Повторение собственно теологии

1. Как мы можем определить Бога?

2. Откуда мы знаем, что Бог существует?

3. Назовите четыре свидетельства в пользу существования Бога с помощью общего откровения.

4. Кратко объясните четыре разумных довода в пользу существования Бога. В каких обстоятельствах эти доводы могут быть полезны? [Сравните с 1 Пет. 3:15.]

5. Почему мы не обязаны доказывать существование Бога неспасенным людям?

6. До какой степени ясным является свидетельство Бога человечеству?

7. Назовите и опишите различные нехристианские взгляды на Бога.

8. Как называется христианский взгляд на Бога?

9. Опишите активные и пассивные формы откровения Бога.

10. Почему было необходимо, чтобы Бог явил Себя человеку?

11. Каковы два вида или две стадии божественного откровения?

12. Опишите эти стадии, а также тех, кому они были даны.

13. В каком смысле общее откровение является недостаточным?

14. В каком смысле общее откровение эффективно?

15. В чем выражается достаточность особого откровения?

16. В чем выражается эффективность особого откровения?

17. Какими способами особое откровение давалось в период Ветхого Завета?

18. Какими способами особое откровение давалось в период Нового Завета?

19. Что было уникальным проявлением особого откровения в новозаветный период?

20. Почему мы говорим, что новое особое откровение не дается сегодня?

21. Когда новое особое откровение опять будет дано?

22. Каким образом религиозный либерализм рассматривает особое откровение?

23. Какова основная конституция Бога, или Его состав?

24. Какие черты показывают, что Бог обладает личностностью?

25. Из какой субстанции состоит божественная природа?

26. Как называются качества божественной природы?

27. Какие из этих качеств передаются спасенным людям? Посредством чего они передаются?

28. Опишите качества, или характеристики Бога. Назовите благословение, которое истина о каждом качестве дает нам, спасенным.

29. Объясните трансцендентность Бога и Его имманентность.

30. Назовите три вида любви Божьей. Каким образом любовь Бога отличается от человеческой любви?

31. В чем заключается величайшее проявление божественной любви к миру?

32. Каким образом ненависть Бога отличается от человеческой ненависти?

33. В каких двух видах гнева выражается ненависть Бога?

34. Объясните следующие термины и приведите пример к каждому из них: антропоморфизмы, антропопатизмы и зооморфизмы.

35. Из чего состоит единство Бога?

36. Почему единство Бога особо подчеркивается в Ветхом Завете?

37. Из чего состоит триединство Бога [Троица]?

38. Почему триединство Бога [Троица] особо подчеркивается в Новом Завете?

39. Приведите четыре утверждения, обобщающие библейскую доктрину о божественной Троице.

40. Объясните три ложных взгляда на божественную Троицу.

41. Что делает каждую из этих трех Личностей Божества Богом?

42. Что делает эти три Личности Божества вместе одним Богом?

43. Почему три Личности Божества имеют одни и те же качества?

44. Объясните отношения между Членами божественной Троицы с учетом божественной природы.

45. Объясните отношения подчиненности, проявляющиеся среди Членов божественной Троицы с учетом Их внутренних взаимоотношений и Их отношения ко вселенной.

46. Назовите три основных вида имен.

47. Назовите три основных еврейских имени Бога в Ветхом Завете, их значение, а также то, как они выражены в русском синодальном переводе Библии.

48. Назовите три вида имен, используемых в Новом Завете для каждого Члена божественной Троицы.

49. Каково человеческое имя собственное Бога Сына? Когда Он получил это имя?

50. Что такое декрет Божий? Приведите библейские слова, используемые для обозначения Его декрета.

51. Назовите и объясните различные качества, характеризующие декрет Божий.

52. Какие действия Бога определяются Его декретом?

53. Объясните причинный и разрешительный аспекты декрета Божия.

54. Какие свидетельства указывают на то, что люди не являются механически настроенными божественным декретом, подобно деталям машины?

55. За какой аспект Своего декрета Бог не несет ответственности?

56. Сформулируйте разницу между декретом Бога и Его волей, открытой человечеству. В чем мы должны быть заинтересованы?

57. Какова конечная цель декрета Божия?

58. Каким образом грех вошел в декрет Божий?

59. Каким должно быть наше отношение к тем библейским доктринам, которых мы не понимаем?

60. Дайте определение божественного акта по сотворению вселенной.

61. Назовите два этапа, которые включала деятельность Бога по сотворению?

62. Опишите те роли, которые играли Члены божественной Троицы в сотворении вселенной.

63. Опишите события шести дней деятельности Бога по сотворению.

64. В чем наиболее вероятная цель приспособительных интерпретаций в отношении шести дней божественной деятельности по сотворению?

65. Опишите приспособительные интерпретации первой главы книги Бытие.

66. Почему нежелательно гармонизировать Писания с научным взглядом?

67. Что такое сайентизм? Органическая эволюция? Случай? Рок?

68. Перечислите и объясните естественные законы, которым противоречит теория эволюции.

69. Какую созидательную работу Бог осуществляет сегодня? Будет осуществлять в будущем?

70. Опишите деяния Бога по сохранению и провидению, насколько они касаются вселенной.

71. Какие возникают проблемы, когда мы рассматриваем провидение Божье? Каким образом они разрешаются?

72. Дайте определение терминам: “диспенсация,” “диспенсационалист” и “диспенсационализм”.

73. Какие два значения, с точки зрения диспенсационализма, имеет слово “век” в Новом Завете?

74. В чем разница между божественной диспенсацией и божественным заветом?

75. Перечислите божественные диспенсации, их реципиентов и их обязанности.

76. Некоторые люди в очень большой степени были послушны Богу. С помощью чего они делали это?

77. Перечислите божественные заветы, их реципиентов и их обетования.

78. Что такое заветная теология? Почему диспенсационалисты отвергают ее?

79. Какие заветы относятся особенно к Израилю? Что они обещают этому народу?

80. Какая диспенсация являлась также и заветом?

81. Какая именно диспенсация и какой завет применимы к нам, спасенным, сегодня?

82. Перечислите знамения или свидетельства каждого завета. Каким целям эти знамения служат?

83. В дополнение к сотворению, диспенсации, заветам и правлению, назовите еще два дела Божьих.

84. Назовите три теологических значения, которые имеет в Писаниях слово “суд,” и приведите пример к каждому из них.

85. Какие две вещи мы должны делать, чтобы поддерживать и углублять свое общение с Богом?

86. Назовите четыре принципа межличностных отношений, которые углубляют наше общение с Богом.

87. Какова наша личная связь с каждым Членом божественной Троицы?

Назовите несколько способов, с помощью которых мы можем взаимодействовать с Членами божественной Троицы и углублять наше общение с каждой из этих Личностей.


[1] Библия часто пользуется личным местоимением единственного числа “Он” и притяжательным местоимением “Его” вместо слова Бог (Быт. 1:10; 2:2; Пс. 150:1; Деян. 17:24; Рим. 1:20; 1 Пет. 5:6), хотя божественная Троица состоит из трех Личностей—Отца, Сына и Святого Духа. Иногда слово “Бог” представляет Бога Отца (ср. Рим. 1:1-3, 8-9).

* В английском переводе это место звучит: ”явлено в них”

** В английском тексте: “ясно видимы”

*** В английском тексте: “понятно через сотворенное”

[2] Приведенные выше три довода в пользу существования Бога называются аргументами постериори, рассуждение с помощью которых ведется от частностей к принципам. Данный вид рассуждения принимает во внимание факты и извлекает из них определенные принципы или выводы. В отличие от этого вида доводов, Онтологический довод называется аргументом а приори, который основывается на принципах, признанных истинными независимо от наблюдений или опыта. Подобного рода рассуждение ведется от принципов к частностям. Аргументация производится с точки зрения абстрактных, но необходимых идей.

[3] Augustus Hopkins Strong, Systematic Theology [Philadelphia: American Baptist Publication Society, 1907] стр. 87.

* Имманентный (от лат. immanens—свойственный, присущий)—присущий природе самого предмета, внутренне свойственный.

Трансцендентный (от лат. transcendens, transcendentis—выходящий за пределы)—недоступный познанию, запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере (в противоп. имманентному). Краткий словарь современных понятий и терминов [Москва: Издательство “Республика”1993], сс. 148, 426.

[4] James I. Packer, “God Speaks to Man,” in Christian Foundations [Philadelphia: The Westminster Press, 1965], II, стр. 29.

[5] Benjamin Breckinbridge Warfield, The Inspiration and Authority of the Bible [Philadelphia: The Presbyterian and Reformed Publishing Company, 1948], с. 75.

[6] James I. Packer, Fundamentalism and the Word of God [London: Inter-Varsity Fellowship, 1958], стр. 92.

[7] Я регулярно пользуюсь словами “природа” и “сущность” для обозначения одного и того же понятия.

[8] William G. T. Shedd, Dogmatic Theology [Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1969], I, стр. 334.

[9] Мы привыкли думать о времени, как о чем-то измеряемом нашими часами. Наш 24-часовой день определяется одним оборотом земли вокруг своей оси; наш год, состоящий из 365 1/4 дней определяется одним обращением земли вокруг солнца.

[10] С “замыслом”, стоящим на первом месте в Деян 2:23, правило Грэнвилла Шарпа применяется следующим образом: “Когда соединительный союз кай [“и”] соединяет два существительных одного падежа, если определенный артикль хо, или любая из его падежных форм, предшествует первому из произносимых существительных или причастий и не повторяется перед вторым существительным или причастием, то последнее всегда относится к тому же лицу [или вещи], которое выражено или описано первым существительным или причастием”. Цитируется из: H. E. Dana and J. R. Mantey, A Manual Grammar of the Greek New Testament [New York: The Macmillan Company, 1941], стр. 147. Другие примеры смотрите в Тит. 2:13, “наш великий Бог и Спаситель”; 2 Пет. 1:1, “Бог и Спаситель”; 2:20, “Господь и Спаситель”; 3:2, “Господь и Спаситель.”

* В русском синодальном переводе это место звучит: “по определенному совету и предведению Божию,” однако более точный современный перевод с греческого оригинала гласит: “Этот человек был отдан в вашу власть по намерению и предвидению Божьему...” - Благая Весть (далее - БВ), Новый Завет, перевод с греческого текста, [Москва: СП “Соваминко,” 1992], стр. 155

[11] Dogmatic Theology, I, 359.

* В русском переводе - благость

** В русском переводе - милость

[12] См. F. H. Barackman, “The Principal of Biblical Faith” in Where Is Your Faith? [F. H. Barackman, 1994], стр. 18 и далее.

[13] W. H. Griffith Thomas, The Principles of Theology [London: Church Book Room Press Ltd., 1963], стр. 15.

[14] Хотя это место отсутствует в Ватиканском и Александрийском греческих манускриптах, подлинность и целостность 1 Иоан. 5:7 [ВКИ] подкрепляется его согласием с учением Библии, его дополнением к единству и плавности всего отрывка, а также тем, что его успешно цитировали Иероним, Августин, Киприан и Тертуллиан.

[15] J. N. D. Kelley, Early Christian Doctrines [New York: Harper & Row Publishers, 1960], стр. 121 и далее.

[16] J. N. D. Kelley, op. cit., стр. 226-31, 255.

* В английском языке, как и в греческом, используются артикли, которые отсутствуют в русском языке. Всем подчеркнутым словам данного отрывка предшествует определенный артикль.

[17] “Trinity,” The International Standard Bible Encyclopaedia [1949], V, 3017.

[18] Будучи зачат Духом Святым во чреве девы Марии (Матф. 1:20-25; Лук. 1:27-35), предвечный Бог Сын принял на Себя греховную, всецело человеческую природу [тело, душу и дух], божественным образом сотворенный из естества Марии, стал человеческим существом с человеческим именем “Иисус,” что значит “ГОСПОДЬ есть спасение.” Имея две природы, божественную и человеческую, Бог Сын теперь навсегда и Бог, и человек, с человеческим именем Иисус (1 Иоан. 5:20; 1 Тим. 2:5).

[19] Op. cit., V, 3014.

[20] Похоже, что слова Отца в Пс. 2:7 относятся к вечному порождению Сына, ибо это заявление касается того, что Сын сотворен в день замысла Божия, который сам по себе вечен (Еф. 3:11). Сам замысел не касается порождения Сына [вечных внутренних взаимоотношений, которые не определяются божественным указом], но имеет отношение к воплощению и Мессианской работе Бога Сына, как показано в контексте Псалма 2:7, а также Павлом в Деяниях 13:33 (ср. ст. 22). Внешние взаимоотношения Членов божественной Троицы для вселенной, и их межличностные взаимоотношения являются требованием божественного указа и определяются им. Таким образом, вечное порождение Бога Сына не определяется божественным указом, в отличие от Его воплощения и Мессианской работы, как человека.

[21] Со времени третьего, Толедского Синода (589), западная церковь придерживается взгляда, что Дух Святой исходит от Отца и Сына; восточная церковь продолжает придерживаться более раннего взгляда, что Дух исходит от Отца через Сына. - G. T. Shedd, A History of Christian Doctrine, I, 361.

[22] Слова Иисуса: “Отец Мой более Меня”(Иоан. 14:28), относятся к званию, а не к составу (или конституции).

[23] Herbert F. Stevenson, The Titles of the Triune God [London: Marshall, Morgan & Scott Ltd., 1955] p. 16.

[24] Herbert F. Stevenson, op. cit., p. 25.

[25] Edmond Jacob, Theology of the Old Testament [New York: Harper & Row Publishers, 1958], p. 59.

[26] Ludwig Koehler, Old Testament Theology [London: Lutterworth Press, 1957], p. 30.

* В русском синодальном переводе: “Господь.”

** В русском синодальном переводе: “Я есмь Сущий.”

[27] See J. Barton Payne, The Theology of the Old Testament [Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1962], p. 145.

[28] Herbert F. Stevenson, op. cit., стр. 22.

* В русском синодальном переводе: Господь Бог Израилев.

* В русском переводе: ”Господь - оправдание наше.”

** В русском переводе: избавитель.

*** Это слово переведено во многих версиях по-разному. В тексте дан перевод версии короля Иакова (ВКИ); русский перевод дает: “Верный”; версии NAS (New American Standard) и NIV (New International Version): “Слава.”

**** В русском синодальном переводе слово “доля” не относится к Богу, а в английской интерпретации это место звучит следующим образом: “Не таков Тот, кто есть Доля Иакова, ибо Он - Творец всего, включая Израиль, племя наследия Его; Всемогущий ГОСПОДЬ - имя Его.”

[29] G. Abbott-Smith, A Manuel Greek Lexicon of the New Testament [Edinburgh: T. & T. Clark, 1937], стр. 261.

* В русском синодальном переводе использованы слова: совет (Ис. 46:10; Пс. 32:11; Деян. 2:23), определение (Еф. 1:11) и воля (Евр. 6:17) - в значении намерение, замысел.

** В русском синодальном переводе: определение (Ис. 14:24-27; Еф. 3:11), предопределение (Деян. 4:28), изволение (Рим. 8:28; Еф. 1:11).

*** В английском языке, как и в греческом, единственность грамматически передается определенным артиклем.

[30] W. G. T. Shedd, Dogmatic Theology, I, 395 f.

* Слово, переведенное в русском синодальном издании, как “изволение” подразумевает цель, план или намерение Бога, и именно таким образом переведено в английских версиях Библии (Рим. 8:28; 9:11; 2 Тим. 1:9).

[31] L. Berkhof, Systematic Theology [London: The Banner of Truth Trust, 1941], p. 103

[32] Richard Watson, Theological Institutes [New York: Hunt & Eaton, 1889], II, 423-29.

[33] Lewis Sperry Chafer, Systematic Theology [Dallas: Dallas Seminary Press, 1947], I, 240.

[34] L. Berkhof, op. cit., p. 108.

[35] A. H. Strong, op. cit., I, 368.

[36] “Покайтесь”- ассоциативная стилистическая фигура [синекдоха], означающая спасение по вере (ср. Деян. 2:38; 26:20; см. Приложение Ш: “Ассоциативные фигуры: синекдоха и метонимия”).

[37] См. “The Creation Epic,” Ancient Near Eastern Texts, James B. Pritchard, ed. [Princeton: Princeton University Press, 1955], стр. 60 и ниже.

[38] См. Joseph C. Dillow, The Water’s Above: Earth’s Pre-Flood Vapor Canopy [Chicago: Moody Press, 1981].

[39] Это подразумевает, что различные виды жизни, как растительной, так и животной (Быт. 1:21, 24-25), были уже созданы на таком уровне, чтобы каждый из них мог естественным образом производить себе подобных. При этом, в данных “родах” была оставлена возможность для развития разновидностей.

[40] Расположение солнца в колюре равноденствия положило начало солнечному году, с периодом обращения земли вокруг солнца - 365 1/4 дня. См. J. B. Dimbleby, All Past Time [London: E. Nister, 1897]. стр. 10.

[41] Эта весть и ныне передается теми созвездиями, или группами звезд, которые относятся к Зодиаку, кругу видимого неба, который разделен на двенадцать частей. Каждая из этих двенадцати частей, со своим зодиакальным знаком, называется своим именем. Эти знаки были божественным образом даны и связаны с определенными звездами, чтобы постоянно напоминать людям об истине обетования о грядущем Семени (Иисусе), которое уничтожит сатану (Быт. 3:15), и надежде на спасение через Его искупительную жертву, символизируемую ветхозаветными жертвоприношениями животных (Быт. 3:21; 4:1-5; Евр. 11:4). Двенадцать знаков созвездий Зодиака, со своими деканами [созвездиями-спутниками], служили напоминанием тем людям, которые жили до Моисея, о той вести, которая устно передавалась их традицией в течение 2500 лет, пока не были даны Писания. Эта весть передавалась с помощью имен созвездий и их главных звезд на древнем языке. См. E. W. Bullinger, The Witness of the Stars [1893; reprinted by Kregel Publications, 1967], and Joseph A. Seiss, The Gospel in the Stars [Philadelphia: The Castle Press, 1884].

[42] Как и в творении человека (Быт. 2:7), Бог создал тела животных из существующей материи [воды и почвы] и одушевил их, дав им душу и дух. Еврейское слово nephesh переведенное в английских версиях как “тварь,” (1:20, 21, 24), означает “душа”(ср. Откр. 16:3). [Примечательно, что в русском переводе это слово так и переведено - “душа”(прим. пер.)]. Животные также имеют “дух” (Еккл. 3:21; ср. Быт. 7:15, 22).

[43] Некоторые считают, что первые три дня не были 24-часовыми, ибо солнце еще не светило над землей в то время. В ответ может быть сказано, что 24-часовой день определяется вращением земли вокруг своей оси, которое началось в первый день, на что указывает ссылка на вечер и утро (Быт. 1:5).

[44] Эдвард Д. Юнг. Это можно перефразировать: ”В момент, когда Бог сказал: “Да будет свет”, трехчастное условие, описанное во втором стихе, уже существовало.” См. Edward J. Young, Studies in Genesis One [Philadelphia: Presbyterian and Reformed Publishing Co., 1964], стр. 8 и ниже.

[45] Henry M. Morris, Studies in the Bible and Science [Philadelphia: Presbyterian and Reformed Publishing Co., 1966], стр. 32.

[46] Edward J. Young, op. cit., стр. 13, 38.

[47] Заметьте, что Исайя 45:18 ссылается не на Быт. 1:2, но на тот факт, что Бог сумел достичь Своей цели в том, чтобы обеспечить землю обитателями, а не оставить ее пустой.

[48] См. Walter J. Beasley, Creation’s Amazing Architect [London: Marshall, Morgan & Scott, Ltd., 1955].

[49] См. Bernard Ramm, The Christian View of Science and Scripture [London: The Paternoster Press, 1955], стр. 76-79.

[50] Merrill F. Unger, “Rethinking the Genesis Account of Creation,” Bibliotheca Sacra, Vol. 115, No. 457 [1958], стр. 28.

[51] Rev. C. I. Scofield, ed., The Scofield Reference Bible [New York: Oxford University Press, 1917], стр. 3.

[52] John C. Whitcomb and Henry M. Morris, The Genesis Flood [Philadelphia: The Presbyterian and Reformed Publishing Co., 1962], Ch. VI.

[53] Weston W. Fields, Unformed and Unfulfilled [Phillipsburg, NJ: Presbyterian and Reformed Publishing Co., 1978], гл. 4.

[54] 24-часовой день определяется временем, требуемым для полного оборота земли, независимо от того, достигает ли ее при этом солнечный свет.

[55] Униформитарианизм - это теория о том, что существующие процессы, наблюдаемые в природе, всегда происходили таким же образом, как происходят сегодня. Хотя подобие на самом деле явлено в природе, эта теория игнорирует божественные вмешательства в прошлом, которые прерывали или изменяли эти процессы до такой степени, что сейчас с точностью проследить их ход на сколько-нибудь длительный период времени назад не представляется возможным.

[56] См. Weston W. Fields, op. cit., стр. 219 и ниже, чтобы ознакомиться с радиоуглеродным методом датирования, а также теми предположениями, на которых основывается его точность.

[57] See J. B. Dimbleby, All Past Time [London: E. Nister, 1897] and The Historical Bible [London: E. Nister, 1897]. Господин Димблби, являвшийся первым хронологом Британской Ассоциации Хронологии и Астрономии, Лондон, дал нам библейскую хронологию, которая основывается на хронологических утверждениях Писаний и подтверждается астрономическими данными и расчетами. Он утверждает, что “нет ни одной книги в мире, подобной Библии, которая содержит научное время” [ All Past Time, 11]. Он доказывает, что все библейское время - это планетарное движение, показывающее явную гармонию между наукой астрономией и истинами откровения” [ The Historical Bible, 2]. Придерживаясь взгляда, что семь дней созидательной работы были “настоящими 24-часовыми днями,” он утверждает, что первым днем было воскресенье; солнечная система была сформирована в четвертый день, в момент осеннего равноденствия; солнце и луна были поставлены в положение своего максимума, точку от которой начался отсчет всех временных циклов - точку, где мы находим их на одной линии, положение, которого они никогда не достигнут вновь”[там же, стр. 4 и ниже]. Все последующие даты мирового летоисчисления, используемые в Практической Христианской Теологии, приводятся по Димблби.

[58] “Evolution,” The New Columbia Encyclopedia, [New York: Columbia University Press, the fourth edition, 1975, стр. 908.

[59] William J. Tinkle, Heredity [Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1970], стр. 88-92.

[60] Шанс, или случай, - это система случайных, неопределенных безличных причин и следствий. Ему нет места во вселенной, над которой Бог имеет суверенный контроль.

[61] Henry M. Morris, The Twilight of Evolution [Grand Rapids: Baker Book House, 1963], гл. II; H. M. M., Biblical Cosmology and Modern Science [Grand Rapids: Baker Book House, 1970], гл. VIII.

[62] J. I. Packer, “Providence,” The New Bible Dictionary [Leicester, England: Inter-Varsity Press, 1982], с. 990.

[63] H. E. Guillebaud, Some Moral Difficulties of the Bible [London: Inter-Varsity Fellowship, 1949], стр. 35.

[64] James I. Packer, op. cit., стр. 991.

[65] Когда Господь Иисус сказал, что Отец отдал весь суд Ему (Иоан. 5:22), Он, похоже, имел в виду те суды, которые относятся к Его мессианской работе. [Сравните с тем обоснованием Его власти, которое дано в ст. 27: “потому что Он есть Сын Человеческий”—мессианский титул.] В связи с этим, я не считаю божественные суды ветхозаветного периода исключительно работой Бога Сына, поскольку они происходили до Его воплощения и начала Его мессианской работы как человека.

[66] Божественное осуждение сатаны (Быт. 3:15) и мира (Иоан. 3:18; 5:18) было подтверждено их греховным отношением к Иисусу (Матф. 26:67; 27:26, 29-30, 35, 39-41; см. “Его уничижение: Его работа на кресте,” часть 2 в разделе Христология).

* Диспенсация - теологический термин, принятый без перевода в значении: “период библейской истории, налагающий определенную ответственность на людей, которые относятся к нему.”

[67] В качестве введения в диспенсационализм, см. Charles C. Ryrie, Dispensationalism Today [Chicago: Moody Press, 1965], главы 2-3; Wesley R. Willis and John R. Master with Charles C. Ryrie as Consulting Editor, Issues in Dispensationalism [Chicago: Moody Press, 1994].

[68] William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich, “oikonomia,” Greek-English Lexicon of the New Testament [Chicago: The Chicago University Press, 1957], p. 562.

[69] Роберт Камерон определяет эпоху (век) как “период времени, имеющий ясно обозначенное начало, и отмеченный определенными нравственными и провиденциальными характеристиками, которые отделяют его от других периодов времени” [ The Doctrine of the Ages, p. 18]. Со словом “век” [греч. aion ], часто переводимым “мир” в kjv, Библия говорит о том, что века сотворены Богом через Христа (Евр. 1:2; 11:3), что Его мудрость предназначена прежде веков (1 Кор. 2:7), что тайна о равенстве язычников и иудеев не была явлена в прежних веках (Еф. 3:5; Кол. 1:26), что сатана является богом века сего (2 Кор. 4:4), а его демонические силы - правителями (Еф. 6:12), что нынешний век - лукав (Гал. 1:4; Рим. 12:2), о кончине века (Матф. 13:39-40; 24:3; 28:20), о веке грядущем (Матф. 12:32; Лук. 20:34-35; Еф. 1:21), о конце веков (1 Кор. 10:11; Евр. 9:26) и о грядущих веках (Еф. 2:7).

[70] См. Albertus Pieters, The Seed of Abraham [Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1950], стр. 212 и ниже.

[71] Оппоненты спрашивают: ”Не будет ли брак Церкви со Христом полигамным по причине отношений Бога с Израилем?” Отвечая, я придерживаюсь позиции, что отношения людей с Иисусом как человеком - не одно и то же, что их отношения с Богом как совокупностью Лиц божественной Троицы. Например, Его апостолы никогда не рассматривались в Библии как апостолы Бога (2 Кор. 1:1; 2 Пет. 3:2; Иуд. 17). и Его Церковь ни разу не описывалась как Невеста или Жена Бога. Она - “Невеста Агнца,” жена Иисуса в Его человечности (Откр. 21:9).

[72] Предлог “для” [греч. eis ] иногда указывает на основание для действия или его предпосылку (от, в результате, вследствие), как в Матф. 12:41: “ибо они покаялись от проповеди Иониной.”

[73] Некоторые из этих названий отличаются от тех, которые даются обычно, поскольку они являются более описательными в отношении тех диспенсаций, к которым они относятся.

* Именно это слово и использовано в русском синодальном переводе Библии.

* В русском переводе “жизнь”.

[74] Они не были избавлены от физического разрушения, полученного ими в результате своего греха. Вследствие смертности своих тел, они не только физически умерли, но также передали своему потомству силу греха, наследственную испорченность и смерть [см. “Виды греха. Первородный грех” в разделе Хамартиология].

[75] Примечательно, что господство человека над землей не было вновь сформулировано в диспенсации, данной ему после потопа (ср. Быт. 9:2 с 1:26).

[76] Это в том случае, если последняя часть седьмого стиха относится к его младшему брату, а “грех” означает “приношение за грех.”

[77] Д.К. Уитком и Генри М. Моррис предполагают, что население мира в то время составляло свыше миллиарда человек [ op. cit., стр. 26].

* В синодальном переводе “исполины.”

[78] Природа этих падших не вполне ясна. Были ли они человеческими клонами, одержимыми бесами? Были ли они героями древней мифологии? О том, что ангелы неспособны иметь половые отношения с женщинами, говорилось только в отношении святых ангелов, находящихся на небесах (Матф. 22:30).

[79] См. John Pilkey, Origin of the Nations [San Diego: Master Book Publishers, 1984], стр. 115 и ниже, 130, 156, 163 и ниже, 195 и ниже, 202 и ниже.

* В русском переводе - душа.

[80] Библия дает несколько случаев освобождения от смертельного наказания: неумышленное убийство человека (Чис. 35:11), убийство в целях самообороны (Исх. 22:2; ср. Лук. 14:31-32) и смертная казнь ради государства (Рим. 13:4). Выступая за государство в случае войны, человек должен быть убежден, что причина справедлива с точки зрения библейских принципов. Примечательно, что Библия ничего не говорит о той форме, которую должно принимать правительство, или о распространении его полномочий, за исключением поддержания законности и порядка в осуществлении справедливости (Рим. 13:1-7). По закону Моисееву уголовными преступлениями считались: оскорбление родителей (Исх. 21:15, 17), похищение человека (ст. 16), идолослужение (22:20), нарушение субботы (35:2), жертвоприношение ребенка (Лев. 20:2-5), прелюбодеяние (ст. 10), мужеложство (ст. 13), скотоложство (стихи 15-16), богохульство (24:11-16), убийство (Чис. 35:16-18), лжепророчество (Втор. 13:1-5) и изнасилование (22:23-24).

[81] См. E. W. Bullinger, The Witness of the Stars, and Joseph A. Seiss, The Gospel in the Stars.

[82] Пьянство Ноя (Быт. 9:20-21) могло быть результатом развития процесса ферментации, вследствие изменения состава атмосферы и солнечной радиации, которые застали Ноя врасплох [см. John C. Dillow, The Water Above:Earth’s Pre-flood Vapor Canopy, стр. 102 и ниже.]. Проступок Хама, похоже, заключается в том, что он неуважительно отозвался о наготе отца, а не в том, что не накрыл его. Наказание Хама отразилось на его потомстве, хананеях, которые стали нацией рабов.

[83] Даты взяты из J. B. Dimbleby, The Historical Bible, стр. 17 и ниже, 31 и ниже. Чтобы получить даты до Р. Х., вычитайте даты АM (лат. a nno mundi —по сотворении мира) от числа 4004.

[84] Ссылка Стефана на 400 лет (Деян. 7:6; Быт. 15:13) касается пребывания семени Авраамова, начиная с момента отнятия Исаака от груди и изгнания Измаила в 2113 г по с. м., через 30 лет после вступления Авраама в Ханаан (Быт. 21:5-12).

[85] Израильтяне вошли в Египет в 2298 г по с. м., вместе с семьей Иакова (Быт. 46:1) и вышли оттуда спустя 215 лет, в 2513 г по с. м., как народ.

[86] При Моисеевом законе спасение достигалось не соблюдением закона (Рим. 3:20; Гал. 2:16; 3:21-22), но благодатью Божьей через веру в обетование о грядущем Мессии-Спасителе (ср. Быт. 15:5-6; Гал. 3:8, 16; Иоан. 5:39-40; Лук. 1:46-55; 2:25, 38; Ис. 49:1-6). Левитские приношения не спасали народ духовно, но они великодушно усматривали возможность для неумышленным нарушителей закона, повинных в преступлениях, не наказываемых смертью, продолжать физическую жизнь в сообществе завета. Несоблюдение же предписываемого ритуала вело к исключению человека из Израиля (Лев. главы 4,5). По закону, Давид должен был умереть за свои грехи (2 Цар. гл. 11, 12:9; Лев. 20:10). Но он покаялся, и Бог великодушно пощадил его жизнь (2 Цар. 12:1-14; Пс. 31, 50; Рим. 4:6-8).

[87] Преподаваемая фарисействующими книжниками, традиция старейшин в значительной степени определяла новозаветный иудаизм. Начиная с дней вавилонского плена, эта традиция была разработана иудейскими книжниками. Она включала в себя: перефразировку закона Моисеева, применение закона к новому образу жизни, например, с учетом принадлежности к городскому населению или коммерсантам [закон Моисеев соответствовал народу, занимавшемуся скотоводством], искусственные уставы, имевшие целью не допустить нарушения закона Моисеева, а также пространное толкование на Моисеев закон.

[88] Как и сегодня, закон Моисеев будет диспенсацией во время периода скорби, для тех, кто принимает его обязанности (Матф. 24:20).

[89] Некоторые ошибочно учат, что Дух Святой будет удален с земли вместе с восхищением Церкви. Второе послание к Фессалоникийцам 2:7 касается того, что будет удалено Его нынешнее сдерживание зла. Будучи Богом, Дух Святой присутствует везде. В то время Он будет активен в возрождении людей, их научении и помощи им, как Он действует и сегодня.

[90] “Диспенсация полноты времени” (Еф. 1:10), похоже, относится к диспенсации земного правления Христа, которая завершает мессианскую работу нашего Господа в течение нынешнего мирового порядка (ср. Кол. 1:20; Евр. 2:5-9).

[91] Нагорная проповедь Матф. главы 5-7), как некоторые полагают, не представляет законы, применимые исключительно к тысячелетнему царству. Она представляет характеристики и обязанности граждан царства Христа [спасенных людей], ныне живущих на земле (Кол. 1:13). Проповедь имеет дело с условиями, которых не будет существовать во дни царства, такими как преследование, искушение, воровство и лжепророчество (Матф. 5:10-12; 6:13, 19; 7:15). На самом деле, в те дни воля Божья будет выполняться на земле (Матф. 6:10).

[92] Методы обращения Бога с людьми в соответствии с принципами благодати и закона противопоставляются следующим образом:

Метод благодати, включающий дар и Метод закона или дел, включающий плату или долг

реакцию на веру: Рим. 4:5; Еф. 2:8-9. и реакцию на заслуженные дела или достоинство: Рим. 4:4.

1. Бог милостиво обращается с незаслужива- 1. Бог обращается с людьми так, как они этого

ющими. заслужили.

2. Этот метод не признает заслуг человека, 2. Этот метод признает человеческие заслуги,

его достоинства или дел. Они ничего не достоинство и дела. Если возможно, это дополнит

добавляют к исполнению обетований. исполнение обетований.

3. Исполнение обетований является всецело 3. Исполнение обетований представляет собой час-

работой Бога и приносит Ему всю хвалу. тично работу человека, принося ему часть похвалы.

4. Человеческое послушание [по благодати 4. Человеческое послушание [собственными Божьей] условиям завета позволяет Богу усилиями] завету вынуждает Бога исполнять

исполнять обетования. обетования..

5. Единственный метод, позволяющий Богу 5. Этот метод не позволяет грешникам, или недо-

исполнять Свои обетования по отношению стойным людям, переживать благословения, к грешникам, или недостойным людям. обещанные Богом.

[93] “Завет благодати, установленный в истории, основан все же на другом завете, завете искупления, который определяется как вечный договор между Богом Отцом и Богом Сыном в отношении спасения человечества.” - M. E. Osterhaven, Evangelical Dictionary of Theology, Walter A. Elwell, editor [Grand Rapids: Baker Book House, 1984], стр. 279.

[94] Фраза “семя Авраамово” имеет четыре значения в Писаниях, в зависимости от контекста. Первое: естественные потомки Авраама (Иоан. 8:37); второе: его естественные потомки, являющиеся спасенными людьми - истинный Израиль (Рим. 9:6-8); третье: язычники, спасенные по вере (Гал. 3:29) [ср. “дети” в стихах. 6-9, что значит “дети” или “сыновья” по характеру (не потомки); люди веры, подобно тому, как Авраам был мужем веры (ср. Иоан. 8:39)]; и четвертое: Господь Иисус Христос в Своем человеческом воплощении (Гал. 3:16; ср. Евр. 2:16).

[95] См. The Scofield Reference Bible [1917], сс. 5, 6, 9, and The New Scofield Reference Bible [1967], сс. 5, 7.

[96] Очевидно, одев Адама и Еву в шкуры животных, Бог установил ветхозаветное средство искупления за человеческие грехи, предвосхищавшее искупительную работу грядущего Победителя (Быт. 3:21). Это проверяется послушанием Авеля в принесении им в жертву животного по вере, как предписано божественным откровением (Евр. 11:4). Заметьте, что вера должна иметь Слово Божие, на которое она опирается.

[97] Заметьте, что “400 лет” (Быт. 15:13; Деян. 7:6) относятся к отрезку времени, который начался с момента отлучения Исаака от груди, 30 лет спустя после вступления Авраама в Ханаан в 2083 г по с. м. (Быт. 21:5-12) и включал пребывание израильтян в Египте в течение 215 лет. “430 лет” (Исх. 12:40-41)—это период времени, начавшийся с момента вступления Авраама в Ханаан.

[98] То, что закон Моисеев был не в состоянии помогать грешникам или спасать их (Рим. 7:10), происходило не по тому, что он имел какой-либо присущий ему дефект (стихи 12-13), но вследствие греховности падших людей, которые были неспособны соблюсти совершенный закон (8:7-8). Требуя полного послушания (Гал. 3:10), закон не мог компенсировать эту слабость (Рим. 8:3). Он мог только осуждать и убивать (7:10-11; Гал. 3:10). Он не мог удалять грех и давать духовную жизнь тем, кто нарушал его (Евр. 7:19; 9:19; 10:4).

[99] Имейте в виду, что покаяние часто представляет собой ассоциативную фигуру [синекдоху], означающую все, что включается в проявление спасительной веры, которая состоит из согласия с фактами Евангелия, покаяния - изменения ума и отношения, а также веры в Иисуса и Его искупительную работу [см. “Участие человека в применении спасения” в разделе Сотериология; также см. Приложение Ш: “Ассоциативные фигуры: синекдоха и метонимия”].

[100] Будучи заветом спасения, Новый Завет имеет широкое применение через искупительную работу нашего Господа. Бог применил ценность этой искупительной работы, посредством которой этот завет был утвержден, ко всем верующим докрестового периода, ожидавших грядущего Искупителя (Рим. 3:25; Евр. 9:15; см. “Работа Иисуса на кресте: Он утвердил Новый Завет” в разделе Сотериология), точно так же, как и к нам сегодня (Евр. 9:14; 1 Пет. 1:2). Таким образом, эти обетования спасения исполнены по отношению ко всем, кто верит в Иисуса и Его искупительную работу.

[101] Примечательно, что в момент, когда евангельские верующие переживают спасение, эти божественные обетования осуществляются по отношению к ним в обратной последовательности: прежде всего, это божественное прощение грехов, происходящее сразу же, как только они приходят в личные взаимоотношения с Богом; затем, наконец, происходит завершение спасения с искуплением их тел по возвращении нашего Господа. Вместе с этим телесным изменением, Слово Божие будет навсегда запечатлено внутри них.

* Греч. ginoskosin (“да знают”) предполагает именно глубоко интимное знание, что следует из употребления этого слова как в “Септуагинте,” так и в греческом тексте Нового Завета. - Джон Ф. Вэлвурд, Рой Б. Зук, Толкование четырех Евангелий и книги Деяний Апостолов, стр. 349.

[102] Напоминание о том, что Библия часто использует личное местоимение единственного числа “Он” и и притяжательное местоимение“Его”в отношении Бога, хотя божественная Троица состоит из трех Лиц—Отца, Сына и Святого Духа. См. ссылку 1.

[103] Это не касается наших с Богом отношений спасения, которые поддерживаются божественным образом и являются неизменными.

[104] Теологической основой молитвы является то, что мы, спасенные, имеем доступ к Богу через жертвенное посредничество Иисуса, которое удалило барьер наших грехов, а также через помощь Святого Духа (Еф. 2:18; Евр. 10:19-22). Господь не ограничил Свой народ молитвой только Отцу в Иоанна 16:23-27. Он просто сформулировал, что Его ученики могут обращаться за своими нуждами к Отцу сами, как они обращались к Нему Самому (ср. Матф. 6:9-11). Как мы увидим, мы можем молиться Господу Иисусу и Духу Святому.

[105] Эта связь не равнозначна той, что существует между Богом Отцом и Богом Сыном, поскольку последняя является вечной, и благодаря ей Сын обладает присущей Ему божественной природой, которая делает Его Богом.

[106] Его родительское обращение с нами заключается в том, что Он: удаляет от нас те вещи, которые препятствуют нашей духовной плодотворности (Иоан. 15:3), питает нас Своим Словом (1 Пет. 2:1-2; 2 Тим. 3:16-17), дисциплинирует нас через испытания (Евр. 12:5-12; Иак. 1:2-4) и исправляет нас (Откр. 3:19).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: