Ответ. Смысл этого свидетельства состоит в отрицании того, что кто-либо, кроме Аллаха, достоин поклонения, и подтверждении того, что достоин его один лишь Аллах, у которого нет сотоварищей в поклонении, как нет их и в безраздельно принадлежащей Ему власти.
Аллах Всевышний сказал:
«Это потому, что Аллах - Истинный, а то, к чему они взывают помимо Него, ложно, и (потому, что) Аллах - Высокий, Великий».
Хаджж, 62.
Вопрос 18. Каковы условия действительности свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха, без соблюдения которых в полном объёме оно не принесёт пользы тому, кто его произнесёт?
Ответ. Таких условий насчитывается семь:
1 - Знание о смысле того, что отрицает и что подтверждает человек, приносящий это свидетельство.
2 - Убеждённость сердца в его истинности.
3 - Внешнее и внутреннее подчинение ему.
4 - Такое принятие этого свидетельства, когда человек не отвергает ни одной из его составных частей, как не отвергает он и ничего, сообразующегося с его смыслом.
5 - Проявление искренности при произнесении слов свидетельства.
|
|
6 - Правдивость, проявляющаяся не только в словах, но исходящая из самых глубин сердца.
7 - Любовь к этому свидетельству и тем, кто его произнёс.
Более подробно смысл данных семи условий раскрывается в нижеследующих восьми вопросах.
Вопрос 19. Какие аяты Корана и хадисы указывают на необходимость знания?
Ответ. Аллах Всевышний сказал:
«..разве лишь те, которые засвидетельствовали истину, обладая знанием...».
Украшения, 86
Здесь "засвидетельствовали истину" значит, засвидетельствовали, что нет бога, кроме Аллаха, храня в своих сердцах знание о смысле того, что произнесли языком.
Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:
«Войдёт в рай тот, кто умрёт, (твёрдо) зная о том, что нет бога, кроме Аллаха».
Муслим, имам Ахмад.
Оба этих мухаддиса передают данный хадис со слов Усмана, да будет доволен им Аллах. На первый взгляд может показаться, что человеку пойдёт на пользу одно только знание сердца, тогда как ни произносить слова двух свидетельств вслух, ни совершать никаких действий различными частями тела необязательно. Однако известен целый ряд других хадисов, содержание которых поясняет смысл этого хадиса в целом, и это позволяет сделать вывод о том, что наши праведные предшественники не воспринимали его буквально, поскольку они стремились к согласованию смысла различных аятов Корана и хадисов. Таким образом, верой в понимании приверженцев сунны и согласия является словесное признание, убеждённость сердца и совершение действий, соответствующих пяти столпам ислама.