В составе локальных сметных расчетов (смет) затраты на эксплуатацию строительных машин определяются исходя из данных о времени использования (нормативная потребность) необходимых машин (маш.-ч) и соответствующей цены 1 маш.-ч эксплуатации машин. Нормативная потребность в строительных машинах может определяться на основе выделения и суммирования в локальной ресурсной ведомости или в локальном ресурсном сметном расчете (смете) ресурсных показателей на машины, применяемые на объекте (при выполнении работы), с сопоставлением полученных результатов с данными ПОС (ПОКР) или ППР с выбором наиболее приемлемого для пользователя варианта.
Определение стоимости эксплуатации строительных машин рекомендуется осуществлять:
¨ в базисном уровне цен – по сборнику сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранс-портных средств;
¨ в текущем уровне цен – на основе информации о текущих (прогнозных) ценах на эксплуатацию строительных машин.
Информация о текущих ценах на эксплуатацию строительных машин может быть получена в региональных органах по ценообразованию в строительстве, от подрядных строительно-монтажных организаций, трестов (управлений) механизации или других организаций, в распоряжении которых находится строительная техника.
|
|
При расчете сметных цен на эксплуатацию соответствующего вида строительных машин может быть использован как прямой счет (путем калькулирование), так и метод унифицированных ресурсно-технологических моделей (РТМ) по соответствующим группам машин, в которых приводятся данные о потребности в ресурсах, и базисная стоимостная оценка этих ресурсов, сопоставляемая с текущим уровнем цен.
Стоимость 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин определяется по следующей формуле:
Смаш = А + 3 + Б + Э + С + Г + Р + П, (1)
где Смаш – сметная цена одного маш.-ч. эксплуатации строительной машины, р.;
А – величина постоянных эксплуатационных затрат – нормативные амортизационные отчисления на полное восстановление машин, руб./маш.-ч;
3 – уровень оплаты труда рабочих, управляющих строительными машинами, руб. /маш.-ч;
Б – величина затрат на замену быстроизнашивающихся частей, руб./маш.-ч;
Э – величина затрат энергоносителей, руб./маш.-ч;
С – величина затрат смазочных материалов, руб. маш.-ч;
Г – величина затрат гидравлической жидкости, руб./маш.-ч;
Р – величина затрат на все виды ремонтов машин, их техническое обслуживание и диагностирование, руб./маги, -ч;
П – величина затрат на перебазирование машин с одной стройплощадки (базы механизации) на другую строительную площадку, руб./маш.-ч.
|
|
Размер постоянных эксплуатационных затрат, амортизационные отчисления на полное восстановление машин определяются по формуле:
А = (Ц На )/ (100 / Т), (2)
где Ц – балансовая (инвентарно-расчетная) стоимость машины, руб.;
На – годовая норма амортизационных отчислений на полное восстановление по данному виду строительных машин, %/год;
Т – нормативный годовой режим эксплуатации машин, маш-ч/ год.
Величина оплаты труда звена (команды) рабочих, управляющих машинами, определяется по ее фактическому (прогнозируемому) уровню или по применяемым в организации тарифным ставкам соответствующих разрядов с учетом доплат, надбавок, премий и других выплат.
Состав звена и тарифные разряды рабочих определяются согласно руководствам по эксплуатации машин с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС).
Величина затрат на замену быстроизнашивающихся частей определяется по формуле:
Б = Цч / Тч, (3)
где Цч – средневзвешенная свободная (рыночная) цена быстроизнашивающихся частей или их комплекта на машину, руб.;
Тч – средневзвешенный нормативный ресурс быстроизнашивающихся частей или их комплекта на машину, маш.-ч.
Величина затрат на энергоносители, смазочные материалы и гидравлическую жидкость определяются путем умножения действующих текущих сметных цен на нормы их расхода.
Нормы расхода указанных материалов принимаются по соответствующим документам, паспортным данным или расчетным путем.
Величина затрат на ремонт и техническое обслуживание машин данного вида, типа или типоразмерной группы определяются по формуле:
Р = (Ц Нр) / (100 Т), (4)
где Ц, Т – показатели, определяемые в порядке, изложенном выше;
Нр – норма годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание машин, %/ год.
Этот нормативный показатель определяется по формуле:
Нр = (Зр / Бс) 100, (5)
где Зр – величина среднегодовых затрат на все виды ремонтов и техническое обслуживание машин данного вида, типа или типоразмерной группы, руб.;
Бс – среднегодовая балансовая стоимость машин данного вида, типа или типоразмерной группы, руб.
При разработке нормативов на перебазирование машин, на которые эти нормативы отсутствуют в Сборнике сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, а также при разработке индивидуальных сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин учитываются дополнительные условия выполнения работ по перебазированию:
· способ перебазирования – своим ходом, на буксире, на трейлере (с демонтажем и без демонтажа машины);
· расстояние (время) перебазирования, включая затраты на монтаж, демонтаж, погрузку, разгрузку и перевозку машины;
· состав автотранспортных средств - количество и марка тягачей, прицепов, машин сопровождения;
· вид и типоразмерная группа крана, применяемого на монтаже, демонтаже, погрузке и разгрузке машины;
· количественный и квалификационный состав звена рабочих, занятых на работах по перебазированию машин, без учета машиниста машины, подлежащей перебазированию.
В случаях, когда фактические затраты на перебазировку строительных машин отличаются от нормативных показателей, приводимых в [14], более чем на 10 процентов, нормативные показатели корректируются в локальных сметах отдельной строкой.
В норме годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание машин Нр и соответственно в величине среднегодовых затрат Зр учитываются также накладные расходы базы механизации, у которой на балансе числится техника.