double arrow

Леонардо да Винчи

3

Леонардо, самый старший из титанов Высокого Возрождения, ярче всего воплощает в себе идеал «uomo universale» – «универсальной личности», выработанный Ранним Ренессансом.

Всесторонняя одаренность и постоянная тяга к эксперименту постоянно увлекали его во все новые и новые области науки и искусства и не давали закончить начатое. Теоретик и реформатор живописи, называющий ее «царицей искусств», он всю жизнь стремится создать идеальное произведение, найти лучшую из композиций, самое выигрышное освещение, словом, «превзойти натуру», создать идеальное произведение искусства. Одаренный поэт и музыкант, неутомимый естествоиспытатель, талантливый военный инженер и механик, большую часть своих изобретений он оставляет на страницах записных книжек.

Внебрачный сын нотариуса Пьетро да Винчи, родившийся в Анкиано 15 апреля 1452 г., четырнадцати лет от роду был отдан в мастерскую живописца и скульптора Андреа Вероккио. Через шесть лет он становится членом флорентийской гильдии св. Луки и начинает работать самостоятельно.

Первая из известных его живописных работ – ангел из картины Вероккио «Крешение Христа», за ним следует «Благовещение», «портрет дамы с горностаем», «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта», в которых мастер разрабатывает сложную тему двойного источника света и связанный с этим идеальным освещением прием «сфумато» – тени без штриховки, мягко поглощающей форму.

В 1482 г. герцог Лодовико Сфорца приглашает мастера в Милан, где тот проектирует ряд механизмов, в том числе летательный аппарат. Тогда же он работает над памятником герцогу Франческо Сфорца – гигантским бронзовым воином на вздыбленном коне. Композиция для скульптуры невероятная и предполагающая очень сложный расчет равновесия. Скульптура не была завершена и осталась в глиняной модели.

Одновременно, в 1495–1498 гг. мастер выполняет одну из самых грандиозных своих работ – фреску «Тайная вечеря» для трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие, где трактует традиционную тему последнего ужина Христа с учениками по-новому, в духе Высокого Возрождения – показывая зрителю весь спектр возможных реакций на потрясающее известие о предательстве Учителя, создает своего рода психологическую энциклопедию темпераментов. Фреска находится ныне, несмотря на многочисленные реставрации, в крайне плохом состоянии – из-за технических экспериментов мастера, прописывавшего ее многократно по-сухому, темперой с элементами масла, красочный слой во многих местах утрачен.

В 1502 г. Леонардо поступает на службу к герцогу Цезарю Борджа в качестве военного инженера, в 1503 г. возвращается во Флоренцию, где вместе с молодым Микеланджело расписывает один из залов палаццо Веккио фресками на темы военной истории города. Его «Битва при Ангиари» погибла в результате очередного технического эксперимента и сохранилась лишь в копии, сделанной Рубенсом с картона. В 1503-1505 гг. он создает знаменитую «Джоконду».

После возвращения в Милан на службу к герцогам Сфорца (там была создана «Мадонна со св. Анной») и пребывания в Риме Леонардо принимает приглашение короля Франциска I и в 1516 г. уезжает во Францию в качестве придворного художника, архитектора и механика. Там, при королевском дворе, в замке Клу, он умирает 2 мая 1519 г.

Наследие Леонардо не исчерпывается немногочисленными картинами, плеядой учеников и последователей, листами записных книжек и собранным из отдельных записей его учеником Франческо Мельци трактатом «Об искусстве живописи», а также множеством мифов о самом загадочном из художников Ренессанса. Судьба великого экспериментатора, в поисках всесторонности и совершенства не завершившего ни одной из поставленных перед ним задач – самый яркий и наглядный пример нового взгляда на мир на рубеже Раннего и Высокого Возрождения, взгляда одновременно творца и ученого, средствами науки постигающего свойства природы и средствами искусства одухотворяющего ее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


3

Сейчас читают про: