Античная философия

VII-VI вв. до Р.Х.  
Ионийцы Фалес, Анаксимандр, Гераклит
Пифагорейцы Пифагор
V в. до Р.Х.  
Элеаты Парменид, Зенон
Атомизм Демокрит
Древняя академия Платон, Ксенократ
IV в. до Р.Х.  
Перипатетики Аристотель ■
Софисты Горгий
Киники Антисфен, Диоген
Гедонисты Аристипп, Эпикур
Скептики Пиррон
III в. до Р.Х.  
Новая Академия Аркесилай '<
Древний стоицизм ' Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп
Средний, стоицизм Панеций, Посидоний
Поздний стоицизм Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий
Неоплатонизм Плотин
ВЕЛИКИЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
  Франция Германские Англо-
  страны саксонские
  страны
Х-ХИ вв. после Р.Х. схоластика Абеляр Фома Аквин-ский    
XV-XVI вв. гуманизм Монтень Г. Бюде Эразм  
XVII в. картезианство эмпиризм янсенизм идеализм Декарт Мальбранш Паскаль Спиноза Лейбниц Янсений Локк Беркли
XVIII в. материализм физиократия энциклопедизм сенсуализм критицизм Ламетри Гельвеции Ф. Кенэ Дидро Д'Аламбер Гольбах Кондильяк Кант  

Франция Германские Англо-

страны. саксонские

страны

  эмпиризм     Д. tUM
XIX в. . эклектизм В. Кузен    
  эволюционизм Ламарк   Ч. Дарвин
        Спенсер
  позитивизм О. Конт    
  спиритуализм Мен де Биран    
  рефлективная Ж. Лашелье    
  философия Ж. Ланьо    
  субъективный   Фихте  
  идеализм      
  объективный   Шеллинг  
  идеализм      
  диалектический   Гегель  
  идеализм      
  диалектический   Маркс  
  материализм      
  неокантианство   Марбургская  
      школа:  
      Г. Коген  
  утилитаризм     И. Бентам
        Дж. Ст. Милль
  прагматизм     У. Джемс
        Дьюи
XX в. интуиционизм А. Бергсон    
  неотомизм Ж. Маритен    
  персонализм Э. Мунье    
  экзистенциа- Г. Марсель Предшест-  
  лизм Ж.-П. Сартр венник  
    Мерло-Понти Кьеркегор  
      Хайдеггер  
      Ясперс  
  школа психо-   Фрейд  
  анализа   Юнг  
  логический по-   Витгенштейн Б. Рассел
  зитивизм   Венский кру- Р. Карнап
      жок  
  феноменология   Э. Гуссерль  
      Э. Финк  
  объективная     Торндайк
  психология («би-     Дж.-Б. Уотсон
  хевиоризм»)     К. Левин
  структурализм Леви-Строс    
    М. Фуко    

«ФИЛОСОФИЯ НИЩЕТЫ (Система экономических про­тиворечий, или ф.н.)»: сочинение Пру дона (1846), где автор предлагает реформу капитализма: не уничтожая частной собственности и обмена, обобществить средства производст­ва. Критиковалось Марксом в «Нищете философии» (1847).

ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА: нормативная наука о человеке.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: философское ис­следование человека. В метафизике противопоставляют антропологию онтологии — философскому исследованию бытия. Антропологическая философия — философия гума­нистическая. «Познай самого себя, а Природу оставь богам» (Сократ). Культурная антропология изучает общественно­го человека; это один из аспектов социологии. См. Человек, Социология.

«ФИЛОСОФСКИЕ ПИСЬМА ОБ АНГЛИИ, или Англий­ские письма» Вольтера (1734). 25 писем содержат автор­ские наблюдения в Англии над религией, правлением, тор­говлей, философией, театром и литераторами. Этот живой репортаж уже содержит в зародыше все философские идеи Вольтера: свобода совести, политическое равенство, спра­ведливость при обложении налогом, разделенность веры и разума, экспериментальный метод, свобода науки. Тираж был конфискован и сожжен, а автор лишь благодаря поспеш­ному бегству избежал ареста. Книга переиздавалась 10 раз.

ФИЛОСОФСКИЙ РАДИКАЛИЗМ: политическое, эконо­мическое и философское учение Бентама, Джеймса Милля и Стюарта Милля (Англия, I половина XIX в.), придерживавшихся в политике парламентского спосо­ба правления, в экономикепринципов свободного об­мена, в моралиутилитаризма и в философиитео­рии ассоциации идей как источника познания. Другой смысл термина «радикальная философия» — это философия «радикального основания», которая заново, без опоры на предшествующие учения, поднимает все те вопросы, кото­рыми издавна задается человек в отношении себя и мира: та­ковы «Метафизические размышления» Декарта, берущие

за основу радикальное, или абсолютное сомнение; таковы философские системы Фихте и Гегеля. Радикальная реф­лексия противоположна историко-философской рефлексии, а также размышлению о религиозных мифах или государст­венных политических структурах. Здесь стоит прочесть ра­боту Лекье, посвященную «радикальному основанию» в фи­лософии. См. Утилитаризм.

ФИЛОСОФСКИЙ РОМАНТИЗМ: экзальтированное чув­ство природы, нашедшее отражение в немецкой лите­ратуре (Клопшток, Гердер, Гете и особенно Новалис и Шлегель), а свое философское выражение (между 1790 и 1800 гг.) в учении Шеллинга, в «Предназначении челове­ ка» Фихте, в религиозной философии Шлейермахера. Основные характеристики философского романтизма — описание «ностальгии» как истинной установки челове­ческого сознания, теория природы как посредника между человеком и божеством, открытие фольклора как источни­ка народного вдохновения, восстановление религиозного со­знания.

ФИНК (Эйген): немецкий философ (р. Констанц, 1905). В 1930 г. ассистент Гуссерля, основателя феноменологии, в 1946 г. — профессор Фрейбургского университета. Вслед за его первым произведением «Vergegenwartigung und Bild» (Представление и образ, 1930) вышла знаменитая статья «Феноменологическая философия Гуссерля в настоящей критике», где он приписывает феноменологической рефлек­сии задачу открытия «источника мира», чем она отличается от критической рефлексии, цель которой — просто обос­нование нашего знания о мире. Финк — автор «Шестого картезианского размышления Гуссерля», написанного при полнейшем одобрении последнего. Актуальная цель его раз­мышлений — в спекулятивном обосновании дескриптивной установки феноменологии. Кроме того, им написаны: «Das Problem der Phenomenologie Husserls» (Проблема феномено­логии Гуссерля, 1938), «Vom Wesen des Enthusiasmus» (Осущ­ности энтузиазма, 1947), «Zur ontologischen Friihgeschi-chiehte...» (К вопросу об истории начала онтологии, 1957), «Игра как символ мира» (1969), «Философия Ницше», 1960.

ФИХТЕ (Иоханн Готлиб): немецкий философ (Рамменау, Саксония, 1762 — Берлин, 1814). Воспитывавшийся снача­ла деревенским пастором, затем в колледже Шулпфорта, он своим знаменитым побегом доказал пламенную любовь к свободе. Он читает Лессинга — защитника свободы мысли, увлекается Кантом, давшим практическое доказательство свободы, способное положить конец всем бесплодным по­пыткам теоретического доказательства. Первое спекулятив­ное произведение — «Опыт против всяческого откровения» (1792); первое политически окрашенное произведение оза­главлено «К вопросу об исправлении общественного сужде­ния о Французской революции». Борьба с атеизмом, вско­лыхнувшая всю немецкую литературу, это борьба против Фихте. Он — первый профессор философии в Берлин­ской академии. Его философия представляет два аспекта: первый — строгий и абстрактный, выражается в различных редакциях «Наукоучения» (1794,1801, 1804 гг.). Эта теория «вся целиком не что иное, как размышление о свободе». Наука, о которой идет речь, это, в конечном счете, философ­ская наука, единственно способная придать основательность всем устремлениям человеческого воображения; второй — Фихте проявляет себя также как философ экономической и социальной жизни («Замкнутое торговое государство», 1800; «Рассуждение о немецкой нации», 1807-1808). Его подлин­ная мысль — мысль республиканца — либерала и философа-гуманиста, была деформирована и непризнанна. Он является основоположником современной философии: «феномено­логического» метода, описаний существования и размыш­лений об истории. Гегель писал, что его век отмечен тремя значительными событиями: первое из них — «Наукоучение» Фихте (два других — «Wilhelm Meister» Гете и Французская революция). Дух философии Фихте оказал глубокое влия­ние на современную феноменологию и философию сущест­вования.

ФИШЕР (Куно): немецкий философ (Зандевальде, Силезия, 1824 — Гейдельберг, 1907). В своей «Системе логики и ме­тафизики, или Теории науки» он попытался примирить геге­левскую диалектику с данными Дарвиновского эволюциониз­ма. С 1853 по 1893 г. он пишет «Историю новой философии»,

рассматривающую историю философии как эволюционный процесс, как прогресс знания человека о себе самом.

ФЛЕГМАТИК: тип характера, основные черты которого: пониженная эмоциональность, склонность к действию и наличие глубокого личностного отклика на происхо­дящие с нами события (например, Жоффрорганиза­тор, хорошо чувствующий закон, с холодным умом,спит накануне сражения). См. Характер.

ФОБИЯ: навязчивый страх, связанный с некоторыми объектами или действиями (например: агорафобия — патологическая боязнь пустоты и пространства, мешающая индивиду пересечь городскую площадь или заставляющая его жаться к стене; клаустрофобия — страх закрытого пространства; эритрофобия — боязнь покраснеть). Наличие фобии часто мешает индивиду нор­мально действовать и полноценно реализовать себя в жизни.

ФОМА АКВИНСКИЙ (святой): итальянский теолог (Рокка-секка, Неаполитанское королевство, 1225 — Фоссануова, 1274). Крупнейший теолог Католической церкви. Выходец из знатной семьи, он, несмотря на сопротивление родителей, в 1240 г. или 1243 г. стал доминиканцем. Разгневанные его непослушанием братья похищают его, но он противостоит всем искушениям (отсюда его прозвище — «Ангелический») и вновь присоединяется к своему ордену. Преподавал в Париже в монастыре Сен-Жак (1252), потом в Парижском университете (вплоть до 1259). Затем возвратился в Ита­лию, к папскому двору (1259). Тогда же он углубил филосо­фию Аристотеля, которая должна была стать обрамлени­ем его учения; в 1269 г. он возвращается в Париж, где про­должает работу над «Суммой теологии» (1266-1273). Умер в 1274 г., отправившись из Неаполя в Лион, на церковный совет. Логик, метафизик, теолог, святой Фома пытался при­мирить рациональную философию Аристотеля с христиан­ской верой: он говорит о гармонии между верой и знанием. Там, где философская рефлексия впадает в противоречия (например, в проблеме творения во времени), она должна обратиться к вере. Фома Аквинский — основатель теологи-

ческой «науки», именно в качестве теоретической науки (а не только практической, как у Скота или Оккама). Несмот­ря на аристотелевский акцент его учения, томизм оказал не­посредственное влияние на греческих Отцов и Псевдодио-р нисия: он берет за основу Бога, постепенно спускаясь к ангелам и людям, чтобы затем, через посредство церкви и таинств, вновь подняться — к теории будущей жизни. Гений святого Фомы сочетался с подлинной святостью его жизни (канонизирован Иоанном XXII в 1323 г.). Оспариваемый учениками Скота и Оккама, томизм получил широкое рас­пространение лишь в конце XVI в., когда «Сумма» стала ба­зовым теологическим текстом. Но лишь в 1879 г. папа Лев XIII, пораженный низким уровнем преподавания в семина­риях и католических университетах, сделал изучение Фомы Аквинского обязательным моментом учебной программы. Именно тогда Мерсье попытался обновить традицию и ос­новал неотомистскую школу, существующую до сих пор и пытающуюся соединить с томизмом новейшие философские школы (сегодня — феноменологию и экзистенциализм). Такие философы, как Маритен и Жильсон, пытаются вы­вести таящиеся в томизме универсальные ценности.

ФОНСЕКА (Педро да): португальский иезуит и философ (Кортикада, близ Крато, 1528, — Лиссабон, 1599), автор «Комментариев» к Аристотелю. Он повлияет на создание так называемой «рядовой науки» (выражение Молина), пы­таясь примирить свободный произвол с предназначением.

ФОНТЕНЕЛЬ (Бернар Лё Бовье): французский писатель и мыслитель (Руан, 1657 — Париж, 1757). Образование полу­чил у своего дяди — Тома Корнеля; будучи адвокатом, он быстро оставляет руанскую коллегию адвокатов ради посе­щения парижских салонов. Его «Беседы о множественности миров» (1686) обнаруживают в нем одного из лучших науч­ных популяризаторов. В своей «Истории оракулов» (1687) он расширяет поле научной популяризации, распространив ее и на область теологии, разоблачая пустоту пророчеств и стараясь объяснить каждый факт его естественной при­чиной. В качестве постоянного секретаря Академии наук (1699-1740) он в предисловии к истории Компании впервые

выразил солидарность наук и постоянство законов природы. Его «Похвалы» усопшим членам открывают нам его как тонкого мыслителя и мастера стиля.

ФОРМАЛИЗМ: склонность выражаться логически и аб­страктно, стягивать все философские проблемы в одну формулу. Кант, например, сводит все проблемы к воп­росу: «Как возможны априорные синтетические суж­дения?». Этическая доктрина Канта представляет собой об­разец формализма, поскольку дает лишь общий принцип морального действия (действовать с благим намерением) и не уточняет частные, конкретные обязанности. Мораль — это лишь установка, «диспозиция воли» в том, что мы естест­венным образом делаем в жизни: она затрагивает не част­ную жизнь, но абстрактную установку общественной жизни. Формальной морали противостоит конкретная мораль (Фих­те) или «материальная этика» (Шелер). Формализм в ис­кусстве знаменует чрезмерную склонность к абстракции, пренебрежению «предметным искусством».

Формь! (теория), или Гештальт-теория: теория, которая, для ее основателя (автора «Структуры организма») —Голдштей-на [Goldstein] — была сначала общей теорией организма, основанной на констатации того факта, что невозможно изолировать один орган, не трансформировав при этом весь организм (организм человека с отрезанной рукой — это не организм человека без руки, это другой организм). И наобо­рот, всякий элемент зависит от структуры целого организма (печень неодинаково функционирует в здоровом и больном организмах). Позднее, вслед за Бергсоном и исследованиями Фуа [Foix], теория формы была распространена и на область психики: невозможно «локализовать» в мозге, например, память и эмоциональность, потому что существуют фено­мены компенсации (когда разрушены какие-то звенья па­мяти, они заменяются другим); это равновесие психики, ко­торое каждая «ампутация» ставит под вопрос. Наконец с Гийомом и Мерло-Понти теория формы стала психологи­ческой теорией общего восприятия: «когда я вижу дерево, то все происходит не так, что я замечаю сначала листья, затем ветки... чтобы уже из всего этого вывести идею дерева;

я замечаю сначала дерево как целостность («форму» или «структуру»), и только затем я могу путем анализа вывести существование листьев, веток и т.д.». Конкретные психоло­гические описания формы знаменуют собой реакцию против классической психологии, для которой общее восприятие не первично, но входит в состав частного ощущения.

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА: немецкая философская шко­ла существовавшая при Institut fur Sozialforchung во Франк-фурте-на-Майне между 1923 и 1938 гг. Затем она перемес­тилась в Нью-Йорк, чтобы в 1950 г. снова вернуться во Франкфурт вместе с Максом Хоркхаймером. Прекратила свое существование в 1971 г. с отъездом Юргена Хабермаса. Связанная с именами таких мыслителей, как Адорно и Мар-кузе, она пыталась переосмыслить марксизм вне зависи­мости от партий, исходя из «социальных исследований» и понятий, выработанных психоанализом.

ФРЕГЕ (Готлоб): немецкий логик и математик (Висмар, 1848 — Бад-Клейнен, Мекленбург, 1925). Основоположник современной логики. Направление аналитической филосо­фии ссылается на его произведения. Он изобрел формаль­ный язык — «идеографию» или «шрифт понятий», исполь­зующийся для изучения и формализации математических теорий («Шрифт понятий», 1879). Фреге также автор логи­ческого учения на материале основ математики («Осно­вы арифметики», 1884; «Законы арифметики», 1893-1903). Фреге установил различие, положенное в основу совре­менных теорий значения, между смыслом (Sinn) и значени­ем, или денотатом (Bedeutung) выражения («Смысл и значе­ние», 1892). Так, выражения «утренняя звезда» и «вечерняя звезда» обладают одинаковым значением (оба обозначают Венеру), хотя различаются по смыслу (смысл выражения — это путь, которым мы можем прийти к его значению). Кор­респонденция Фреге чрезвычайно богата мыслями.

ФРЕЙД (Зигмунд): австрийский невролог и психиатр, основа­тель психоанализа (Фрейберг, сег. Пришбор, Чехия, 1856 — Лондон, 1939). Во Франции (1.885) испытал на себе влияние Шарко,'чья основная идея — это то, что неврозы, в частнос-

ти истерия, являются психическими аффектами, не поража­ющими организм. Работая с 1895 по 1897 г. в Вене совместно с Брейером, он мог наблюдать излечение истерии путем освоения умственного прошлого с помощью гипнотического сна и доведения до сознания того, что было исходной причи­ной эмоционального шока; этот шок был связан с события­ми сексуальной жизни. Отныне это наблюдение легло в ос­нову его доктрины — фрейдизма, объясняющей почти все психические заболевания исходя из примитивного libido (или «сексуальной тенденции»), и принципов его метода — психоанализа, который борется со всеми заболеваниями простым анализом бессознательного: доведение до созна­ния предстает как избавление и возврат к нормальному сос­тоянию. По Фрейду, личность индивида определяется отно­шениями ребенка с матерью от рождения до трех лет. Но те заболевания, которые может вылечить психоанализ, обыч­но связаны с подростковой сексуальностью. Произведения Фрейда всегда очень конкретны и общедоступны. Стоит начать с «Введения в психоанализ» (1917), а затем прочитать «Лекции о психоанализе». Отметим, кроме того, «Науку о снах* (1901), «Тотем и табу» (1912). См. Детство, Психо­анализ.

ФРЕНОЛОГИЯ: теория (Галля и Шпурцхайма), предпи­сывающая изучение характера и умственных функций человека на основании «неровностей» черепа. На осно­вании выпуклостей на внешней поверхности черепа так на­зываемых «френологических локализаций» Галль пришел к выводу о пропорциональном развитии некоторых психи­ческих способностей: он отметил, в частности, что наиболее способные дети имеют незначительную склонность к экс-офталмии (глаза, достаточно сильно выходящие из орбит), связанную с сильным развитием лобовых извидин мозга. Се­годня эта теория уже забыта, и на смену ей пришла теория мозговых локализаций (связывающая, например, двигатель­ную способность с восходящей лобовой извилиной, зрение — с затылочной корой головного мозга, и т.д.), основанная на анатомическом, психологическом и патологическом анали­зах, а не на простом внешнем наблюдении. Не следует путать френологию Галля (теорию «неровностей») с физиогноми-

кой Лаватера, основанной на изучении «черт» лица, и ско­рее психологической, чем физиологической теорией.

ФРУСТРАЦИЯ: чувство неудовлетворенности, лишения того, на что индивид, как он считает, имеет право. На

аффективную фрустрацию обратил внимание психоана­лиз: у ребенка она может быть вызвана фактом предпоч­тения, отдаваемого родителями его брату, а также любой формой опыта, которую он может почувствовать как неспра­ведливость. Реакцией неудовлетворенного индивида может быть агрессивное поведение или же, наоборот, замкнутость; кроме того, вытесненная агрессивность может породить пси­хические заболевания, объединенные под общим названием «комплекса фрустрации» (оскорбление, поведение самона­казания).

ФУЙЕ (Альфред): французский философ (Ля Пуез, Мен и Луара, 1838 — Лион, 1912). По его учению, «идеи — это силы»: они несут в себе ту мощь реализации, которая изме­няет души индивидов и социальную среду, в которой они распространяются. Его работы: «Критика современных эти­ческих систем» (1883), «Современная социальная наука» (1884), «Эволюционизм идей-сил» (1890), «Психология идей-сил» (1893), «Мораль идей-сил» (1907).

ФУКО (Мишель): французский философ (Пуатье, 1926 — Париж, 1984), преподавал в Коллеж де Франс с 1970 г. В 1961 г. выходит в свет его «История безумия в классический период, безумие и безрассудство», где он анализирует разде­ление, возникшее в XVII в., между разумом (порядком) и безумием (беспорядком), разделение, которого не знало средневековье, когда безумец был посланцем Бога. Затем в «Словах и вещах, археологии гуманитарных наук» (1966), «Археологии знания» (1969) он развивает философию исто­рии, основанную на прерывистости. Эволюция знания отме­чена различными стратификациями, каждая из которых об­разует отдельное эпистемологическое поле: в каждую эпоху познание («дискурсивные формации») организуется вокруг определенного метода или объекта, которые в разные эпохи различны. Им написаны также: «Стеречь и наказывать. Рож-

дение тюрьмы» (1975), «Воля знания» (I том «Истории сек­суальности», 1976), «Мочь-знать» (1980).

ФУНКЦИЯ: комплекс операций, посредством которых проявляет себя органическая, физическая и социальная жизнь. Когда Кант говорит, что ум — это функция, он име­ет в виду, что ум существует не как абстрактная способность, но что, наоборот, он сводится к операциям познания и к действиям, посредством которых он себя проявляет «функционирует»).

ФУРЬЕ (Шарль): французский философ и экономист (Безан-сон, 1772 — Париж, 1837). Сын богатого суконщика, он теряет состояние в 1793 г. на спекуляции колониальными продуктами и становится мелким служащим в сфере торгов­ли. Тогда он начинает обличать «пороки цивилизации». Его часто считают социалистом, потому что, страдая от неурав­новешенности между нищетой и изобилием, он выступает за создание человеческих групп, практикующих почти тоталь­ную общность жизни: он мечтал о создании «фаланстер»,

,, чтр.-то вроде социалистических деревень, где живут сообща,.наподобие киббуцев [kibboutsim] в современном Израиле. По крайней мере, фаланстер должен был обладать юри­дической формой акционерного общества (тип капиталис­тического общества); каждый член — обладатель акции — на основании этого факта имеет право сказать: «наши зем­ли, наши дворцы, наш замок, наши леса, наши фабрики». Шарль Фурье —до сих пор довольно читаемый во Франции автор, несмотря на то что многие его построения нереалис­тичны и устарел литературный стиль. Его основные произ­ведения: «Теория четырех движений и четырех судеб» (1808) и «Трактат о домашней сельскохозяйственной ассоциации» (1822), переизданный в 1841 г. под заглавием «Теория всеоб­щего единства».

ФУТУРОЛОГИЯ: наука, предметом которой является изучение будущего, а именно причин, ускоряющих раз­витие современного мира (прогресс в сфере коммуни­каций, усиление мощи техники). Дж. Бергер, основатель футурологии как отдельной науки, определяет ее так: нуж-

но «оценивать то, какие мы сегодня, исходя из будущего, вместо того, чтобы делать обратное, а именно так обычно и делается — рассматривать будущее, отталкиваясь от сего­дняшнего». Футурология требует отстраненного взгляда на настоящее. Она отличается от прогнозирования и расчета вероятности, поскольку имеет дело лишь с общими процес­сами, которые могут повлиять в будущем на жизнь человека (например, увеличение необходимости в отдыхе), а не с от­дельными фактами. Именно в этом состоит отличие футуро­логии от статистического прогнозирования: она мыслит в более крупных масштабах, чтобы в целом изменить способ деятельности в его основании. Футурология изучает психо­логические и социальные изменения; она является синтети­ческой и глобальной наукой: это гуманитарная наука, а не наука, изучающая исторические факты. Таким образом, ее предмет —- ситуация будущего в целом (а не отдельные фак­ты); ее метод заключается в глубинном анализе человеческо­го мира; результаты ее деятельности выражаются в очень общих положениях, касающихся исключительно человечес­кой сферы. И наконец, эта наука позволяет сегодня созда­вать такой социальный порядок, который уже является на­шим и будет таковым и через 10 и 20 лет. Футурология долж­на быть наукой, подчиненной правительственным задачам.

X

ХАБЕРМАС (Юрген): немецкий философ и социолог (р. Дюс­сельдорф, 1929). После диссертации о Шеллинге (1954) пре­подает в Гейдельберге (1961), Франкфурте (1964), Самберге в Баварии (1971). Его философия, изложенная в работе «По­знание и интерес» (1968), анализирует три разновидности интереса, управляющие познанием: технический интерес, управляющий эмпирико-аналитическими науками, практи­ческий интерес, которому отвечают историко-герменевти-ческиенауки, эмансипационный интерес, вдохновляющий критические науки. Его эпистемология уходит своими кор­нями в антропологию познания. Хабермас размышляет о влиянии науки и техники на демократию и общество («К логике социальных наук», 1967). Его исследование развитых капиталистических обществ пытается показать, что в них на смену экономическим кризисам пришли кризисы полити­ческие («Разум и легитимация», 1973). Им также написаны: «Теория и практика» (1963), «Наука и техника как идеоло­гия» (1968), «К реконструкции исторического материализ­ма» (1976), «Теория торговли коммуникацией» (1981).

ХАЙДЕГГЕР (Мартин): немецкий философ (Мескирх, Баден, 1889 — там же, 1976). Ученик Гуссерля. В 1914 г. публику­ет свою диссертацию «Теория суждения в психологизме». Профессор в Марбурге, в 1927 г. публикует «Бытие и Время» (Sein und Zeit). Влияние этого произведения (где Сартр позаимствовал почти весь свой анализ «Бытия и Ничто», а Камю — свое понятие «абсурдности» существования) идет от экзистенциального анализа человека в его ситуации. Од­нако более поздние редакции философа добавили вступле-

ние к «Бытию и Времени», согласно которому вопрос здесь стоит не о человеке, но о бытии, которое является стержнем хайдеггеровской рефлексии («О сущности истины» и «Пись­мо о гуманизме», 1947). Его мысль тяготеет к анализу поэ­тического языка (Satz vom Grund, 1957; Die Sprache) как единственного выразителя откровения бытия. Скорее вдох­новенный, чем строгий философ, пророк нашей «декадент­ской» эпохи и эры атомизма, Хайдеггер оказывает глубо­кое влияние на современную мысль и притягивает к себе все умы. Его произведения: «Кант и проблема метафизики» (1929), «Пути, которые никуда не ведут» (1950), «Тропа» (1953), «Введение в метафизику» (1953), «Что значит — мыслить?» (1954), «Что такое философия?» (1956), «Тож­дество и различие» (1957), «Время и бытие» (1962).

ХАЛЬБВАКС (Морис): французский математик и социолог (Реймс, 1877 — умер в депортации в Бухенвальде, 1945). Ученик Дюркгейма, профессор в Каене, Страсбурге, Пари­же. Изучал, в частности, проблему уровней жизни и эво­люцию потребностей в обществе. Его работы, посвященные памяти, обнаруживают, что воспоминание, и в частности «локализация» воспоминаний, возможно лишь при наличии ориентиров, позаимствованных в социальной жизни (празд­ники, события, отразившие наши отношения с другими, и т.д.); его теория памяти как социального факта, концепция самоубийства и его связи с социальным «одиночеством» («мы тем меньше дорожим собой, когда мы лишь собой и дорожим») углубляют связь психологии и социологии, что получило большой резонанс. Его работы: «Рабочий класс и уровень жизни» (1913), «Социальные рамки памяти» (1925), «Причины самоубийства» (1930), «Эволюция потребностей рабочего класса» (1933) и др.

ХАРАКТЕР: совокупность отличительных черт, образу­ющих психологическое или моральное лицо личности или группы. Различные тесты позволяют классифицировать характеры, в частности тест Дамбо, который состоит в том, что человека с его согласия помещают в очерченный мелом круг и заставляют достать стул, который находится вне дося­гаемости, при этом изучая его специфические реакции на

неудачу (гаев, шутка и т.д.). Основная проблема состоит в распознавании причин, приводящих к образованию того или иного характера: прежде всего, это темперамент, являющий­ся нашей психологической данностью. Гете, говоривший, что «характер человека — это его судьба», идентифициро­вал характер и темперамент. В действительности характер удивительно психологичен, вплоть до того, что Ален, наобо­рот, утверждает: «Характер — это присяга»; святой Игнатий от природы был жесток, он стал святым чистым усилием воли, «благодаря характеру». Между утверждениями рацио­налистов, для которых характер изначален и дается нам вместе с рождением, и эмпириков, для которых он формиру­ется вместе с опытом (воспитание, среда, воля), расположе­ны тезисы психоанализа: характер «фиксируется» в ходе испытаний, пережитых еще в розовом детстве; индивид раз и навсегда отмечен своим детством. В действительности тем­перамент, детство, воспитание, опыт — это элементы, ис­пользуемые нашей свободой. Наша психологическая и мо­ральная жизнь может эволюционировать и прогрессировать бесконечно. См. Характерология.

ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ: все, что относится к характеру. Здесь, в частности, речь идет об индивиде с неуравновешенным характером, т.е. чаще всего о труд­новоспитуемом ребенке («трудный ребенок»), труд­ность которого выражена анормальным «поведением» или «манерой держаться», семейной, школьной и соци­альной неадаптированностью. Различают два вида объяс­няющих теорий: 1) «конституционалистская» теория, для которой характер и его аномалии {фобии, наваждения, чрез­мерная импульсивность, все заболевания эндокринного про­исхождения) — врожденные, т.е. наследственные; 2) «пси­хогенетические» теории, отличающиеся большей глубиной и конкретностью, по которым отклонения — результат по­ложения, в котором жил ребенок со дня своего рождения. Они акцентируют внимание на роли нищеты, жилищных проблем. Хёлер заметил, что большинство трудновоспитуе­мых детей выросли в неблагополучных семьях; аномалии могут иметь своей причиной нехватку любви или даже враж­дебность одного из родителей. Случаи «преступности мало-

летних» резко возрастают после воин и социальных потря­сений. Различают легкие отклонения характера, сопровож­дающие недомогания, остановку половой жизни или появ­ление признаков старости, и перманентные отклонения, которые называют «сугубо психическими» отклонениями. У взрослых последние распознаются по признаку их наличия с детства: мания величия, болезненная ревность, чрезмерная импульсивность, экзальтация, страстные характеры (как в «Бесах» Достоевского). Человек с неуравновешенным ха­рактером— это, в сущности, тот, кто не может преуспеть в жизни и довольствоваться тем, чем он является: реадапта­ция, которая обычно легка для ребенка (психологический анализ, смена среды), трудна для взрослого (курс психоана­лиза часто оказывается недостаточным).

Характерология

первичный

вторичный

пассивный (Луи XV): нервный (Байрон) сангвиник (Бэкон) холерик (Дантон)
апатичный (Луи XVI) сентиментальный (Амьель) флегматик (Кант) страстный (Наполеон)

неэмоциональный

неактивный

эмоциональный

неактивный

неэмоциональный

активный

эмоциональный

активный

ХАРАКТЕРОЛОГИЯ: наука о характерах. Термин создан Вундтом. Характерология изучает образование характеров и их классификацию. Классификация составляется с по­мощью тестов, т.е. испытаний; наибольшей известностью пользуется тест Роршаха: чернильные пятна расплющи­ваются между двумя листами бумаги и спрашивается, что напоминают эти пятна. Используя «решетки» чрезвычайно сложных тестов, Вьерзма и Гейманс составили самую зна­ зна­менитую классификацию. Она основана на: 1) эмоциональ­ности; 2) активности; 3) первичности и вторичности (пер­вичен тот, кто живет настоящим моментом, вторичен тот, в ком пережитое оставляет след и глубокий отзвук и кого поэтому опыт прошлого всегда сдерживает). В более общей

классификации различают просто «интровертные» (повер­нутые внутрь) и «экстравертные» характеры (общительные и открытые миру, вплоть до полного отсутствия интровер-сии). Например, тот, кто, глядя на картину или спектакль, особенно чувствителен к движению, принадлежит к типу «интроверта» с шизоидной склонностью (например, карти­на Ван Гога «Кипарисы» словно создана для такой интер­претации); тот же, кто особенно чувствителен к цвету — экстраверт; тот, кто замечает прежде всего форму вещей, представляет тип эрудированного, меланхолического ума. Уравновешенный тип будет одинаково чувствителен и к движению, и к форме, и к цвету (таким представляется Леонардо да Винчи). Противоположность между интровер­том и экстравертом, по сути, та же, что существует между сферами литературы и науки.

ХИНТИККА (Яакко): финский философ и логик (р. Хельсин­ки, 1929). После учебы в Гарварде становится профессором в Хельсинки (1959), Беркли (1963) и Стэнфорде. Вносит важный вклад в математическую логику, теорию индукции, логический анализ научных методов, философию языка и историю логики. Его работы, в частности: «Distributive Normal Forms in the Calculus of Predicates» (1953), «Two Papers on Symbolic Logic» (1955), «Aspects of Inductive Logic» (1966), «Logic, Language Games and Informations» (1972).

ХОЛЕРИК: тип характера, основные характеристики ко­торогоэмоциональность, склонность к действию и отсутствие у личности глубокого отклика на происхо­дящие события: первичный характер (примерДан­тон). См. Характер.

ХОРКХАЙМЕР (Макс): немецкий философ и социолог (Штутгарт, 1895 — Нюрнберг, 1973). Профессор социаль­ной философии во Франкфурте-на-Майне (1930), один из основателей Франкфуртской школы. Его социальная фило­софия опирается на исторический материализм, восприня­тый в двойной перспективе — почти индивидуалистического гуманизма и критики понятия исторической всеобщности.

Принимал участие во многих коллективных трудах: «Очер­ки о власти и семье» (1936), «Диалектика разума» (совмест­но с Т.В. Адорно, 1974). См. Франкфуртская школа.

ХРИСИПП: греческий философ-стоик (Соли, Силиция, 281 — Афины, 205 до Р.Х.). До нас дошли лишь фрагменты его творчества. Изучал формы рассуждения и выделил пять основных способов выведения следствия из факта или посылки.

ХРИСТИАНСКАЯ (философия): вся философия, вдохнов­ленная христианством. Философия является христиан­ской не потому, что она говорит о христианстве и хочет его оправдать, а потому, что она мыслит исходя из основопо­лагающей веры в учение Христа (см. «Христианскую фило­софию» Жильсона). Следовательно, именно философская окраска, оригинальное чувство, которое вдохновляет и ор­ганизует то или иное философское построение, может ха­рактеризовать философию как «христианскую» скорее, чем содержательная сторона ее утверждений, которая может либо совпадать с догматами, либо, наоборот, им противо­речить.

ХРИСТИАНСТВО: закон и доктрина Иисуса Христа. «Но­визна» христианства по отношению к иудаизму (требовав­шему от нас не столько «верить», сколько «делать» и «изу­чать») в том, что оно является религией внутреннего мира, выражающейся не непосредственно в морали, но в вере. Христианство — духовная установка. Наиболее аутентично она выражена в Евангелии от Иоанна. Характерная особен­ность христианства в том, что это религия сердца, народная религия, противостоящая в общем довольно ученой религии, основанной на сложном тексте «Ветхого Завета». Ницше вслед за Марксом видел здесь «религию рабов» и унижен­ных, которые, не найдя себе применения в физическом мире, укрываются в духовной установке на подчинение: «Они обожают дух, потому что издеваются над их телом». Бергсон, наоборот, прославляет христианство, открывшее, человечеству новые ценности милосердия и любви к ближ­нему.

ХРОНИЧЕСКИЙ БРЕД: длительная или постоянная по­теря чувства реальности. Схематически проходит четы­ре последовательные фазы: беспокойство, мания преследо­вания, мания величия, слабоумие. Может привести к постоянному и систематическому бреду, самый характерный пример которого — паранойя (безумие, связанное с манией величия).

Ц

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ: характерная особенность всего, что наделено целью. Объяснение посредством целесооб­разности или целевое объяснение выводит действие из его цели, его намерения. Оно противостоит причинному объяс­нению, объясняющему то, что есть, тем, что ему предшество­вало: целевое объяснение говорит нам о том, «ввиду чего» происходит событие; причинное объяснение — «посредст­вом чего» оно происходит. Целесообразность — часто ант­ропоморфная — находит тем не менее позитивное исполь­зование в биологии и психологии, от которых невозможно отделить элемент целостности (организма или психики), к которому она принадлежит: психоанализ объясняет сон че­рез его цель, его задачу, его «намерение»; точно так же мы объясняем, например, существование «печени» ее функцией в организме. Что касается природных событий, то здесь це­левое объяснение через намерение остается объяснением «магического» образца.

ЦЕЛЬС: философ-платоник, живший в Риме во время прав­ления Антониев (II век после Р.Х.). Знаменит своими напад­ками на христианство.

ЦЕННОСТЬ: все желанное (а не только «желаемое»). Су­ществуют биологические (здоровье, сила), экономические (право), эстетические (красота), моральные (добродетель), религиозные (сакральное) и другие ценности. Вообще вы­деляют три группы ценностей: истинное, доброе и краси­вое. Понятие ценности (то, что должно быть) отличается от понятия истины (то, что есть);'это практическое понятие,

смысл которого неизменно связан с опытом воли или дейст­вия: 1) оно предполагает «динамический» элемент в форме желания или чувствительности субъекта: чем больше наше желание, тем большей ценностью, как нам кажется, обла­дает его объект; и наоборот, очень ценный объект (золото, деньги) может в наших глазах не иметь никакой ценности, если на него не направлено наше желание; 2) при этом оно обладает и объективным или «статическим» аспектом (со­циальный, традиционный или универсально человеческий характер ценности: например, культуры, честности, вер­ности и т.д.).

ЦЕРЕБРОТОНИЧЕСКИЙ: по Шелдону, тип темперамен­та, предпочитающий рассуждение прямому действию, одиночество и скромностьсоциальным объединени­ям и толпе. Церебротоник — интроверт, страдающий бес­сонницей и хронической усталостью.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ: совокупность характерных черт, прису­щих развитым обществам. Понятие цивилизации предпо­лагает прежде всего определенный уровень техники (различа­ют цивилизации каменного века, железного века и (сегодня) цивилизации угля, нефти, наконец, атомного века), затем оп­ределенную форму культуры (например, греческая цивили­зация). Если провести аналогию с образом человека, то тех­ника составляет тело цивилизации, а культура представляет ее душу. Понятие цивилизации всегда сохраняет свой норма­тивный и всеобщий смысл: прогресс цивилизации предпола­гает одновременный прогресс техники, с помощью которой человек становится хозяином природы, и социальный и мо­ральный прогресс в направлении эмансипации угнетенных народов, общества без войны и без классов, и, особенно, в направлении исчезновения слаборазвитых и зависимых стран, потому что человек должен прежде всего себя про­кормить, чтобы иметь возможность развивать свою культу­ру. Прогресс цивилизации в сфере культуры не должен рас­сматриваться как превосходство европейской культуры над другими культурами (африканской, азиатской или амери­канской), но как «обмен», благодаря которому культурные индивидуальности понимают друг друга и взаимно обогаща­ются. См. Культура.

ЦИКЛОТИМИЯ: речь идет о характере индивида, подвер­женного чередованиям бурной радости и депрессивной грусти. Когда состояния радости и грусти оказываются не­пропорциональными по отношению к вызвавшим их при­чинам, можно наблюдать приступы мании (беспричинная радость) и меланхолии (беспричинная грусть), которые мо­гут завершиться настоящим психозом, так называемым «ма­ниакально-депрессивным» синдромом. Противопоставляют индивидов, обладающих естественной склонностью к цик­лотимии, и индивидов, обладающих естественной склонно­стью к шизоидности: это два совершенно различных типа характера. В принципе, циклотимия относится к «брахи-цефальному» типу (широкая и короткая голова); шизоид же скорее «долихоцефал» (длинноголовый тип). См. Шизо­френия.

ч

ЧЕЛОВЕК: живое существо, наделенное разумом. Вопрос о человеке (будь то метафизический вопрос о его природе или моральный вопрос о его назначении) стоит в центре совре­менной философии. Именно это отличает ее от философ­ских систем прошлого, для которых центральной проблемой было существование внешнего мира (Беркли, Юм, Кант) или существование и природа души (Декарт). Человек пред­ставляет собой конкретную тотальность одушевленного тела и разумной души. Возможно ли узнать, чем на самом деле является человек, и как мы можем это узнать: такова сегод­ня философская проблема. Формирование науки о челове­ке. После Гегеля, открывшего, что история может служить методом познания человеческой реальности, Конт впер­вые заговорил о «науке о человеке». В его задачу входило обоснование истинной науки, «позитивных» социологии и психологии, которые смогут очистить «человековедение» от субъективных интерпретаций, внушаемых нам нашими страстями и эмоциями. Но он не нашел ничего иного, кроме как перенести методы науки о природе в сферу «челове­ческой реальности». С этой точки зрения «позитивная фи­лософия» не предлагает никакого метода, пригодного для познания человека как личности и ее внутреннего мира. Ис­тинным основателем «науки о человеке» был Дилътей. По нему, наука должна определяться как «теория интуиции о мире» (Weltanschauungslehre); он распределил эти интуиции о мире на три группы, в зависимости от того, доминирует ли в них чувственный элемент (религия), рациональный эле­мент (наука) или элемент воли (мораль): наука о человеке в основе своей подразделяется на философию религии,

теорию науки и мораль. Общим методом науки о человеке должно стать понимание. Дильтей противопоставляет объяс­нение физической реальности пониманию человеческих фе­номенов. «Мы не объясняем человека в гневе, мы его пони­маем», — напишет Ясперс; все люди могут понять связь оскорбления и гнева, даже если речь идет не о причинной связи физического типа, а о духовной связанности. Именно эта универсальность и сообщает методу понимания опреде­ленную объективность. Познание человеческого углубляет­ся благодаря психологии и социологии: 1) психоанализ (или «психология глубин») раскрыл существование второй лич­ности, бессознательной и действенной, скрытой за чертами личности поверхностной и социальной; 2) социология обна­ружила, что индивид может коренным образом меняться в зависимости от того, возьмем ли мы его изолированно или будучи принятым в определенную группу. Социология отме­чает бесчисленные ресурсы человеческой адаптации, и пси­хологи указывают на то, что подвергаемые анализу личности никогда не могут полностью узнать себя в своих собствен­ных образах, открываемых им психологами. Человек свобо­ден, и этой своей свободой противостоит любой объектив­ной науке. Философская проблема человека. Ее можно определить как поиск общего синтеза всех аспектов чело­века. Задача состоит в том, чтобы «обнаружить единство общей функции, координирующей все человеческое твор­чество и представляющей миф, религию, искусство и т.д. как вариации на одну и ту же тему» (Кассирер). Человек всегда тождествен самому себе во всех своих проявлениях. Труд­ность заключается в том, что современная философия (эк­зистенциализм, феноменология, рефлексивная филосо­фия, марксизм) пытается уловить целостного человека, больше не подразделяющегося произвольно на «деятель­ность, аффективность и познание», но, одновременно с этим, и как действие, чувство и разум. Отметим, что к этому она еще не пришла. Но не заложено ли противоречие в самом желании познать при помощи мысли существование, по сути своей иррациональное? И раз уж человеку дано познать че-: ловека лишь в опыте жизни, не вытекает ли отсюда то, что при отсутствии спекулятивного решения проблемы решение может быть найдено «философией, выражающей определен-

ную жизненную позицию»? Что задача заключается даже не столько в познании человека, сколько в его «реализации»? Истинной наукой о человеке будет мораль. Ее проблема­тика относится к предназначению человека в мире. Здесь можно выделить «формальную» мораль {Кант), предпи­сывающую человеку действовать из соображений «долга», не уточняя при этом конкретного содержания этого подле­жащего исполнению долга; и «конкретную» мораль {Фихте, Макс Шелер), отождествляющую долг с «призванием» — глубинным и творческим законом личности. Но как человек может узнать свое предназначение? Это будет не позитивное теоретическое знание, но практическое негативное созна­ние: он осознает ложность выбранных им жизненных путей, и его истинное предназначение наконец проступает сквозь ошибки, устраняя их при помощи «практически пережи­ваемой негативной теологии» (Шелер). Лишь осознав свои границы и свои возможности, человек может осуществить свой жизненный путь, при этом он осуществляет «самого себя» {Ницше).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: