А. Общие проблемы антимонопольной политики в России

В теме 11, п. 4 были изложены некоторые теоретические аспекты антимонопольной политики. Сейчас речь пойдет о практической деятельности российского государства по предотвращению злоупотреблений монопольной властью.

Важно подчеркнуть в этой связи, что антимонопольная политика применяется не только тогда, когда на рынке действует лишь одна фирма, но всех случаях, когда имеет место ограничение конкуренции теми или иными методами. Таким образом, борьба с олигополистическими сговорами – важнейшая составная часть антимонопольной политики.

Антимонопольная политика особенно актуальна в нашей стране, поскольку мы унаследовали от централизованно-управляемой системы крайне высокую степень монополизации экономики. По подсчетам Всемирного банка в первой половине 2000-х гг. на долю 23 крупнейших бизнес-групп приходилось более трети всего промышленного производства и шестая часть занятых в нашей стране. Самыми высококонцентрированными при этом были цветная и черная металлургия, добыча газа, автомобилестроение и нефтяная промышленность.

Вред от высокой монополизации экономики признает и правительство. «У нас сложились очень крупные вертикально интегрированные компании, которые, используя свои административные и финансовые возможности, медленно, но верно поглощают любой сколько-нибудь эффективный бизнес, – писал министр экономического развития и торговли Г. Греф, – а антимонопольное законодательство в должной мере не работает». Сплошь и рядом при закупках какой-либо важной продукции, например, выясняется, что с данным регионом работает только один конкретный поставщик. Олигополистический сговор и слияние с властями стали основными формами организации бизнеса. Крупным компаниям оказывается намного выгоднее построить коллективную монополию или купить местную администрацию, чем вступать в конкурентную борьбу.

Экономическая политика сегодняшнего российского правительства противоречива. С одной стороны, как уже говорилось (тема 3, п. 3), взят курс на создание крупных государственных компаний – флагманов экономики, что объективно ведет к усилению монопольной власти. С другой стороны, правительство в качестве одной из своих основных задач декларирует развитие конкуренции путем создания равных условий хозяйствования, упрощения административных процедур для входа на рынок, поощрения малого бизнеса.

В 1991 г. был принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» – первый антимонопольный закон России.[4] В 2006 г. он был заменен новым законом «О защите конкуренции».

По российскому законодательству Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%. Этот реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и проверять соблюдение ими антимонопольного законодательства. В частности по новому закону ФАС контролирует сделки по слиянию и поглощению фирм, если хотя бы одна из них включена в монопольный реестр, либо если сумма объединяемых активов превышает 3 млрд. руб. или суммарная выручка фирм за последний год превышает 6 млрд. руб.

Антимонопольное законодательство использует понятие рыночного доминирования. Положение компании признается доминирующим, если одновременно соблюдаются три условия: хозяйствующий субъект имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цены, доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен, и реализуемый товар не может быть заменен другим.

Важно то, что новый закон специально оговаривает случаи коллективного доминирования, основанного на соглашениях между фирмами о разделе рынка и согласовании цен. При этом формальным признаком доминирования является ситуация, когда доля предприятия на рынке определенного товара превышает 50%, но при определенных условиях этот порог может быть и понижен.

Вместе с тем, доля рынка, сколь бы высокой она не была, сама по себе еще не означает автоматического применения к фирме санкций в соответствии с антимонопольным законодательством. Для этого должно быть доказано, что фирма действительно злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке. Незаконными считаются действия, ведущие к устранению конкуренции посредством:

- установления монопольно высоких или монопольно низких цен;

- изъятия товаров из обращения, результатом которого явилось повышение цен;

- навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

- необоснованного сокращения или прекращения производства товаров, на которые имеется спрос при наличии безубыточной возможности их производства;

- необоснованного отказа от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства соответствующего товара;

- необоснованного установления различных цен для лиц, приобретающих один и тот же товар;

- создания препятствий по доступу на рынок или выходу с рынка другим хозяйствующим субъектам;

- соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов;

- распространения ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. И т.д.

Наряду с этим резко увеличены штрафные санкции, применяемые к нарушителям антимонопольного законодательства. Сегодня они могут составить от 1% до 15% от годовой выручки фирмы на рынке, где совершено нарушение. Изъятые, таким образом, средства могут оказаться весьма значительными.

Активнее всего антимонопольная служба преследует в последнее время нефтяников, обвиняя их в согласованном завышении цен на нефтепродукты. Началось это после того как премьер-министр В.Путин отметил, что «цены на авиатопливо в России самые высокие в мире». Премьер порекомендовал чиновникам из ФАС «наконец проснуться» и «активно, эффективно исполнять свои функции», пригрозив применить «кадровые решения».

В конце 2008 г. ФАС обвинила четыре крупнейшие российские нефтяные компании – ТНК-BP, «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ и «Роснефть» в злоупотреблении доминирующим положением и установлении монопольно высоких цен на топливо, наложив штрафы в размере 1,1-1,5 млрд. руб. (1% от выручки компаний).

В 2009 г. в ходе второй волны проверок компании вновь были оштрафованы уже на 4,2-6,5 млрд. руб. Нефтяники не признавали правоты службы, оспаривали ее решения в судах и часто выигрывали, пока дело не дошло до президиума Высшего арбитражного суда, поддержавшего ФАС в споре с ТНК-ВР. В конце 2010 – начале 2011 г. в обмен на частичное признание своей вины ТНК-ВР, «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ» смогли существенно снизить штрафы по «второй волне» дел — до 1,17-2 млрд. руб. Лишь «Газпром нефть» продолжала упорствовать, в результате чего ей придется, по решению Высшего арбитражного суда, заплатить полный штраф – 4,7 млрд. руб.

ФАС же продолжает активно действовать. Выступая перед депутатами Государственной Думы в июне 2010 г. заместитель главы службы А. Голомолзин сообщил, что ведомство уже ведет реестр должностных лиц крупных АО, уличенных в нарушении антимонопольного законодательства. Повторное нарушение антимонопольных норм дает шанс попасть под уголовное преследование, «речь идет о посадках», заявил он.

В начале 2011 г. вследствие очередного резкого повышения цен на нефтепродукты возбуждены новые дела против ЛУКОЙЛа, «Роснефти» и «Газпром нефти» На очереди еще три нефтяные компании.

Для обоснования того, что нефтяные компании используют свое доминирующее положение на рынке для установления монопольно высоких цен, ФАС разрабатывает критерии определения «справедливой» конкурентной цены. При этом для контроля за ростом цен на нефтепродукты используются три индикатора – биржевая и внебиржевая цены, а также цены на внешнем рынке.

Сейчас трудно предсказать дальнейшее развитие событий в противостоянии государства и олигополистов, но в любом случае нынешняя активность ФАС заслуживает, вероятно, похвалы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: