Компании, выпускающие сложную, наукоемкую продукцию, стремятся обеспечить непрерывную информационную поддержку всех этапов жизненного цикла изделия. Под жизненным циклом изделия (Product Life (или Live) Management - PLM) подразумевают совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния изделия от технико-экономического обоснования формирования исходных требований к нему, дизайнерской проработки, конструкторской и технологической подготовки производства, ее изготовления, выпуска на рынок, сервисного обслуживания до окончания эксплуатации и утилизации.
Определенная часть производителей имеют значительные материальные затраты на техническое обслуживание в период действия гарантии. Избежать этого позволяет использование опыта, накопленного в данной области. Включение технического обслуживания в систему управления жизненным циклом изделий представляет собой большой потенциал для компаний.
Технология управления жизненным циклом изделия в основном применяется по отношению к сложной наукоемкой продукции высокотехнологичных предприятий. Полная автоматизация всех работ, связанных с жизненным циклом изделия, способствует снижению временных и материальных затрат на проектирование и изготовление выпускаемой продукции, сокращает время выпуска новых продуктов на рынок, обеспечивает повышение их качества.
|
|
В полное PLM-решение, по современным представлениям, входят CAD-CAM-CAE-PDM системы, которые связаны с проектированием изделия, технической подготовкой производства, с организацией планирования и моделирования производственных процессов, а также системы индустриального дизайна (Computer-Aided Inductrial Design — CAID), цифрового производства (Digital Manufacturing — DM), поддержки эксплуатации, обслуживания и ремонта изделия (Maintenance, Repair and Operations or Overhaul — MRO). Основу управления жизненным циклом изделий составляет общекорпоративная информационная система управления. В целях объединения информации об объекте в течение всего его жизненного цикла разработаны специальные средства накопления, обработки и распространения информации.
По мнению аналитиков, эффективная организация управления жизненным циклом изделия должна помочь предприятию быстрее организовать выпуск новой продукции, обеспечить рост его доходов за счет многократного использования проектов и замены физического моделирования на виртуальное, улучшить качество продукции, ускорить выход ее на рынок.
Чтобы добиться преимуществ перед конкурентами, на разных этапах жизненного цикла изделия, необходимо выполнить следующие работы:
|
|
• задать модификации изделия, управлять ими, отслеживать и повторно использовать их на протяжении жизненного цикла изделия;
• синхронизировать процессы, требующие участия поставщиков и их доступа к той части информации об изделии, которая необходима для выполнения совместных работ;
• обеспечивать взаимодействие конструкторов, технологов и производственников.
Концепция управления жизненным циклом изделия была предложена в 2000 г. альянсом IBM/Dassault Systems. В последние годы она регулярно рассматривается в печати и на многих международных конференциях, что сыграло важную роль в популяризации этой технологии. В целях объединения информации об объекте в течение всего его жизненного цикла разработаны специальные средства накопления, обработки и распространения информации.
PLM-архитектура базируется на трех составляющих:
• инженерная — управление жизненным циклом изделия;
• производственная — управление процессами и ресурсами;
• обслуживания — работа с данными, хранящимися в определённых спецификациях, используемых на различных стадиях жизненного цикла.
Инженерная составляющая связана с технической подготовкой производства, производственная — с организацией планирования и моделирования производственных процессов. В совокупности все три составляющие отвечают за то, как спроектировано, изготовлено и как обслуживается конкретное изделие.
Системы управления жизненным циклом изделия включены в PLM-решения некоторых САПР. В качестве примера рассмотрим систему управления информацией ЛОЦМAH:PLM компании «АСКОН». Она имеет в своем составе средства создания электронного архива документов, автоматизации документооборота, управления составом изделия и конфигурациями, формирования отчетов и средства для расширения функциональных возможностей решения (макрокоманды и скрипты). Поддержка нескольких версий документов позволяет хранить различные промежуточные варианты документа на всех стадиях жизненного цикла не только для одного изделия, но и для всей линейки продуктов.
Упрощенная схема движения документов, предназначенных для решения конструкторских, расчетных и технологических задач с использованием ЛОЦМАН:РLМ, приведена на рис. 7.10.
Вариант маршругизации документа в процессе его согласования и утверждения, его размещение в разделе архива и рабочая группа, которая будет иметь к этому документу доступ, могут быть заданы при создании документа (рис. 7.11).
Отечественные нормативные документы по этой теме приведены ниже:
• Р 50.1.029—2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Интерактивные электронные технические руководства. Общие требования к содержанию, стилю и оформлению.
• Р 50.1.030-2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Интерактивные электронные технические руководства. Требования к логической структуре базы данных.
САПР САТ1А предлагает систему управления жизненным циклом изделия SMARTEAM. Устанавливая бизнес-совместимость производителей и покупателей, SMARTEAM улучшает структуру и организацию данных об изделии, упрощает методы и процессы, позволяет безопасно работать с партнерами.
По опубликованным данным внедрение систем PLM и PDM позволяет улучшить следующие показатели:
• сократить сроки проведения изменений на 40 %;
• уменьшить длительность этапа подготовки опытных образцов на 15—30 %;
• сократить время подготовки производства на 40 %;
• увеличить производительность в проектировании на 25 %;
• уменьшить время разработки изделия на 75 %;
• уменьшить время согласования отдельных этапов проекта примерно на 80 %;
• уменьшить расходы и сократить время поставок;
• контроль выполнения поставленных целей;
|
|
• снизить себестоимость изделия за счет повторного использования проектных решений;
• значительно уменьшить время поиска необходимой информации.
Широкому внедрению технологии PLM препятствует то, что информация о жизненном цикле изделия записывается в разные часто несовместимые системы и в большинстве случаев ее сложно интегрировать в единую среду.
Рынок САПР/PLM, несмотря на все сложности процесса внедрения PLM-систем, демонстрирует устойчивую динамику роста на протяжении последних нескольких лет. Поданным широко известной консалтинговой фирмы CIMdata, Inc., в 2006 г. этот рынок достиг объема в 20.1 млрд. долларов, к 2010 г. он приблизится к 30 млрд долларов. В России доля продаж продуктов PLM составляет около 5 % продаж САПР, а за рубежом — около 25 %. Это объясняется низким уровнем автоматизации проектирования.