Для преподавателя

Гражданское право является одной из наиболее значимых отраслей права, изучаемых направления подготовки 030900.62 Юриспруденция. На основе гражданского права строиться одна их трех специализаций – гражданско-правовая, в основе дисциплин которой находятся основные институты указанной отрасли. Кроме того, гражданское право – это та самая отрасль права, с которой каждый человек сталкивается в обычной жизни: правовое положение гражданина, защита прав потребителя, договоры купли-продажи, перевозки, найма жилого помещения и т.д. И если студент в дальнейшем не свяжет свою жизнь с гражданско-правовой практикой, знания и умения, полученные в результате изучения гражданского права, ему без сомнения пригодятся в жизни.

Преступая к работе со студентами второго курса, преподаватель должен учитывать то обстоятельство, что гражданское право – это первая отрасль права, изучаемая студентами. В силу этого, у них еще не сформировалось юридическое мышление. Непосредственно из общепрофессиональных учебных дисциплин ранее они сталкивались только с теорией государства и права.

Поэтому, рассматривая институты гражданского права, преподаватель должен ориентировать студентов на вспоминание теории права, проводя параллели с указанной дисциплиной (такие вопросы как предмет, метод, принципы, источники, действие источников, правоотношение, его структура и т.д.). В последующем, при изучении все больших тем, преподаватель должен прибегать к вспоминанию тем вопросов, которые связаны с рассматриваемой темой, но рассматривались ранее. Например, в начале изучения темы «Сделки» студентам следует задать вопрос о том, что такое «юридические факты»? и какие юридические факты они знают в соответствии от их зависимости от воли субъектов? Все эти вопросы изучались в рамках темы «Гражданские правоотношения», но тесно связаны с темой «Сделки» тем, что сделка – это юридический факт, происходящий от воли субъектов. Такие приемы позволяют студентам уяснять тот факт, что все институты права взаимосвязаны между собой, и что они не существуют изолировано друг от друга, а изучение конкретных вопросов необходимо для того, чтобы уяснить, раскрыть содержание в дальнейшем других институтов.

Студенты должны уяснить, что не изолированы друг от друга и нормы гражданского законодательства. Студентам необходимо задавать проблемные вопросы, ответы на которые кроятся в уже пройденном материале. Так, при изучении той же темы «Сделки», указать на то, что в соответствии со статьей 161 ГК РФ в простой письменной форме должны совершаться сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а также сделки юридических лиц между собой и с гражданами не зависимо от суммы сделки. Проблемный вопрос, который может задаваться преподавателем, состоит в следующем: «Почему же на практике сделки индивидуальных предпринимателей также подлежат оформлению в письменной форме не зависимо от суммы, ведь они же являются гражданами?». Если в этой ситуации (как и в других) студенты сразу не могут дать ответ, необходимо, чтобы они сразу же обратились к нормам ГК РФ и самостоятельно нашли ответ, это позволяет им запомнить соответствующую норму. Как правило, в группе находиться определенное количество студентов, которые сразу ответят на вопрос, указывая на статью 23 ГК РФ, которая гласит, что к предпринимательской деятельности применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц.

Лекционные занятия преподаватель проводит по своему усмотрению, желательно чередование форм лекций в зависимости от рассматриваемой темы (в форматах монолога, диалога, презентаций, конференций и т.д.).

При составлении лекций необходимо руководствоваться общим количеством часов, отведенных для лекционной работы в тематическом плане. Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части.

Методика работы над лекцией предполагает примерно следующие этапы:

- выяснение того, что и в каком объёме было изучено студентами ранее по родственным дисциплинам;

- определение места изучаемой дисциплины в учебном процессе подготовки специалиста;

- отбор материала для лекции;

Преподавателю следует тщательно ознакомиться с содержанием темы в базовой учебной литературе, которой пользуются студенты. Выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и требуют корректировки. Следует определить вопросы, выносимые на лекцию, обдумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные взгляды и четко сформировать свою точку зрения на них.

- определение объема и содержания лекции;

- выбор последовательности и логики изложения, составление плана лекции; подбор иллюстративного материала;

- выработка манеры чтения лекции.

Не рекомендуется идти по пути планирования чтения на лекциях всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных вопросов. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время.

Лекцию нужно разгружать от части материала, переносить его на самостоятельное изучение. Самостоятельно изученный студентами материал, наряду с лекционным, выносится на практические занятия и итоговой контроль. Не следует перегружать лекцию фактическим (статистическим, и т.п.) материалом. Кроме того, при выборе объема лекции необходимо учитывать возможность «среднего» студента записать ту информацию, которую он должен обязательно усвоить.

Содержание лекции должно отвечать ряду дидактических принципов. Основными из них являются:

- целостность – обеспечивается созданием единой ее структуры, основанной на взаимосвязи задач занятия и содержания материала, предназначенного для усвоения студентами. В тех случаях, когда на одном занятии достигнуть такой целостности не представляется возможным, это должно быть специально обосновано лектором ссылками на предыдущее или последующее изложение, на литературные и другие источники;

- научность – предполагает соответствие материала основным положениям современной науки, абсолютное преобладание объективного фактора и доказательность выдвигаемых положений. Каждый тезис должен быть четко сформулированным и непротиворечивым;

- доступность – предполагает, что содержание учебного материала должно быть понятным, а объем этого материала посильным для «среднего» студента;

- систематичность – требует соблюдения ряда педагогических правил (взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученным, постепенное повышение сложности рассматриваемых вопросов; взаимосвязь частей изучаемого материала; обобщение изученного материала; стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса, темы, вопроса;);

- и наглядность.

На практических занятиях студенты должны решать практические ситуации, а не останавливаться на повторении позитивного материала, изложенного на лекциях, в учебниках и нормативно-правовых актах. Студенты должны уметь составлять договоры и соглашения, в связи с чем соответствующие практические занятия должны быть обеспечены наглядным раздаточным материалом.

Обязательным является ознакомление с судебной практикой по гражданско-правовым спорам, разбор конкретных ситуаций на научной основе, изучение прецедентов из области правового регулирования гражданских правоотношений, психологические тренинги, направленные на формирование у студентов навыков, необходимых для участия в юридических процессах по гражданским делам, дискуссии.

Студенты на начальных курсах часто страдают косноязычием, что совершенно не сочетается с их будущей профессией. Поэтому преподавателю следует применять различные методы, развивающие их умение изъяснять свои мысли, доказывать и отстаивать свою точку зрения, высказывать предположения. Для этого, в частности, следует проводить лекции-диалоги, обращаясь к студентам за помощью, содействием. В частности, можно использовать тактику, при которой студенты сами выводят основные термины и понятия, обозначенные в плане лекции. Например, возвращаясь к указанной выше связи института сделки с юридическими фактами. Преподаватель, указав на то, что сделки это юридические факты, начинает выяснять, в чем состоит их значение. Ответом студентов будет то, что благодаря юридическим фактам возникают, изменяются и прекращаются гражданские правоотношения. Задав вопрос, что является содержанием гражданского правоотношения, студенты ответят – гражданские права и обязанности. Следующий вопрос даст ответ на то, какие юридические факты зависят от воли субъектов, – действия. Преподаватель, указав на то, что сделки – это действия, добьется того, что студенты сами выведут понятие сделки, приведенное в статье 153 ГК РФ: «Сделки – это действия субъектов, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей».

Как показывает опыт преподавания гражданского права, студентами сложно усваивается на первоначальных стадиях изучения дисциплины особенности юридических конструкций. Поэтому преподавателю рекомендуется вычленять основные признаки, характерные черты изучаемого института и от частных моментов доводить понимание до целого образа правового явления. Преподавателю следует приводить более яркие примеры и образы из судебной практики и жизни, чтобы студенты воспринимали более успешно раскрываемый материал.

Перед рассмотрением лекции или конкретного вопроса преподаватель должен сориентировать студентов на то, зачем им необходимо изучение данной аспекта, привести примеры, с которыми они сталкиваются постоянно, но не отдают себе отчет, что это сфера гражданского права. По итогам лекции преподавателю следует еще раз коротко освятить основные вопросы, пройденные на занятии, и осведомится о наличии вопросов у аудитории. Часто студенты стесняются задать вопрос при однокурсниках. Учитывая это обстоятельство, преподаватель должен указать на то, что, либо после пары, либо во время часов консультации он в индивидуальном порядке объяснит непонятое на лекции (желательнее сразу после лекции, пока студент помнит о своем вопросе).

Семинарские занятия делятся на теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предназначена для обсуждения наиболее сложных и важных вопросов, сформулированных в разделе «Планы семинарских занятий».

Практическая часть предназначена в первую очередь для того, чтобы научить студентов понимать смысл закона и применять нормы права к конкретным жизненным ситуациям. Такие ситуации излагаются в задачах, решение которых позволяет в учебной аудитории добиться максимального приближения студентов к практической деятельности.

Текущий контроль должен носить индивидуальный, систематический, разнообразный, все­сторонний, объективный и дифференцированный характер. Текущий контроль также должен осуществляться при организации самостоятельной ра­боты обучающихся. В учебном процессе могут использоваться следующие формы текущего контроля успевае­мости студентов:

· при организации лекции: проблемные вопросы, тестовые задания и опросы, проблемные ситуации, проверка конспектов, систематическое наблюдение, учебная дискуссия, задания для са­мопроверки и др.

· при проведении семинара: опрос, диспут, комментированное чтение рекомендованных ис­точников, контрольная письменная работа, доклад, реферат, сообщение, проблемные учебные вопросы, вопросно-ответная или групповая беседа, тестовые задания и опросы, самооценка, от­чет по заданию, проблемная ситуация, коллоквиум, дискуссия, рейтинг, проверка конспектов, комплексная проверка знаний, систематическое наблюдение, индивидуальный или групповой оп­рос, задании для самопроверки и др.

· при проведении консультаций: вопросно-ответная форма, систематическое наблюдение, индивидуальный или групповой опрос, задании для самопроверки, рейтинг, индивидуальная или групповая беседа и др.

· при организации и проведении круглого стола: учебные задачи, проблемные вопросы, доклады, рефераты, сообщения, научная дискуссия, комплексная проверка знаний, навыков, умений.

· при организации самостоятельной работы: собеседование, отчет по заданию, упражнения на самостоятельность мышления, контрольная проверочная работа, собеседование, задания и по­ручения, работа с книгой и периодической литературой, написание рефератов, подготовка докла­дов, индивидуальная или групповая беседа, проверка конспекта, индивидуальный или групповой самоконтроль, систематической наблюдение, самооценка, задания для самопроверки, публичная защита проектов и др.

Ряд тем, включенных в тематический план, предполагают составление различного рода документов (например, тема 2 раздел II – учредительные документы; тема 3 раздел V – доверенности и т.д.). Преподаватель обязан обеспечить студентов раздаточным материалом. Образцы соответствующих документов должны быть в электронном варианте на кафедре.

После изучения разделов, указанных в тематическом плане, следует проводить проверку полученных знаний. Это позволяет студентам оценить свои знания и выявить наиболее слабые места, а преподавателю помогает определить те вопросы, которые чаще всего не усваиваются студентами, чтобы в дальнейшем устранить недочеты.

Преподаватель обязан поддерживать свой уровень знаний, поэтому должен знакомиться со всеми новинками в юридической литературе, доводя о них до сведений студентов, а также отслеживать все происходящие в законодательстве изменения.

Необходимо предварительно проверять учебную литературу, рекомендуемую студентам, на предмет соответствия действующему законодательству. Это требует то обстоятельство, что студенты еще не обладают достаточными юридическими знаниями и не в состоянии пока самостоятельно отслеживать последние изменения. Если такие изменения не учтены, то на них следует указать. Также необходимо указывать на принятие новых законов в сфере гражданско-правового регулирования, а также на внесение изменение в уже принятые нормативно-правовые акты.

Преподаватель обязан поддерживать свой уровень знаний в области преподаваемой учебной дисциплины. В связи с чем преподаватель должен знать обо всех изменениях, происходящих в действующем законодательстве, а также о современных тенденциях в науке гражданского права. Обязательным для преподавателя является регулярное знакомство с новыми учебными и научными разработками по преподаваемой дисциплине.

Периодически (после изучения отдельных блоков дисциплины) необходимо проводить контрольный срез знаний студентов с помощью блиц-опросов, тестирования, письменных опросов, составления ими проблемных ситуаций по изученным темам и т.д.

Необходимо ознакомить студентов с различными точками зрения относительно вопросов гражданского права, имеющих место в юридической доктрине.

Необходимо поощрять в студентах стремление к самостоятельной научной работе путем подготовки ими докладов по проблемным гражданско-правовым вопросам. Для этого достаточно на каждое практическое занятие назначить по одному докладчику в рамках тематики практического занятия.

При проведении практических занятий преподаватель уделяет внимание формулировкам выводов, способности студентов сравнивать, анализировать, находить несоответствия, оценивает уровень знаний студентов.

При подведении итогов преподаватель знакомит студентов с результатами выполнения заданий, оценивает качество выполненной работы каждым студентом.

При подборе литературы и рекомендации ее студентам необходимо помнить, что в соответствии с Приказом Министерства образования РФ от 27.04.2000 № 1246 «Об утверждении Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения» установлена степень устареваемости основной учебной литературы и по специальным дисциплинам она исчисляется за последние 5 лет. Преподаватель должен ознакомиться с имеющейся в библиотеке основной и дополнительной учебной литературой, выявить, какие положения основной литературы устарели по причине изменения действующего законодательства, и обязательно указать на это студентам.

Сведения о рекомендуемых к использованию преподавателем образовательных технологий и материально-техническом обеспечении учебной дисциплины «Гражданское право»

№ п/п Образовательная технология, рекомендуемая к использованию в преподавании учебной дисциплины Рекомендуемые средства обучения
1. Информационная лекция - мультимедийные средства; - аудио- и видеокассеты; - кинофильмы; - презентации; - интернет
2. Проблемная лекция
3. Лекция-беседа
4. Лекция-дискуссия
5. Семинар с использованием метода разборки конкретных ситуаций

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: