Творческое задание по теме

Опишите жизненную ситуацию и проанализируйте ее по

Таблице 3.

Таблица 3

Анализ конфликтной ситуации

Кто конфликтует? Участники (стороны) конфликта: · прямые – инициаторы, жертвы; · косвенные – подстрекатели, случайные лица; · отдельные индивиды; · группы (большие, малые)
Из-за чего конфликтуют? Объект (предмет) конфликта: · реальный (вещественный) мир; · идеальный (чувственный) мир
Как объяснить причину вступления в конфликт? Предъявляемые цели сторон (внешняя позиция).

Что скрыто за участием сторон в конфликте? Потребности и опасения сторон (внутренняя позиция). Мотивы взаимодействия Поведенческие схемы Р-В-Ре
Что предшествовало возникновению конфликта? Предконфликтная фаза. Сигналы конфликта. Личностные особенности (конфликтность, толерантность). Фрустраторы. Специфика общения.
Что влияет на искажение восприятия в конфликте и самого конфликта? Оценка и самооценка, категоричность оценок. Каузальная атрибуция. Схематизация, стереотипы. Установки. Эмоциональное реагирование. Уровень интеллектуального развития. Временной фактор.
Каковы действия сторон? Направленность на себя или другого: · конкуренция (конфликтность); · компромисс (нейтралитет); · кооперация (толерантность). Характер действий. Степень активности действий.
Желаемый результат (цели сторон) Каких изменений хотят стороны?
К чему это приведет? Ожидаемый в будущем эффект. Вероятные последствия.
Готовность сторон к разрешению конфликта. Умения управлять эмоциями. Понимание себя и своих потребностей. Знание собственных защитных реакций. Умение прощать. Ответственность. Социальные нормы. Установки на сотрудничество.
Чем все завершилось? Способы разрешения конфликта.

Литература

1. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск, 1989.

2. Дружинин В.В. Введение в теорию конфликта. – М., 1989.

3. Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. – М., 1994.

4. Корнелиус Х., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М., 1992.

5. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Минск, 1998.

6. Скотт Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления. – Киев, 1991.

Семинарское занятие 13
Конфликтные личности и тактики поведения с ними

Цель занятия: студенты должны, во-первых, осознать необходимость выявления в процессе взаимодействия конфликтных личностей, во-вторых, научиться вырабатывать тактики поведения с конфликтными людьми.

Задачи занятия: студенты должны

- продемонстрировать умение составить перечень понятий по теме;

- продемонстрировать умения охарактеризовать человека с позиции уровня его конфликтности;

- работать над развитием у себя умений внимательного слушания и критического восприятия высказываний других студентов;

- работать над развитием у себя умений последовательно, логично и грамматически правильно выстраивать речевые высказывания;

- продемонстрировать умения выстраивать собственное поведение при встрече с конфликтным человеком.

Вопросы для обсуждения:

1. Представьте типологию конфликтных личностей и дайте им характеристики.

2. Какие существуют методики выявления конфликтных личностей.

3. Представьте характеристики тактик поведения с конфликтными личностями.

Литература

1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2001.

2. Рамендик Д.М., Солонкина О.В., Слаква С.П. Психологический практикум: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Мастерство, 2002.

Семинарские занятия 14 – 15
Психологические защиты

Цель занятия: студенты должны, во-первых, осознать место роль психологических защит в жизни человека, во-вторых, научиться пользоваться приемами преодоления психологической защиты, чтобы достичь душевного равновесия.

Задачи занятия: студенты должны

- знать определения понятий: психологическая защита; виды психологических защит: «отрицание», «подавление», «рационализация», «вытеснение», «проекция», «идентификация», «отчуждение», «замещение», «сублимация».

- продемонстрировать умения отбирать и анализировать информацию;

- продемонстрировать умение представить отобранную информацию в виде плакатной презентации;

- работать над развитием у себя умений внимательного слушания и критического восприятия высказываний других студентов;

- работать над развитием у себя умений последовательно, логично и грамматически правильно выстраивать речевые высказывания;

- работать над выработкой у себя умений пользоваться приемами, позволяющими достичь душевного равновесия.

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте сущность понятия «психологическая защита».

2. Определите функции психологических защит.

3. Представьте классификацию защитных механизмов, дайте им характеристику:

· примитивные психологические защиты;

· психологические защиты высшего уровня.

4. Представьте приемы этических защит:

· мягкие способы защиты;

· жесткие способы защиты.

Литература

1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2007.

2. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2001.

3. Рамендик Д.М., Солонкина О.В., Слаква С.П. Психологический практикум: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Мастерство, 2002.


Семинарские занятия 16 – 17
Стрессы. Обретение стрессоустойчивости
в деловом общении

Цель занятия: студенты должны, во-первых, понимать природу стресса и стадий его развития, во-вторых, отчетливо представлять границы возможного воздействия на протекание стрессовой ситуации, в-третьих, быть готовыми к активным усилиям по достижению стрессоустойчивости.

Задачи занятия: студенты должны

- продемонстрировать умения отбирать и анализировать информацию;

- продемонстрировать умение представить отобранную информацию в виде компьютерной презентации;

- работать над развитием у себя умений внимательного слушания и критического восприятия высказываний других студентов;

- работать над развитием у себя умений последовательно, логично и грамматически правильно выстраивать речевые высказывания;

- работать над овладением приемами, позволяющими обрести стрессоустойчивости при взаимодействии с людьми.

Вопросы для обсуждения:

1. Выделите подходы к определению природы стресса.

2. Обозначьте причины и источники стрессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: