Искусство итальянского Возрождения, творчество Джотто, Боттичели, Да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана

XV и XVI столетия были временем больших перемен. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавшей в свою орбиту все более отдаленные районы, постепенное перемещение главных торговых путей (из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV— начала XVI века), преобразили облик средневековой Европы.

Все эти перемены сопровождались широким обновлением культуры — расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии, это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений теперь жадным интересом к реальному миру, человеку, сознанием красоты и величия природы. Непререкаемое в средние века первенство богословия над наукой поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины. На смену подчинению человеческой личности феодальным и церковным авторитетам приходит принцип свободного развития индивидуальности.

Период первого героического натиска на феодальный мир открывал широчайший простор для творческих дерзаний. Освобождаясь от пут прошлого и еще не чувствуя новых, люди этой эпохи верили в безграничность своих возможностей. Отсюда — оптимизм, присущий культуре Возрождения.

В основе средневекового искусства лежало представление об иерархической структуре мироздания. Земные реальные связи явлений во времени и пространстве обесценивались. В эпоху Возрождения на смену этой умозрительной художественной системе приходит система, основанная на познании и объективном изображении мира, увиденного глазами человека.

В XV веке проблема эта была осознана повсеместно, с тою лишь разницей, что на севере Европы, в частности в Нидерландах, к объективному построению пространства шли постепенно, путем эмпирических наблюдений, в то время как в Италии уже в первой половине столетия была создана основанная на геометрии и оптике научная теория линейной перспективы.

Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно большую роль. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.

Новые задачи искусства обусловили и новый подход к изображению человеческой фигуры и к передаче действия. Присущие искусству средневековья каноничность жестов и мимики и произвольность пропорций фигур не соответствовали объективному представлению об окружающем мире. В произведениях Ренессанса поведение человека.подчиняется не канону и ритуалу, но психологической обусловленности и развитию действия, в пропорциях же фигур художники стремятся достигнуть соответ- ствия с реальностью.

Искусство античности составляет одну из основ художественной культуры Возрождения. Отвергая типичное для средневековья аскетическое презрение к миру, представители Возрождения находят в античной культуре то, что созвучно их собственным устремлениям, — приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой земного мира, перед величием героического подвига. Вместе с тем, сложившись в иных исторических условиях, впитав в себя традиции романского стиля и готики, искусство Возрождения несет на себе печать своего времени. По сравнению с искусством классической древности духовный мир человека становится более сложным и многогранным.

Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма. Оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Героика, титанизм характеров и страстей типичны для ренессанс-ного искусства. Образы, созданные великими мастерами Возрождения, воплощают гордое сознание своих сил и веру в свободу воли человека, в безграничность его творческих возможностей. «О, дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет», — эти слова известного итальянского гуманиста Пико делла Миран-дола созвучны многим произведениям искусства Возрождения.

Если характер изобразительного искусства в значительной мере определяется стремлением к правдивому отображению реальности, то для развития новых форм в архитектуре особенно большую роль сыграло обращение к классической традиции. Оно проявилось не только в отказе от готических форм и возрождении античной ордерной системы, но и в антропоцентрическом характере новой архитектуры, классической соразмерности пропорций, в разработке в храмовом зодчестве центрического типа зданий с легко обозримым пространством интерьера. Особенно много нового было создано в области гражданского зодчества. В эпоху Возрождения получают более нарядный облик многоэтажные городские общественные здания (ратуши, дома купеческих гильдий, университеты, воспитательные дома, рынки, склады и т. п.), возникает тип городского дворца (палаццо) — жилища богатого бюргера, а также тип загородной виллы, складываются новые системы фасадного убранства, разрабатывается новая конструктивная система кирпичного здания с кирпичным и деревянным перекрытиями, которая сохранилась в европейском строительстве вплоть до XX века. Разрешаются по-новому вопросы, связанные с планировкой городов, реконструируются городские центры.

Создание нового архитектурного стиля облегчалось совершенством ремесленной строительной техники, подготовленным эпохой средневековья. Как правило, проектируя здание, архитекторы Ренессанса сами руководили осуществлением его в натуре, принимая в этом непосредственное участие. Обычно они владели и другими, смежными с архитектурой специальностями: были скульпторами, иногда декораторами, живописцами, что способствовало повышению художественного качества сооружений.

В отличие от эпохи средневековья, когда главными заказчиками произведений искусства были церковь и крупные феодалы, теперь значительно расширяется круг заказчиков и изменяется их социальный состав. Наряду с церковью нередко заказы художникам дают и цеховые объединения ремесленников, и купеческие гильдии, и городские власти, и частные лица — как знать, так и бюргеры. Изменяется и положение художника в социальной структуре общества. Хотя художники еще входят в цехи, они нередко удостаиваются высоких почестей, исполняют дипломатические поручения, занимают места в городских Советах.'/Эволюционирует и отношение к изобразительному искусству. Находившееся раньше на положении ремесла, оно приравнивается теперь к наукам, а произведения искусства впервые рассматриваются как результат духовной творческой деятельности. Расширение спроса и увеличение числа светских заказов вызвало появление новых техник и форм искусства. Наряду с монументальными все более широкое распространение получают станковые формы — живопись на дереве и холсте, скульптура из дерева, бронзы, терракоты и майолики. Растущий спрос на художественные произведения привел также к возникновению самого дешевого и самого массового вида искусства — гравюры на дереве и металле — техники, впервые давшей возможность повторять изображения в большом количестве экземпляров.

Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не вполне совпадают. В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы запаздывает по сравнению с итальянским. Кроме того, искусство северных стран во многих отношениях отлично от итальянского. И все же искус- ство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой. Это—стремление к правдивому отображению реальности, составляющее водораздел между Возрождением и средневековьем, черта, которую первый историк культуры Возрождения Якоб Буркхардт еще в прошлом столетии. определил как «открытие мира и человека».

В истории европейского искусства Возрождение было поворотным пунктом. Выработанный в эту эпоху новый художественный язык сохраняет свое значение до настоящего времени. Поэтому изучение искусства этой эпохи особенно важно для понимания всего дальнейшего развития художественной культуры Европы.




double arrow
Сейчас читают про: