Содержание фактических смол
Фактическими смолами в реактивных топливах называют сумму, сложных продуктов их окисления, полимеризации и конденсации, образовавшихся в процессе производства и хранения, с также в процессе определения в специальном приборе в условиях испытания.
Жидкофазное окисление реактивных топлив в основном определяется температурой окисления и содержанием в них гетероорганических и непредельных углеводородов. Продукты окислении+я реактивных топлив (или смолы) являются причиной образования высокотемпературных осадков, под которыми понимают осадки, появляющиеся в топливах при нагреве до температур выше 373 К. Высокотемпературные осадки вызывают образованиеотложений на деталях топливной системы, забивку топливных фильтров и форсунок, что может стать причиной отказа двигателя ВС в полете или падения его тяги. Отложения в топливомасляных радиаторах изменяют теплообменные процессы в двигателе и его тепловой режим, вызывают перегрев смазочного масла и его старение.
|
|
Содержание фактических смол в реактивных топливах определяют по ГОСТ 8489—85 и ГОСТ 1567-83, из которых последний является арбитражным. Суть метода заключается в выпаривании навески топлива при высокой температуре под струей воздуха или водяного пара в условиях испытания в стакане специального прибора и определении содержания массы невыпарившегося остатка. Испытания проводятся в вытяжном шкафу или под вытяжным зонтом. Содержание фактических смол в топливах нормируется в мг на 100 см3.
Метод служит для условной оценки склонности топлив к смолообразованию в процессе применения.
Содержание фактических смол X в миллиграммах на 100 см3 топлива в каждом стакане вычисляют по формуле
Х=
Где — т1 масса чистого сухого стакана, мг; т2 — масса стакана со смолами, мг; V —■ навеска реактивного топлива, см3.
За результат испытания принимают среднее арифметическое значение двух параллельных определений.
Результаты испытаний округляют до целых единиц.
Содержание фактических смол до 2 мг на 100 см3 топлива оценивается как их отсутствие.
Содержание фактических смол в реактивных топливах не должно превышать 4—7 мг на 100 см3.
5.3.4. Содержание механических примесей и воды
Применяемые в ГА реактивные топлива содержат загрязнения, образующиеся в процессе их производства, транспортирования и хранения. Загрязнениями считают твердые, жидкие и газообразные примеси, ухудшающие нормируемые показатели качества топлив, а также эксплуатационно-технические характеристики агрегатов топливных систем ВС и двигателей.
Среди множества загрязняющих топлива веществ, насчитываемых более 100, наиболее опасными являются металлы (сталь, алюминий, медь, хром, титан, кобальт, молибден), окислы металлов (алюминия, железа, хрома) и неметаллы (сера, двуокись кремния, вода).
|
|
В атмосферной пыли содержатся окислы кремния (65—98%), железа и алюминия, а также органические вещества.
загрязнения топлив представляют собой сложную смесь высокомолекулярных продуктов окислительного уплотнения сернистых, азотистых и кислородных соединений топлив.
Загрязненность топлив может характеризоваться следующими параметрами: общей массой загрязнений в единице объема топлива, г/м3; относительным массовым содержанием (% от массы топлива); относительным объемным содержанием (% от объема топлива); гранулометрическим составом частиц загрязнений (частица, мкм/100 мл топлива по диапазонам дисперсности загрязнений); максимальным размером частиц, мкм.
Особое место среди загрязнений топлив, оказывающих очень большое влияние на работу двигателя и топливной системы BC занимают твердые или, так называемые, механические примеси и вода.
Под механическими примесями понимают твердые вещества видимые в топливах невооруженным глазом или задерживаемые фильтром при их фильтровании.
Механические примеси вызывают интенсивный износ arpeгатов топливных систем ВС, засоряют топливные фильтры и зазоры прецизионных пар, а также вызывают отложение нагара в камере сгорания, осмоление внутренних поверхностей топливных, масляных радиаторов и др. В ГА существующими нормативными документами регламентируется степень очистки топлив, заправляемых в баки ВС, от механических примесей. Так, при заправке должно быть обеспечено удаление из топлива всех механических частиц размером более 5 мкм и масса механических примесей не должна превышать 0,0002%, а свободной воды — 0,003% от массы топлива.
Основным жидким загрязнением реактивных топлив (и авиационных бензинов) является вода, появляющаяся в результате их способности растворять ее некоторое количество, т. е. топлива гигроскопичны. Гигроскопичность топлив является обратимой, т. е. при определенных внешних условиях топливо может поглощать влагу или влага может переходить из топлива в окружающую среду. Растворимость воды в топливе прямопро-порциональна давлению и относительной влажности контактирующего воздуха, экспоненциально зависит от температуры топлива и рассчитывается по закону Генри:
Где — максимальная растворимость воды при заданных условиях, % масс; — максимальная растворимость в топливе при 1,0 (100% влажности воздуха); —относительная влажность воздуха; Р — давление воздуха в надтопливном пространстве, МПа; Р0 = 0,1 МПа и Т0 = 293 К; Т — температура топлива и воздуха, К; п — показатель степени, равный:
ТС-1, РТ Т-1 Т-2 Т-8 Бензины
0,00865 0,00725 0,00966 0,00875 0,01207
11,5 12,5 12,0 11,5 11,5
Формула справедлива только при равенстве температур топлива и воздуха.
В результате обратимой гигроскопичности топлив, вызывающей фазовые переходы воды в топливе при изменении внешних условий, вода в них может находиться в растворенном состоянии, эмульсионном, отстойном, кристаллообразном и в виде льда.
Растворенная вода — влага, находящаяся в топливе в мономолекулярном состоянии.
Эмульсионная вода — микрокапли воды (размером до 30 мкн находящиеся в топливе во взвешенном состоянии. Эмульсионная вода образуется в результате конденсации выделяющейся растворенной воды при снижении температуры, а также в результате механического дробления отстойной воды в насосах, струях топлива и т. д.
Отстойная_вода_(свободная) — вода, осевшая на дно емкости (под топливом). Она образуется в результате коагуляции молекул эмульсионной воды и оседания ее на дне емкости, стекания конденсата с надтопливного пространства емкости, а та же как попадающая в топливо в результате негерметичности емкости.
|
|
Эмульсионная и отстойная вода являются не только загрязнителями топлив, но и адсорбируют на поверхности раздела фаз загрязнения всех видов, в результате чего образуются весьма агрессивные и устойчивые комплексы загрязнений. Вода, являясь хорошим растворителем, аккумулирует в себе кислоты, щелочи, соли, присадки к топливам и другие вещества, а также является средой для развития микроорганизмов.
Накапливающаяся эмульсионная и отстойная вода попадая в топливную систему и топливорегулирующую аппаратуру ВС
вместе с другими загрязнениями забивает топливные фильтры и жиклеры топливорегулирующей аппаратуры.
Образующийся из свободной воды при отрицательных температурах лед наслаивается на предохранительных сетках топливных насосов, что приводит к блокированию входной полости и смятию предохранительных сеток. Накопившаяся в застойных зонах трубопроводов и агрегатов вода, превратившись в лед при низких температурах, может вызвать отказы оборудования (обратных клапанов, кранов, крыльчаток насосов).
Отстойная вода вызывает также прямые механические повреждения покрытий и швов топливных баков. При замерзании, попадая в зазоры, вода разрывает герметизирующее покрытие баков и расклинивает зазоры швов. Этот процесс является прогрессирующим при многократном оттаивании и замерзании воды несливаемого остатка (практически в каждом полете ВС) и может создать условия для разгерметизации и течи топлива из баков.
На работоспособность и долговечность элементов топливных систем ВС отрицательно влияет присутствующая на металлических поверхностях вода, вызывающая различные виды коррозии металлов, главным образом электромеханическую и микробиологическую.
Визуальный метод определения содержания механических примесей и воды. При контроле качества реактивных топлив определение содержания механических примесей и воды производится по ГОСТ 10577—78 визуальным методом, суть которого заключается в рассматривании пробы топлива в проходящем свете.
|
|
Визуальный метод позволяет определить наличие или отсутствие свободной или эмульсионной воды, а также механических примесей при размерах частиц загрязнений или капель воды более 15—20 мкм.
В целях предотвращения конденсации водяных паров на поверхности холодных реактивных топлив перед испытанием емкости с пробами топлив следует держать закрытыми до тех пор, пока температура пробы не достигнет температуры окружающей среды. Затем топливо тщательно перемешивают встряхиванием, быстро наливают в чистый цилиндр из бесцветного стекла диаметром 40—55 мм. Рассматривать пробу топлива необходимо через 1—2 мин после помещения ее в цилиндр.
Желательно перед рассматриванием придать топливу в цилиндре вращательное движение, при этом механические примеси и вода будут увлекаться со дна цилиндра.
При рассмотрении пробы реактивного топлива в проходящем свете она должна быть прозрачной и не содержать взвешенные или осевших на дно цилиндра посторонних примесей, отдельного слоя воды или ее капель.
В соответствии с ГОСТ 10227—86 механические примеси ивода в реактивных топливах должны отсутствовать.