Опишите жизненную ситуацию и проанализируйте ее по
Таблице 3.
Таблица 3
Анализ конфликтной ситуации
Кто конфликтует? | Участники (стороны) конфликта: · прямые – инициаторы, жертвы; · косвенные – подстрекатели, случайные лица; · отдельные индивиды; · группы (большие, малые) |
Из-за чего конфликтуют? | Объект (предмет) конфликта: · реальный (вещественный) мир; · идеальный (чувственный) мир |
Как объяснить причину вступления в конфликт? | Предъявляемые цели сторон (внешняя позиция). |
Что скрыто за участием сторон в конфликте? | Потребности и опасения сторон (внутренняя позиция). Мотивы взаимодействия Поведенческие схемы Р-В-Ре |
Что предшествовало возникновению конфликта? | Предконфликтная фаза. Сигналы конфликта. Личностные особенности (конфликтность, толерантность). Фрустраторы. Специфика общения. |
Что влияет на искажение восприятия в конфликте и самого конфликта? | Оценка и самооценка, категоричность оценок. Каузальная атрибуция. Схематизация, стереотипы. Установки. Эмоциональное реагирование. Уровень интеллектуального развития. Временной фактор. |
Каковы действия сторон? | Направленность на себя или другого: · конкуренция (конфликтность); · компромисс (нейтралитет); · кооперация (толерантность). Характер действий. Степень активности действий. |
Желаемый результат (цели сторон) | Каких изменений хотят стороны? |
К чему это приведет? | Ожидаемый в будущем эффект. Вероятные последствия. |
Готовность сторон к разрешению конфликта. | Умения управлять эмоциями. Понимание себя и своих потребностей. Знание собственных защитных реакций. Умение прощать. Ответственность. Социальные нормы. Установки на сотрудничество. |
Чем все завершилось? | Способы разрешения конфликта. |
Литература
1. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск, 1989.
2. Дружинин В.В. Введение в теорию конфликта. – М., 1989.
3. Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. – М., 1994.
4. Корнелиус Х., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М., 1992.
5. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Минск, 1998.
6. Скотт Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления. – Киев, 1991.
Семинарское занятие 13
Конфликтные личности и тактики поведения с ними
Цель занятия: студенты должны, во-первых, осознать необходимость выявления в процессе взаимодействия конфликтных личностей, во-вторых, научиться вырабатывать тактики поведения с конфликтными людьми.
Задачи занятия: студенты должны
- продемонстрировать умение составить перечень понятий по теме;
- продемонстрировать умения охарактеризовать человека с позиции уровня его конфликтности;
- работать над развитием у себя умений внимательного слушания и критического восприятия высказываний других студентов;
- работать над развитием у себя умений последовательно, логично и грамматически правильно выстраивать речевые высказывания;
- продемонстрировать умения выстраивать собственное поведение при встрече с конфликтным человеком.
Вопросы для обсуждения:
1. Представьте типологию конфликтных личностей и дайте им характеристики.
2. Какие существуют методики выявления конфликтных личностей.
3. Представьте характеристики тактик поведения с конфликтными личностями.
Литература
1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2001.
2. Рамендик Д.М., Солонкина О.В., Слаква С.П. Психологический практикум: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Мастерство, 2002.
Семинарские занятия 14 – 15
Психологические защиты
Цель занятия: студенты должны, во-первых, осознать место роль психологических защит в жизни человека, во-вторых, научиться пользоваться приемами преодоления психологической защиты, чтобы достичь душевного равновесия.
Задачи занятия: студенты должны
- знать определения понятий: психологическая защита; виды психологических защит: «отрицание», «подавление», «рационализация», «вытеснение», «проекция», «идентификация», «отчуждение», «замещение», «сублимация».
- продемонстрировать умения отбирать и анализировать информацию;
- продемонстрировать умение представить отобранную информацию в виде плакатной презентации;
- работать над развитием у себя умений внимательного слушания и критического восприятия высказываний других студентов;
- работать над развитием у себя умений последовательно, логично и грамматически правильно выстраивать речевые высказывания;
- работать над выработкой у себя умений пользоваться приемами, позволяющими достичь душевного равновесия.
Вопросы для обсуждения:
1. Раскройте сущность понятия «психологическая защита».
2. Определите функции психологических защит.
3. Представьте классификацию защитных механизмов, дайте им характеристику:
· примитивные психологические защиты;
· психологические защиты высшего уровня.
4. Представьте приемы этических защит:
· мягкие способы защиты;
· жесткие способы защиты.
Литература
1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2007.
2. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2001.
3. Рамендик Д.М., Солонкина О.В., Слаква С.П. Психологический практикум: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Мастерство, 2002.
Семинарские занятия 16 – 17
Стрессы. Обретение стрессоустойчивости
в деловом общении
Цель занятия: студенты должны, во-первых, понимать природу стресса и стадий его развития, во-вторых, отчетливо представлять границы возможного воздействия на протекание стрессовой ситуации, в-третьих, быть готовыми к активным усилиям по достижению стрессоустойчивости.
Задачи занятия: студенты должны
- продемонстрировать умения отбирать и анализировать информацию;
- продемонстрировать умение представить отобранную информацию в виде компьютерной презентации;
- работать над развитием у себя умений внимательного слушания и критического восприятия высказываний других студентов;
- работать над развитием у себя умений последовательно, логично и грамматически правильно выстраивать речевые высказывания;
- работать над овладением приемами, позволяющими обрести стрессоустойчивости при взаимодействии с людьми.
Вопросы для обсуждения:
1. Выделите подходы к определению природы стресса.
2. Обозначьте причины и источники стрессов.