Порядок слов в предложении

Нейтральный порядок распределяет информацию по степени ее новизны для слушателя – самое главное вводится сказуемым или после сказуемого. Измененный порядок слов (инверсия) подчеркивает важность и новизну сообщаемого: Ответственность за теракты взяла на себя экстремистская организация «Соколы Курдистана».

Взаимное расположение подлежащего и сказуемого

Подлежащее обычно предшествует сказуемому: Трудовой кодекс регулирует трудовые отношения, основанные на трудовом договоре. Взаимное расположение подлежащего и сказуемого может зависеть от того, обозначает подлежащее определенный предмет или неопределенный: Поезд пришел (определенный) – Пришел поезд (неопределенный, какой-то). Преобладание в текстах оф.-дел. стиля предл-ний с препозицией подл-его обусловлено выполнением требования точности.

Тексты оф.-дел. стиля обычно составляют однотипные конструкции. Единообразие в изложении способствует предельной ясности формулировок и приводит к строгой стандартизации документа: Родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их физическом развитии… Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав… Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей.

5. Чем определены отступления от прямого порядка слов?

1. На ректорате предложение факультета поддержат. 2. Не поможет ли нам договоренность с конкурентами? 3. Прошло больше двух недель с момента подписания договора президентами.

Место определения в предложении

Согласованное определение обычно стоит перед определяемым словом, но в документах при повторяющемся слове функционирует и в постпозиции: Этот совет, как совет непродуманный, выполнять не нужно.

При наличии в предложении нескольких соглас. определений порядок их расположения зависит от того, словами каких частей речи они выражены:

– местоимения ставятся перед словами других частей речи: их краткосрочные договоры;

– качеств. прил-ные употребляются перед относ-ными, выражающими более существенный и постоянный признак: новое телевизионное шоу.

Препозитивные несогласов. определения закрепились в устойчивых оборотах: часовых дел мастер, гвардии старший лейтенант.

Несогласов. определения нельзя отрывать от определяемого слова: * Здесь, на месте более древнего храма, раньше стоял собор Рождества Богородицы XYI века. Комичные высказывания обычны для коротких объявлений: * Требуются на работу продавцы рыбы с городской пропиской.

Место дополнения в предложении

Дополнение обычно следует за управляющим словом: исправление неточности, но если выражено местоимением, то предшествует управляющему слову: Это сообщение ее обрадовало. Сравните: Это сообщение обрадовало менеджера. Прямое дополнение со значением лица предшествует управляющему слову в односоставных и неполных предложениях: Грабителей поймали в подъезде; Нам необходимо договориться.

При наличии нескольких дополнений, относящихся к одному управляющему слову, прямое дополнение предшествует другим дополнениям: Трудно провести занятие с учениками, если у вас один словарь на класс. Однако косвенное дополнение со значением лица (в форме дат. падежа) предшествует прямому дополнению: Руководитель групповой дискуссии отводит себе роль посредника.

6. Объясните, почему управляемая форма занимает в предложении определенное место?

1. Украсьте ваши губы звёздным мерцанием. 2. Закон,<…> закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. 3. Кондиционер для белья подарит Вам ласкающий аромат цветущего розового сада. 4. (право на труд) означает право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетомобщественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда. 5. В связи с разъездным характером работ в ноябре 2009 г. ПРИКАЗЫВАЮ: Компенсировать стоимость проездных билетов на все виды городского транспорта (метро, автобус, троллейбус, трамвай) в сумме…

Место обстоятельства в предложении

Обс-тва образа действия, выраженные наречиями, обычно стоят перед сказуемым: В плане работы своеобразно воплотились поиски нового решения проблемы, но выраженные именами сущ-ными или наречиями, сочетающимися с немногими глаголами – после сказуемого: расходиться кругами, ходить шагом ( босиком, пешком ).

Обс-тва меры и степени стоят перед сказуемым: Целиком доверять интонации собеседника нельзя.

Обс-тва времени обычно стоят перед сказуемым: Через неделю начнется уборочная страда.

Обс-тва места обычно стоят в начале предложения: В России достаточно футболистов высокого международного уровня; В Минске собираются восстановить церковь Вознесения. Как правило, сказуемое при этом предшествует подлежащему, но: В лесу кто-то аукал (подлеж. выражено местоимением). Постановка обс-тва места после сказуемого нормативна в тех случаях, когда его наличие необходимо для полноты высказывания: М.Таривердиев благодарил Э. Рязанова за возможность работать в фильме.

Обс-тво времени обычно предшествует обс-тву места: Завтра в Минске ожидается теплая погода без осадков.

Обс-тва причины и цели чаще стоят впереди сказуемого: Из-за затяжных дождей сроки уборки продлены.

Место вводных слов и обращений

Вводные слова, если относятся к предложению в целом, располагаются в нем свободно: Казалось, ректор принял наше предложение. – Ректор, казалось, принял наше предложение. Если по смыслу вводное слово связано с отдельным членом предложения, то ставится рядом с ним: Договор нужно исправить и, главным образом, дополнить новыми положениями.

В служебных документах, ораторских выступлениях, лозунгах обращение, как правило, ставится в начале предложения: Дорогие коллеги, прошу обратить внимание на…

Ошибочная смысловая связь слов

Неверный порядок слов приводит к ошибочной смысловой связи: Желаю вам всевозможных бед, печалей, напастей избежать (А.П. Чехов). Возможность по-разному объединить слова в словосочетания создает двусмысленность: * Учителю приходилось многое объяснять – объяснял учитель или ему кто-то объяснял?

для устранения ошибочной смысловой связи нужно действовать по алгоритму:

1. найти ошибочную смысловую связь;

2. найти правильную смысловую связь;

3. сблизить элементы правильной смысловой связи;

4. вставить подходящее по смыслу слово между элементами ошибочной смысловой связи;

5. заменить один из элементов ошибочной смысловой связи синонимом;

6. разделить предложение в месте появления ошибочной смысловой связи и оформить образовавшиеся части в виде двух самостоятельных предложений.

7. Руководствуясь общим смыслом предложения, найдите и подчеркните подлежащее. В каких случаях это сделать затруднительно?

1. Слова Бернала подтвердили многочисленные исследования. 2. И вот уже лес изуродовал новый песчаный карьер. 3. Смех вызывает неожиданное противоречие. 4. Аппетит дает движение. 5. Доброе побуждает прекрасное. 6. Леса охраняют реки. 7. Просторные лоджии обрамляют экраны из армированного стекла. 8. Семь действующих платформ обслуживают несколько сот человек. 9. Можно объединить творчество четырех выдающихся физиков. Это позволяет сделать вклад, внесенный ими в науку об электричестве. 10. Кислород выделяет перекись водорода. 11. Двери для непосредственного выхода наружу должны иметь следующие помещения. 12. В 1875 году дом Плантена приобрел город Антверпен и превратил его в музей. 13. Лето сменяет осень. 14. Дом народного творчества решил организовать в начале будущего года в нашем городе комитет по культуре.

8. Обратите внимание на нежелательность омонимии падежных форм. Определите падежи выделенных словоформ

1. Руки долгое время ему не подавал. 2. Белок – это прозрачная часть яйца. 3. Волос у деда на голове было очень мало. 4. Даже письма матери некогда было ей написать. 5. Белок лечить очень трудно. 6. 345 000 рублей достаточно для оплаты.

7. Травы на пастбище в это году было вполовину меньше обычного. 8. Ученица Степанова сыграла полонез. 9. Больной в этот день ходить по комнате не разрешили. 10. Петренко недоволен директор школы. 11. Больной помогает больной.

9. Обратите внимание на нежелательность омонимии падежных форм. Определите, выделенная омоформа называет деятеля (субъекта действия) или объект действия.

1. Герасимову позвонить Овчинникову. 2. Молодости не понять старости. 3. Мне нечего сказать сестре. 4. В европейской печати продолжает обсуждаться вопрос о помощи Италии Франции. 5. Медведева критикует Федорова. 6. Солдат увидел партизан. 7. Валентина встречает Евгения. 8. План определяет централизованное управление железной дороги. 9. Справедливые жалобы граждан вызывают необоснованные требования излишних справок. 10. Тебе не угодить ему. 11. Стекло режет алмаз. 12. Паровоз тянет электровоз. 13. У детей младшей возрастной группы мышление опережает память.

10. Исправьте предложения, заменив обратный порядок слов прямым.

1. Часто оригинал искажает перевод. 2. Газики тянули минометы, горные пушки – бронетранспортеры. 3. Некоторые исследователи считают, что логическое ударение придает слову первое место в предложении. 4. Обоз с продовольствием сопровождал взвод автоматчиков. 5. Бекон высокого качества дает скармливание подсвинкам ячменя.

11. Исправьте предложения, заменив действительную конструкцию страдательной.

1. Войска встречали тысячи жителей города. 2. Этикетки на многих бутылках украшают медали. 3. Учитель показал на примерах, что законченность мысли передает интонация. 4. 1400 спортсменов обслуживали 10 столовых. 5. Мы ввели новые специальности, которые сегодня определяют рыночные отношения.

12. Найдите и устраните ошибочную смысловую связь слов.

1. Труд настолько интенсивен, что часто работающим на конвейере некогда поднять голову. 2. Ученики четко должны выучить основные термины. 3. Наполеон в ссылке вел жалкое существование, хотя десять лет назад он был властелином полумира. 4. … категорично заявила судья, начиная процесс, и просила впредь являться участников процесса вовремя. 5. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева. 6. В этот лагерь приехал только что окончивший школу по туристической путевке Максим. 7. Эта мысль не нова, на это указывал еще М.В. Ломоносов. 8. Скажите несколько слов о новом теплоходе для наших читателей.9. Выполнены обязательства по поставке птичьего мяса и молока. 10. Установлено, что изготовлена также самогонная закваска гражданкой Филипповой, которая находилась в стадии брожения. 11. В колхозе проведен учет эффективности прикатывания ботвы картофеля главным агрономом Вольским. 12. Начато строительство коровника на 200 голов с силосными башнями.

13. Устраните ошибку, сблизив элементы правильной смысловой связи.

1. Техникум приглашает на преподавательскую работу инженеров, сторожа, повара. 2. Представитель фирмы в конце поведал собравшимся об очистке воды с помощью фильтров. 3. На собрании обсуждался вопрос о подготовке к севу тракторов. / о подготовке тракторов (чего?) к севу (к чему?).

4. Погибшего после повторного осмотра опознать не удалось. 5. Десятки студентов из учебных заведений, направленных на работу, не прибывают на место назначения.6. Комиссия посетила школу-интернат с преподаванием ряда предметов на английском языке Октябрьского района. 7. Николай Брилев в магазине «Детский мир» залез в карман к гражданину Чеснокову, где и был пойман.

14. Исправьте неправильное употребление падежных форм имен существительных, приводящее к двусмысленности высказывания.

1. Объяснение ответа брата представляется неубедительным. 2. Приказали нам помочь в работе.3. Вызов редактора был неожиданным для всех.

15. Исправьте ошибки в управлении зависимым словом.

1. Местные власти это не подозревают. 2. Обрадован хорошему результату. 3. Обижен на резкое замечание. 4. Есть к этому два подходящих объяснения. 5. Все выступления указывали о необходимости улучшить работу фирмы. 6. В чем заключается интерес этого дела?

16. Подчеркните правильный вариант управления, используйте данные в скобках слова.

1. Решить вопрос (о, по, с – поставка запчастей). 2. Не производятся работы (в связи, из-за, за, по причине – отсутствие электродов). 3. Подать заявление (об, на, по – отпуск). 4. Назначить пособие (в связи, с, за, из-за, по причине – смерть кормильца). 5. Отказать (ввиду, из-за, по причине, в связи с – отсутствие финансирования).

17. исправьте ошибки, если они есть, в употреблении предложных конструкций.

Управление по строительству, работа по ремонту по шиферу, реклама по Беларуси, договор по реализации продукции, решение по зарплате, сведения по тоннажу судна, дилер по Гомелю, ведение делопроизводства по личному составу, предоставление услуг по отоплению, сведения на 147 фирм нашего города, база данных по клиентам, опись на изделия из алюминиевого профиля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: