знанием того, что мы действуем, жить со знанием того, что существуем. Именно это удвоение отличает человека от вещей природы: «Вещи природы существуют лишь непосредственно и единичным образом, тогда как человек, поскольку он дух, имеет двойное существование; с одной стороны, он существует так же, как вещи природы, но с другой стороны, он существует еще и для себя, он себя созерцает, представляет себе самого себя, думает о себе и является духом лишь в силу этой деятельности, образующей бытие для себя» {Гегель, «Эстетика», 1835). С точки зрения психологии сознание появляется одновременно и как свет (мы говорим, что наши идеи более или менее ясные, в зависимости от степени их осознанности), и как акт напряжения или внимания. В действительности, осознание предполагает и усилие внимания, и озарение. Сознание разворачивается при участии памяти и при повторном обращении к самому себе. В этом смысле, чтобы вспыхнуло рефлективное сознание, нужна остановка действия. Так же как специфичность человеческого существования состоит в сознании о существовании («существовать и сознавать существование — одно и то же» — Сартр, «Воображаемое», 1940), точно так же и сознание предполагает существование («заметив, что эта истина: Я мыслю, следовательно, я существую, —настолько прочна и верна, что все самые экстравагантные предположения скептицизма не способны ее опровергнуть, я решил, что могу без зазрения совести принять ее в качестве первого принципа искомой философии» — Декарт, «Рассуждение о методе», IV часть, 1637).
Моральное сознание — это способность направлять суждение о ценности на человеческие поступки; или еще непосредственное ощущение добра и зла. Выражение «моральное сознание» предполагает, что мы имеем дело с ценностями, с существами, обладающими моральной ценностью (в частности, с человеком). Не существует морального сознания
в отношении вещей. Моральное сознание включает в себя три элемента (Гурвич, «Моральная теория и наука о нравах», 1937): 1) Опыт правил, или чувство долга, которое может быть проиллюстрировано моралью Канта: «Совесть — это практический разум, представляющий человеку его долг» («Доктрина добродетели», Введение, 1797); 2) Опыт ценностей, который может быть позитивным или негативным: когда Сократ рассказывает, что он чувствовал в себе присутствие «доброго гения», останавливавшего некоторые поступки именно в тот момент, когда он собирался их совершить, простым словом: «воздержись», — речь идет о негативном опыте ценностей; ведь никогда он не показывал ему ясно, что же нужно делать. Позитивное восприятие соответствует прямому ощущению хорошего, или добра: Гурвич приводит в пример национальный, профессиональный или социальный идеал, который может восприниматься как непосредственная надежда нации, профессии или общества, 3) Сознание свободы: свобода понимается, прежде всего, в формальном смысле свободы выбора: если нет возможности выбора между двумя типами действий, то не может быть и ответственности, и действие не будет обладать моральным смыслом. Затем, свобода понимается как творческая свобода; личность совершает действие, обладающее универсальным смыслом, и она реализует себя в нем, достигая более высокого образа жизни в качестве моральной личности. Можно вспомнить две цитаты: «Совесть, совесть! [во французском «сознание» и «совесть» обозначаются одним и тем же словом. — Прим. пер.] Божественный инстинкт, бессмертный и небесный голос; верный гид для существа незнающего и ограниченного, но наделенного разумом и свободного, непогрешимый судья добра и зла, делающий человека подобным Богу» {Руссо, «Эмиль», IV, 1762). «Психологическое сознание отвечает на вопрос: "кто я?". Моральное сознание, наоборот, целиком направлено на действие при помощи вопроса: "что делать?" (Сенн, «Трактат о морали», 1943).
СОКРАТ: греческий философ (Алопек, Аттика, 470 — Афины, 399 до Р.Х.), сын Скульптора, мать — образованная женщина. Сократ нич всего через «Диалоги» Платона, написанные в качестве протеста против осуждения на смерть его учителя («Апология Сократа», «Критон»), а также из более поздних его «Диалогов» («Федон», «Пир» и «Теэтет»). Сократа всегда описывают как рьяного спорщика, одетого в грубую одежду, босиком бродящего по улицам в любое время года. Твердый характером, с обычной внешностью и приплюснутым носом, он ничем не походил на богато одетых софистов, привлекавших внимание афинян, ни на древних мудрецов, некогда занимавших важные посты в этом городе-государстве. Безжалостный критик общего мнения и тирании, смелый воин, образцовый гражданин, он представлял собой совершенно новый тип, который в будущем должен был стать неизменным образцом мудрости личности, не зависящей от обстоятельств. Философа можно было встретить везде, где собиралась толпа (народные собрания, народные гуляния, гимназии). Он говорил о себе, что знает лишь то, что ничего не знает. Он беспрестанно вопрошал афинян, особенно молодых, чтобы разрушить знания, лишь полученные, но не осмысленные, и стимулировать личную мысль. Так, например, герою Лахету он доказывал, что тот не знает, что же такоеМужество, политическим деятелям — что им неведома сущность политики. Такова сократическая ирония (означающая не «насмешку», но «вопрошание» — от гр. eironeia)jEro целью было пробуждать души или — как он это называл — «принимать духовные роды», помогать выйти на свет тому знанию, которое уже заложено в нас: такова сократическая «майевтика» (от гр. maieutike — повивальное искусство)*\Он был приговорен к смерти зато, что якобы «развращал молодежь и почитал чужеземных богов». В действительности Сократ нанес удар по традиции и подготовил античное сознание к уже другому свидетельству — христианству. Он выпил цикуту, не прерывая непринужденный разговор с учениками, и умер, не теряя трезвости мысли. Его смерть сделала из него, по словам Гегеля, «героя человечества». Сократ предстает перед нами как апостол свободы (как общественной, так и индивидуальной: свободы «суждения») и человеческой дружбы. Единственная дошедшая до нас молитва Сократа гласит: «Боже, дай мне внутреннюю чистоту»; В его речи, которую ему приписывает Платон в диалоге «Пир», Сократ в качест-
его!не писал, его учение дошло до нас прежде
ве основы познания выдвигает любовь и причастность к божеству. Все это, а также его частое упоминание религиозных «тайн» (Элевсинских мистерий, пифийских пророчеств и т.д.), его склонность к пифагорейскому спиритуализму и чуткость к поэзии приоткрывают за его грубоватой внешностью и моральным рационализмом душу, глубоко проникнутую мистицизмом.
СОЛИДАРНОСТЬ: взаимозависимость людей. В этом смысле солидарность — это «естественный факт», связанный с жизнью в обществе: например, солидарность при конвейерной системе работы. Именно поэтому работа на производстве в условиях предполагаемой ею взаимозависимости рабочих предполагает большую солидарность, чем работа в сельском хозяйстве или между членами так называемых «свободных» профессий. Солидарность может также представлять собой вид добродетели, чувство, побуждающее людей к взаимному сотрудничеству; именно при такой «активной» солидарности одни люди могут быть счастливы лишь при условии, что счастливы и другие, что один человек может чувствовать себя свободным лишь тогда, когда свободны другие. Тогда солидарность оказывается уже не столько социальным фактом, сколько моральной ценностью.
СОЛИПСИЗМ: позиция или учение человека, отвернувшегося от мира и сводящего всю действительность к действительности своего индивидуального «Я». Солипсизм — состояние того, кто во всем сомневается. Первый момент «Размышлений» Декарта, когда философ ставит под вопрос все общепринятые истины, -— это момент солипсизма. Термин равнозначен скептицизму.
СОЛОВЬЕВ (Владимир Сергеевич): русский философ и поэт (Москва, 1853— там же, 1900). Его собрание сочинений включает 10 томов (1911-1913). Крупнейшая фигура русского философского идеализма. Его метафизика индивида, «софиология» (или учение о мудрости — Софии) и его эсхатология заложили основы дальнейшего бурного развития русской религиозной мысли.
СОМАТИЧЕСКИЙ (от гр. soma — тело): имеющий отношение к телу. Соматическое противопоставляют психическому. В действительности, в человеке трудно отделить соматическое от психического. Между двумя этими сферами мы можем наблюдать взаимодействие, особенно явно ощутимое при психогенных заболеваниях (заболеваниях, в основе которых лежит психологическое расстройство). Например, у эскимосов ребенок становится мужчиной тогда, когда у него уже достаточно силы, чтобы убить гарпуном тюленя; а старый эскимос, у которого на это уже нет сил, умирает без какой бы то ни было видимой причины: это соматическая смерть, но причина ее — психического порядка. Или возьмем для примера обычные головные боли или расстройства желудка, которые почти всегда связаны с психологическими трудностями, с психическим перенапряжением. Одним словом, человек — это «психосоматическая» реальность.
СОМНЕНИЕ: неуверенность духа, отказ от утверждения или отрицания. Различают две формы сомнения: 1) естественное сомнение, сопровождающее отсутствие определенных знаний; 2) методическое, или философское сомнение, предполагающее сомнение во всех наших знаниях, даже в нашем восприятии вещей и мира, поскольку принцип знания нам не известен. Такая установка была характерна для Платона, Декарта, Фихте. Это точка отправления любой радикальной философии. Различают два фундаментальных объекта сомнения: 1) внешний мир: скептицизм в отношении мира античных философов (Пиррон), не исключавший определенной веры в Бога; 2) Бог: скептицизм в отношении Бога соответствует современному позитивизму, который верит лишь в то, что он видит (позитивизм Конта, материализм).
СООТНОШЕНИЯ (коэффициент): статистический показатель, выражающий степень связи между двумя изменчивыми данными (например, рост и вес индивида); умственный возраст (отношение ума и реального возраста индивида) определяет коэффициент соотношения.
СОРЕЛЬ (Жорж): французский философ и социолог (Шербур, 1847 — Булонь, 1922). Его работа «От Аристотеля до Маркса» (1935 — сборник статей 1894 года) показывает, что историю можно мыслить лишь исходя из технических и экономических условий. Его брошюра «Социалистическое будущее профсоюзов» сделала из него теоретика революционного профсоюзного движения. «Размышление о насилии» (1908) защищает автономность рабочего движения в пику парламентской демократии. Остальные сочинения: «Развалины античного мира» (1908), «Иллюзии прогресса» (1908), «Материалы к теории пролетариата» (1919), «Речь в защиту Ленина» (1920).
СОСТОЯНИЕ ТОРМОЖЕНИЯ: неспособность действовать. Состояние «психического» торможения — это навязчивая невозможность реализовать те или иные склонности (например, сексуальные); оно называется «двигательным», если налицо противостояние физическому движению (заики). Люди с таким отклонением отличаются слабостью, их мысли расплывчаты, внимание понижено. Мы можем наблюдать такое состояние в случае меланхолии, ранней демен-ции. Психоанализ считает, что состояние психического торможения наступает в результате «вытеснения», мешающего индивиду приспособиться к данной ситуации (например, сексуальной), присутствовать в ней всецело, во всей полноте сознания.
СОФИЗМ: ложное умозаключение, ложность которого носит преднамеренный характер (в отличие от паралогизма — непреднамеренного заблуждения). Софистика или школа софистов в Древней Греции была представлена Протагором и Горгием: в ней обучали искусству спора. В более узком смысле сегодня термин означает искусство ложного умозаключения. См. Ахилла (аргумент), Парадокс.
СОЦИАЛИЗМ: комплекс учений, призванных реформировать человеческое общество с помощью обобществления средств производства и обмена под контролем государства. Впервые термин «социализм» употребил в 1822 г. англичанин Э. Каупер. Через 10 лет термин становится общепринятым. В 1833 г. мы находим его в сочинении
Фурье «Индустриальная реформа». С августа 1836 г. по апрель 1838 г. Луи Рейбо опубликовал в «Журнале двух миров» серию статей, посвященных «современным социалистам», в которых анализируется мысль Сен-Симона, Фурье, Оуэна и их учеников. Go временем концепция социализма претерпевала значительные изменения: Бабёф развивает учение, близкое к коммунизму. Сен-Симон ориентируется на социализм, который сегодня мы бы назвали технократическим. Фурье мечтает о замене государства общиной. Во время Июльской монархии Э. Кабе (1788-1856) создает подлинно коммунистическую философию, тогда как Ф. Бюше (1796-1865) в то же время ограничивает социализм производственным объединением рабочих. О. Бланки (1805-1881) считает, что преобразование общества предполагает период диктатуры. Блан (1811-1882) вводит тезис о смешанной экономике, при которой государственный сектор будет сосуществовать с частным сектором, а независимые мастерские примут закон конкуренции. Теория Пру дона, стоящего у истоков анархистской мысли, по всей видимости, не слишком повлияла на общую теорию социализма. Маркс упомянет подобные теории как «социалистические утопии». В марксистской теории социализм— стадия развития общества, следующая за капитализмом и предваряющая собой коммунизм. От последнего она отличается сохранением государства (тогда как при коммунизме на смену государству придет содружество народов), диктатурой пролетариата, когда меньшинство (члены партии) управляет большинством (тогда как в коммунистической фазе правит весь народ, организованный в свои сообщества)*. Помимо сугубо марксистского смысла, термин «социализм» в более широком смысле, распространенном в Западной Европе, означает также так называемый «демократический социализм» — левое политическое движение, главная задача которого — улучшение социального положения трудящихся (при этом, разумеется, и речи нет о «диктатуре пролетариата»). С самого начала социалистическая мысль колеблется между определенным
* Марксова теория социализма изложена неверно: у Маркса социализм является первой низшей стадией коммунизма, где государство отмирает. Диктатура пролетариата характерна, по Марксу, переходному периоду от капитализма к социализму. — Прим. ред.
гуманизмом и строгим этатизмом, между стремлением к высшей справедливости и временным подавлением индивидуальной свободы граждан, необходимым для реализации идеала равноправия. Социалистические идеи оказываются плодотворными в теориях, касающихся распределения богатства в обществе, и гораздо менее плодотворными, когда речь заходит о средствах производства, необходимых ддЯ получения упомянутого богатства. Если их призвание — более справедливое распределение, то в сфере производства эффективнее всего, на наш взгляд, действует либерализм, основанный на личной инициативе, и свободное предпринимательство. В развитых западных странах подобное теоретическое противопоставление вот уже 20 лет как перестало быть актуальным, если, конечно, правительство не претендует на действия во имя конкретного философского учения, а общественный прогресс измеряется не столько организацией общества, сколько «покупательной способностью» его граждан. Если у правительства и есть выбор, то это выбор между сосредоточением внимания на свободе или же на безопасности. Избыток свободы ведет к созданию беспрецедентного экономического рычага, но именно это привело к несправедливостям экономического либерализма' конца XIX в. Чрезмерное внимание к безопасности ведет, в конечном счете, к пренебрежению человеческим фактором и к использованию индивидов в целях государства. Подобное противопоставление само оказывается ограниченным в условиях национальной жизни современных стран: в сфере экономики нации постоянно конкурируют между собой, и каждая должна стараться сохранить высокий уровень производства (обеспечивающий ее сохранность) в сочетании с максимумом свободы, досуга и процветания индивидов (оправдывающим ее существование в человеческом и политическом плане).
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ: эстетическая теория, согласно которой искусство — это одна из «форм общественного сознания», средство воспитания, пролетарское по содержанию* и национальное по форме
* Не точно. Не пролетарское, а социалистическое по шю. — Прим. ред.
Сталин). Социалистический реализм, возникший в СССР и развивавшийся также в других странах народной демократии, противостоит теориям искусства для искусства, формализму, абстрактному искусству, сюрреализму и импрессионизму.
СОЦИОЛОГИЯ: наука, изучающая человеческие отношения в социальных группах и отношения между группами. Социология не только описывает и изучает общество и различные его виды, она опирается на тот факт, что в группе человек уже не тот, чем когда он один, это уже совсем другая личность. Отсюда — феномены коллективного энтузиазма или групповой истерии (сцены линчевания на Юге США). Существует общественное сознание, возвышающееся над индивидуальным сознанием и проявляющееся в нас в виде осознания общественных обязанностей:-так, например, для Джеймса психологическое проявление общественного сознания — это необходимость каждое утро вставать и идти на работу («The Principle of Psychology», 1890). Человеческая группа несводима к математической сумме составляющих -ее людей; ее существование и функционирование — плод сложных взаимодействий, выявление которых — одна из главных задач социологии. Социология Как один из способов осмысления общества глубоко укоренена в философской традиции. Среди ее предшественников прежде всего стоит отметить: Платона, Аристотеля, Святого Августина, Святого Фому, Ибн-Хальдуна и, позднее, Макиавелли, Гоббса, Локка, Боссюэ, Руссо, Кондорсе, Монтескье. Политические или философские писатели, теологи или придворные советники — все они размышляли о природе и судьбах общества, что оно собой представляет и чем должно быть, о механизмах его преобразования или его сохранности. Термин «социология» и социологию как науку создал в 1836 г. Конт. Он определял ее как «позитивное изучение комплекса основополагающих законов, присущих социальным феноменам». Конт хотел основать науку комплексного изучения социальной реальности. Ту же задачу преследовал Маркс (1818-1883), который позднее показал первостепенную роль экономического базиса, являющегося ключом для объяснения идеологических надстроек. Считая классовую
борьбу движущей силой общественной эволюции, он выдвигает постулат, что «социальное целое не совпадает с суммой составляющих его частей». Но основоположником действительно научного изучения различных социальных фактов стал Дюркгепм (1858-1917). Его «Правила социологического метода» (1894) выдвигают два базовых принципа; «первое и самое главное правило — рассматривать социальные факты как вещи...», то есть независимо от наблюдателя и исключая антропоцентрическую точку зрения. Второе правило; вытекающее из первого, — «рассматривать социальные феномены сами по себе, вне связи с воспринимающими их сознательными субъектами». Так, например, «никогда не стоит переоценивать условный характер той или иной практики или института». Его очерк о самоубийстве («Самоубийство», 1897) является ярким примером научных устремлений Дюркгейма в социологии. Здесь даже чаще, чем в другой своей работе — «О разделении общественного труда» (1893) социолог применяет понятие закона к исследованию социальных фактов. Он пытается объяснить, опираясь при этом на статистику, колебания в численности самоубийств, их временных и пространственных характеристик, и их зависимость от определенного числа факторов, колебания которых он также определяет. Вокруг Дюркгейма сформировалась целая школа исследователей. Первенство здесь принадлежит французской школе, влияние которой связано с деятельностью журнала «Л'Анне Социоложик», образованного в 1898 г. при участии Мосса (1872-1950) (его основная работа — «Эссе о даре, форме и причинах обмена в архаических обществах», 1925). В Германии Георг Зиммель («Фундаментальные вопросы социологии», 1917), Леопольд фон Визе («Система общей социологии», 1932) и Макс Вебер («Экономика и общество», 1922) ориентировали социологию на изучение идеальных типов общественного поведения, чтобы вывести из этого типологию обществ. Сегодня социология, модернизированная введением социологических опросов и математических моделей, используя одновременно общегуманитарное понимание и аналитическое объяснение, пытается выявить различные виды взаимодействий, управляющие сохранностью или изменчивостью обществ. Постоянное стремление к эмпирическому наблю-
дению породило разделение на многообразное множество секторов социологического исследования, в зависимости от того, идет ли речь об изучении частных групп экономического плана (социология труда или обмена), социального (социология города или сельского мира), религиозного, морального, а также в зависимости от того, идет ли речь об искусстве, языке, образовании, этнологии и т.д. Исследование социальных фактов различается на: 1) статистический, или институциональный анализ. — описание структур общества или группы в зависимости от их законов. Это своего рода анатомия общества; она получила название «культурной антропологии»; 2) функциональный, или динамический анализ — своеобразную психологию общества, изучающую способ функционирования и восприятия законов. Например, хотя статистика и показывает, что процент католиков во Франции и в Бразилии один и тот же, тем не менее очевидно, что восприятие католицизма в двух этих странах неодинаково; так, в Бразилии, в отличие от Франции, религиозность накладывает глубокий отпечаток на нравы и обычаи населения (поведение и социально обусловленные привычки). Выявление подобных различий и составляет задачу социологии. Социологические исследования могут преследовать и коммерческие задачи (изучение спроса на товары и мотиваций клиентуры), и политические (опрос общественного мнения, изучение степени известности той или иной личности и производимого ею впечатления); но если говорить о социологии как о научном подходе, то главной задачей здесь будет понимание образа жизни общества, в той мере, в какой социальная группа представляет одновременно и религиозную установку, и форму экономики, общую концепцию искусства, человеческих взаимоотношений и т.д. Дилътей во «Введении в науки о духе» (1883) говорит об общем чувстве или интуиции мира, & Леей-Строе — о восприятии «общей социальной структуры», не совпадающей с эмпирической реальностью общественных отношений («Понятие структуры в социологии», 1958). Именно человеческое понимание обеспечивает стыковку теории и эмпирических исследований и позволяет воссоздать единство человеческой позиции («типа» общественной жизни), скрывающееся за многообразием ее проявлений (форм поведе-
ния). Хотя социология и является единой наукой по своему объекту или главной задаче — понять человека, живущего в обществе, в действительности она распадается на разнообразное множество частных исследований. Это происходит потому, что побудительные мотивы человеческих действий бесконечно сложны, причем здесь могут наличествовать несколько мотивов одновременно, виды социального творчества — бесконечно разнообразны, что наблюдение за человеком или группой могут их изменить или вызвать обратную реакцию и что, наконец, единым комплексом наше общество бывает лишь в редкие моменты мобилизации и сплоченности вокруг идеала.
ОПАСЕНИЕ: факт спасения, избавления человека. Термин может означать вполне конкретное избавление от опасности или беды. В более общем смысле означает вечное блаженство, уготованное нам в том случае, если мы спасемся от состояния греха и страданий, связанных с нашим телесным существованием. В философии спасение — это индивидуальное познание истины и связанное с таким знанием счастье {Спиноза).
СПЕНСЕР (Герберт): английский философ (Дерби, 1820 -— Брайтон, 1903), основатель эволюционистской философии. Его работы посвящены, прежде всего, процессу дифференциации, или переходу от гомогенного к гетерогенному, представляющему собой закон развития организма. Так, например, трансформация оплодотворенной яйцеклетки в живой организм — это переход от элемента к крайне сложной целостности. Спенсер выводит из этого принципы эволюционистской психологии и социологии. Сочинения: «Начала психологии» (1855), «Основные начала» (1862), «Начала биологии» (1864), «Начала социологии» (1877-1896).
СПИНОЗА (Барух де): голландский философ (Амстердам, 1632 — Гаага, 1677). Сын еврейского торговца, он получил блестящее образование. Его достаточно свободное отношение к религиозной традиции послужило причиной его отлучения от синагоги. Учителей и научных наставников он нашел себе в христианских кругах: медик Энден преподавал
ему физику, геометрию и картезианскую философию, произведшую на Спинозу огромное впечатление. Он поселяется сначала в окрестностях Гааги, затем в самой Гааге. Посвящает свою жизнь философии, зарабатывая шлифовкой стекол для микроскопа. Его главное сочинение «Этика, изложенная геометрическим способом» (закончена в 1675 г. и опубликована в 1677 г., посмертно) представляет собой учение о спасении, путь к которому — познание Бога. Этот «трактат о блаженстве» представляет собой абсолютный рационализм, философию без тайны. Спасение возможно, потому что изначально наша душа причастна божественному уму. «Этика» — не только трактат о Боге, но и трактат о человеке. Предмет анализа здесь — человеческая душа, ее аффекты и страсти, все элементы индивидуального существования. Все это должно сделать возможным конкретное воспитание индивида, заставить его увидеть в себе, в глуби-нахсвоей мысли присутствие Бога. Трудность понимания такого рода философии связана с тем, что Спиноза все время стоит на точке зрения Бога или мудрости. Фихте и Гегель упрекали его в том, что он «излагает» истину, но не «понимает» ее. Однако пантеизм Спинозы на протяжении многих веков оказывал влияние на крупнейших философов, на основе его учения возникли философские системы Фихте, Шеллинга, Гегеля. О нем подробно пишут почти все историки философии (Ланьо, Брюнсвик, Геру). Кроме того, он написал «Богословско-политический трактат» (1670), где соединяет свой религиозный рационализм с политическим либерализмом. Остальные сочинения: «Краткий трактат о Боге и блаженстве, о человеке и здоровье его души», обычно называемый просто «Кратким трактатом» (опубликован посмертно в 1677 г.), «Трактат о совершенствовании разума» (также посмертный), где Спиноза излагает основы своего рефлективного метода; наконец, «Принципы философии Декарта», дополнением к которому будут его «Метафизические мысли» (посмертно).
СПИРИТИЗМ: оккультная наука, провозглашающая общение с духами мертвых с помощью «медиума» (личности, способной вызывать эти духи или напомнить нам нашу прошлую жизнь). См. Оккультные (науки).
СПИРИТУАЛИЗМ: доктрина, согласно которой всеобщей субстанцией является дух (противоположно материализму). Не следует путать с противопоставлением идеализма и реализма —- учений об источнике познания, а не о природе бытия. Лейбниц, например, спиритуалист, поскольку сводит материю к энергии, а энергию к невидимой и неощутимой силе, природа которой духовна. Спиритуализм противостоит материализму не только подобно тому, как дух противостоит природе, но и как жизнь противостоит механизму: философия Бергсона, провозглашающая несводимость жизни к какой бы то ни было форме физико-химического механизма, представляет собой разновидность спиритуализма (в «Двух источниках морали и религии»), отождествляющую спонтанность жизни с творческой активностью духа. В более узком смысле спиритуалистическая психология —- это психология, изучающая психологические феномены как продукты способностей души. См. Кузен, Лашелье.
СПОСОБНОСТЬ: физическая или моральная возможность. Классическая психология считала правомерным различение трех способностей души: чувствительность — способность чувствовать, интеллект — способность понимать, активность — способность действовать (намерения, воля, свобода). В «философском» классе все уроки психологии были сгруппированы вокруг этих трех рубрик, к которым добавлялась аффективность, способность к чувствам (любовь, ненависть), отличающаяся от чувствительности — способности к ощущениям (элементам восприятия).
СПРАВЕДЛИВОСТЬ: строгое уважение прав вообще. Различают коммутативную справедливость («всем одинаково», по формуле Бабёфа) и дистрибутивную справедливость («каждому по заслугам» — принцип, который отстаивал Маркс). Часто разводят справедливость и милосердие, идущее дальше строгого уважения прав другого и предполагающее личное понимание потребностей другого. Ценность справедливости в том, чтобы установить между людьми истинное и анонимное равенство, не зависящее ни от общественной ситуации, ни от личности индивидов.
СРЕДА: физическое, интеллектуальное, моральное и социальное окружение, в котором мы живем. В прошлом веке проблема отношений индивида со средой знаменовала собой проблему эволюционизма, т.е. адаптации организма к физическому окружению: вопрос стоял о том, в какой степени среда может вызывать наследственные изменения в организме. Теория Ламарка настаивала на воздействии среды, способном трансформировать организм. (Он показывает, например, что когда по причине засухи в Африке листья на деревьях стали расти все выше и выше, жирафы смогли выжить лишь благодаря параллельному развитию их шеи и передних лап, что позволило им поедать листья даже на высоте 6 метров.) Все «генетические» теории в психологии настаивают на роли среды (нищета, развод родителей и т.д.), без которой невозможно объяснить особенности характера индивида и его жизненную позицию (здесь они противостоят теориям наследственности). Главная забота педагогики напрямую связана с раскрытием и устройством такой среды, где бы каждый смог развивать и реализовывать свои способности: что должно стать даже более насущной проблемой, чем профессиональная ориентация или реформа системы образования.
СТОИЦИЗМ: пантеистическое и материалистическое учение, возникшее в конце IV в. до Р.Х. и связанное, прежде всего, с именем Зенона из Китиона. Развивалось вплоть до конца 111 в. до Р.Х. Различают: 1) Древнюю Стою (Зенон, Клеанф, Хрисипп), делавшую упор на теорию универсума и логику: мудрость здесь считалась «знанием дел божественных и человеческих» (Эмпирик), т.е. знанием законов, управляющих всем универсумом, а не только человеческим поведением; 2) Среднюю Стою (Панеций, По-сидоний); 3) Позднюю Стою (Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий), акцентирующую внимание на морали, основанной на усилии и стремлений к благу. Мудрость определяется здесь как «обладание необходимым искусством — добродетелью». Как мы видим, эволюция стоицизма протекала в направлении от пантеистической «физики» (отождествлявшейся с теологией) к строгой «морали». Логика Древней Стой представляет собой первую глубокую теорию че-
ловеческого языка: теорию «бесплотных» знаков (об этом см. Гамелен «Стоическая логика»; о стоицизме вообще см. соответствующие статьи в «Истории философии» Уэбер-вегса).
СТРАСТНЫЙ: тип характера, основными чертами которого являются эмоциональность, склонность к действию и наличие глубокого эмоционального отклика личности на происходящие с ней события: «вторичный» характер (например, Наполеон). См. Характер.
СТРАСТЬ (от nm.patior, pad — терпеть, претерпевать): состояние того, кто подвергается испытанию, терпит; пассивность. В работе «Трактат о страстях души» (1649) Декарт отнес к таковым и описал все аффективные состояния (удовольствие, горе, эмоции), которые испытывает душа постольку, поскольку она соединена с телом. В Древней Греции — как у стоиков, для которых страсть синонимична безрассудству, так и у Платона («Апология Сократа») — желания рассматриваются как страсти, источником которых является тело и которые мудрец, если он хочет достигнуть безмятежности, ведущей к счастью и расцвету души, должен укрощать и преодолевать. Для Декарта тем не менее страсти (в смысле чувств, аффектов) должны играть и позитивную роль, они выполняют естественную функцию, а именно: «располагать душу к желанию тех вещей, которые природа считает полезными для нас, и не отступать от этого волевого решения» (там же). Например, чувство боли предупреждает нас о наличии опасности для организма, чувство жажды — о потребности тела.
Природа страсти. В современном значении слова страсть — это наклонность, которая полностью захватывает личность. Каждый человек обычно обладает множеством наклонностей и предпочтений и свободно выбирает между своими желаниями; судьей здесь выступает разум, и его выбор превращается в акт воли; человек живет в режиме демократического правления наклонностей. Но при наличии страсти все наоборот, и он живет уже в режиме тиранического правления одной-единственной наклонности. В страстном поступке ответственность субъекта может показаться
сниженной, в том смысле, что разум вмешивается уже не в выбор индивидом своей цели, а только в процесс оправдания этой цели и поиска любых возможных средств для ее реализации. Существует аффективная логика, с помощью которой одержимый страстью субъект все возводит к своей страсти: если мы ее не одобряем, то мы не понимаем и субъекта, и наоборот, если одобряем, то понимаем. «У сердца свои резоны, неизвестные разуму» (Паскаль, «Мысли», 1670). Существует своеобразная паралогика одержимого страстью человека, когда он оценивает идеи или людей лишь в зависимости от того, как они соотносятся с объектом его страсти. Гегель описал форму страсти: «Эта форма выражает лишь то, что субъект вложил весь живой интерес своего духа, своего таланта, своего характера, своей радости в одно единственное содержание» («Энциклопедия философских наук», 1817); все умственное напряжение сознания целиком поглощено его целью. Страсть не только направляет все силы духа к одной-единственной цели («не существует бессознательной страсти», именно поэтому животные ее лишены) (Кант, «Антропология с прагматической точки зрения», 1797). Она предполагает также широкую активность воображения. Стендаль показывает, как любовная страсть преображает и украшает свой объект, образуя ряд образов — так называемый феномен «кристаллизации» («О любви», 1822). Стендаль так описывает его первую фазу: «Позвольте голове влюбленного работать 24 часа и вот что вы тогда обнаружите: в соляных шахтах Зальцбурга в глубь шахты бросают ветку дерева с оборванными зимой листьями; два или три месяца спустя ее достают покрытую сверкающими кристаллами: самые маленькие веточки — те, которые не больше лапки синицы — окаймлены бесконечным множеством подвижных и сверкающих бриллиантов; уже нельзя узнать прежнюю ветку. То, что я называю кристаллизацией, это операция ума, выводящего из всего, что перед ним предстает, открытие, гласящее, что объект любви наделен новыми достоинствами». Наконец, страсть -— это состояние, основательно модифицирующее личность, в отличие от эмоции, которая представляет собой лишь мимолетное состояние. Кант (там же) даже противопоставлял эмоции и страсти: «Там, где много эмоций, мало страстей», —- понимая под этим, что эмоции
рассредоточивают личность на множество направлений, тогда как страсть замыкает ее в одном-единственном.
Страсть как способ познания. Платон в диалоге «Пир» (385 до Р.Х.), отнюдь не противопоставляя страсть разуму, показывает, что страсть лежит у истоков познавательного процесса. Платон развивает теорию любви, по которой каждое живое существо ищет другое — единственное в своем роде — существо, свою вторую половину, с которой в мифическом прошлом они были единым существом. Любовь как поиск другого поднимает дух от красивых тел к красивым душам, от красивых человеческих произведений к наукам и далее к вечной красоте — объекту философии. Юм («Трактат о человеческой природе», 1737) покажет, что разум в качестве познавательной способности не может обосновать ценностные суждения. Милосердие, щедрость и братские чувства могут «привести меня к тому, что я выберу разорение и гибель, чтобы предотвратить малейшее несчастье какого-нибудь индейца или незнакомой мне личности». Разум совершенно чужд такому выбору, как, впрочем, и всякому выбору. Только страстями измеряются ценности, оживляющие наши поступки. Если страсть очень сильна, верность индивида той или иной ценности может идти даже до принесения себя в жертву. Разум — это свет, но не побуждение к действию: «Любовь к истине — весьма возвышенное вдохновение, но очень слабая мотивация» (Конт, «Система позитивной политики», 1851-1854). Романтическая литература превозносила страсть как единственную форму истинной жизни. Средневековая история Тристана и Изольды — самая знаменитая на Западе история легендарной страсти: яркий пример непреодолимой силы любовной страсти, символизируемой любовным напитком, заставившим их пренебречь общественным порядком (и прежде всего, супружеством), и совершившейся с силой судьбы, вплоть до гибели героев драмы. Романтики увидят здесь пример несоответствия между истинной жизнью и прозаическими условиями ее здешнего протекания; романтические драмы как правило завершаются смертью героев. Философы-романтики, как Шеллинг («О возможности формы философии вообще», 1796), описали страсть как желание слиться с универсумом и сделать из своей личности нечто другое, отличное от «Я»
(«абсолютное тождество»): страсть раскрывает глубину индивида, его бесконечную реальность, единственно способную воспринять бесконечность мира. Но эта тождественность нас с миром в чувстве природы может эффективно осуществляться лишь в границах мгновения, за пределами которого она гаснет; согласно все той же романтической философии, основу человеческой души составляют «ностальгия» и «желание».
Индивидуальные страсти как движущие силы и инструменты истории. Моралисты различают страсти, которые скорее можно назвать хорошими, и страсти, которые можн